Миссионерская православная газета. 2002 г. № 11. Ноябрь.
ИЗДАМИЬ" МУРМАНСКОЙ и Мончегорской ШІАРХИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона І І Р М Ш і М Ш І Ш ® Т І м и о с и о ш р с к а я п р а в о с л а в н а я г а з е т а номер 11, год 2002, ноябрь Ё(НДН Іі Х ІМ ВШИ Вспоминая Вход Пресвятой Девы Марии в Иеру салимский храм, мы должны задуматься о нашем посещении храма Божия. Если даже самой Деве Марии, Чистейшей из чистых, Совершеннейшей из совершенных был нужен храм, то как же он необ ходим нам, постоянно пятнающим себя грехами. Посещение храма должно стать одним из главных средств к очищению и освящению. Да, молиться Богу можно везде, об этом Гос подь сказал в беседе с самарянкой: «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4, 23), однако Сам Господь посе щал Иерусалимский храм. Порой люди боятся приходить в храм Божий, они не знают, как себя вести, и стыдятся по казаться «белыми воронами». Не которые говорят: «Мы ничего не понимаем». Таковым хочется Преподобный Варсонофий Оптинский обращался к своим современникам в XIX веке с такими сло вами: «Верный признак омертвения души есть ук лонение от церковной службы. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий». Заметим, что такие опоздания - болезнь многих наших современников, которые, опоз дав на службу, начинают прикладываться к иконам, Счастье - с детства быть с Богом сказать, что храм - это своего рода школа, «училище благочес тия», как называют его святые отцы. Ведь когда ребенок впер вые приходит в школу, он тоже в большинстве случаев не уме ет читать и писать. И никому в голову не придет его укорять в этом - со временем он всему научится. Так же и храм - это школа жизни, и она должна быть для нас самой важной. Приходя сюда постоянно, мы тоже будем получать здесь необходимые зна ния, слушая Слово Божие, бого служебные тексты, проповеди священников. Сам Господь бу дет нас воцерковлять, настав лять, вразумлять, потому что именно в храме Божием Гос подь Сам общается с человеком через Святые Таинства, из ко торых главным является Таин ство Святого Причастия. Поэто му на вопрос: «С чего начать свою церковную жизнь?» - ответим: «С выполнения четвертой заповеди Божией». Именно с воскресного посещения храма Божия и начинается церковная жизнь христианина. Но это не значит, что в осталь ные дни посещать храм не нужно. Напротив, надо стараться использовать каждую возможность посе щения храма, участия в общей церковной молитве, так как именно в храме христианин обретает полно ту церковной жизни, наилучшую возможность стяжа ния благодати Святого Духа. Спросим свою совесть: дорожим ли мы каждым богослужением в храме, с радостью ли встаем мы утром и идем в храм или потому только, что в праздники положено в храм сходить? К сожалению, уходит из нашей жизни то поколение прихожан, которые чтили не только великие, но все полиелей- ные праздники, для которых само посещение храма даже в будний день уже являлось праздником. ставить свечи, толкать молящихся во время бого служения. Вспоминаю, как еще лет десять назад бабушки приходили в храм задолго до чтения ча сов, выстраивались рядами и читали свои помянни- ки, в то время как в алтаре совершалась проскоми дия. Сейчас почему-то это ушло. Наверное, по-настоящему ощутить значение хра ма в своей жизни могли люди предыдущих поколе ний, которых в годы атеистического режима насиль но лишали церквей. Как-то раз в храме встретил одну знакомую старушку, приехавшую к детям из далекой деревни с Терского берега. Она плакала. Когда спросил, отчего она плачет, бабушка ответила: «От радости: наконец-то я попала в храм!» Мы не ценим этой великой милости Божией к нам - воз можности посещать храм Божий, где мы приуготов ляемся к вечности, соприкасаемся с вечностью, потому что церковь - это место, где Небо соприка сается с землей. И не люди создают храмы, их создает для нас Сам Господь: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126,1), Господь - «строитель и художник» (Евр. 11, 10), люди только орудия, «строительный материал в руках Господа», как говорил перед смертью митрофорный протоиерей Владимир Жохов (первый настоятель Ни кольского храма на Зеленой). Посещение храма, участие в Таинствах Церкви должно стать потребностью и для наших детей. Надо сделать так, чтобы для ре бенка это переживалось как праз дник. Создание особого настрое ния, праздничная одежда - все это благотворно влияет на впе чатлительные детские души. Вспомним благоговейное, празд ничное Введение трехлетней Бо- гоотроковицы в храм. Как это не похоже на столь частые у нас суетливые затаскивания ребенка в храм под благовидным предло гом - чем больше в церкви, тем лучше. Дети шумят, бегают по храму, играют в свои игры, не замечают ни богослужения, ни свя щенника. Результат оказывается совершенно обратный желаемому. Неблагоговейное отношение к цер ковной службе прочно закрепля ется с детства. Некоторые при несут свое чадо к самому Прича стию, скрутят его - младенец кричит, вырывается. Во что бы то ни стало причастить! Такое дитя будет о храме только с ужа сом вспоминать, одно упомина ние о Боге вызовет муку у ре бенка. Святой праведный Иоанн Кронштадтский о младенцах, ко торые не хотели причащаться, про рочески говорил: «Это будущие гонители Церкви Христовой!» Что бы наши дети не стали гонителя ми Церкви, мы должны хоть в чем-то являть им пример христианской жизни, се мья должна стать «малой Церковью». Почему некоторые учащиеся воскресных школ не ходят в храм, хотя с большим удовольствиям посещают занятия? Потому что родители их к это му не приучили. Лучше не ходить в воскресную школу, но постоянно ходить в храм Божий, где Божественная благодать непосредственно будет дей ствовать на сердце ребенка. Будем помнить, что на Страшном Суде родители предстанут вместе с детьми. И как Каин услышал вопрос: «Где брат твой?» - так и их Господь спросит: «Где дети ваши?» Счастье и спасение их в том, чтобы они могли спокойно сказать за себя и за детей своих: «Вот я и дети, которых Ты дал мне» (Евр. 2, 13). Иерей Василий Вольский Фото С. Филиппова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz