Миссионерская православная газета. 2002 г. № 11. Ноябрь.

8 л ш с с и о н е р с к А я п р а в о с л а в н а я г л з е т л О «ФИЛОСОФСКОМ ПАРОХОДЕ» И НЕ ТОЛЬКО О НЕМ f.VH ' ,ivt° v t'.l'. 4 V, w V ' 4 о ^ " оѴ>Ьнѵль:ѵѵ'’ 'л w « ' л л Не так давно мне посчастливилось участвовать в Днях петербургской философии, посвященных 80-летию «философского парохода». Их было два, «философских корабля», отправленных в августе и ноябре 1922 года. Тогда Н. А. Бердяев, Л. П. Карса­ вин, Н. О. Лосский и многие другие философы были насильственно депортированы из Петрограда в Бер­ лин. Высылка олицетворявших цвет нации мыслите­ лей осуществлялась по инициативе Троцкого, Каме­ нева, Зиновьева. Акция эта обернулась большой бедой для России. Прервалась русская тради­ ция духовно-религиозной философии. Не меньшим горем ста­ ла вынужденная эмиграция и для самих ученых. Ока­ завшись на чужби­ не, эти философы уже не смогли со­ здать ничего по-насто­ ящему значительного. Оторванные от нацио­ нальных истоков, они изошли в плаксивых работах. Лишь П. А. Со­ рокину удалось избежать такой участи. Основав уникальную социологичес­ кую школу при Гарвардс­ ком университете, он за­ воевал статус социолога номер один в мире. К юбилею печального со­ бытия и была приурочена философская конференция. На ее пленарном заседании в актовом зале Санкт-Петер­ бургского университета собра­ лись не только питерские уче­ ные, но и философы из Москвы, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и других городов. Доклады высту­ павших, какую бы проблематику они ни затрагива­ ли, связывала одна идея - идея единства. Единства нации, столь противоестественно разделенной ког­ да-то катастрофами Октябрьской революции и граж­ данской войны. Единства истории, вос(гана:-зг;:,-вя:-с щей «времен связующую нить». Единства философ­ ской традиции, питающейся высокой духовностью отечественной культуры. И вот на трибуну поднялся профессор Санкт- Петербургского университета, доктор философс­ ких наук М. С. Каган. Его выступления с особым чувством ждали многие. Один из ведущих культу­ рологов страны, автор множества книг, блестящий публицист, непревзойденный оратор, Моисей Са- мойлович пользуется огромным уважением не одного поколения преподавателей социально-гу­ манитарных наук. О чем же говорил профессор Каган? О том, что, на его взгляд, сегодня становится главным препят­ ствием на пути к объединению. Речь шла о недав­ нем решении Министерства образования РФ, со­ гласно которому в образовательный Госстандарт вводится религиозный компонент, предполагающий преподавание курса православной культуры в на­ ших школах. И хотя этот компонент носит вариатив­ ный характер (апробация его зависит от решения администраций школ и родителей), профессор Каган увидел в перспективе православного воспитания школьников угрозу стратегической безопасности России. Апеллируя к традициям ленинградской философской школы, отличающейся рационалисти­ ческим, светским характером философствования, Моисей Самойлович выстроил логичную систему аргументов против религиозного компонента в обра­ зовании. Предельно упрощая, их можно свести к следующему: 1. Религия играет роль не объединяющего, а разъединяющего фактора (имеется в виду конфликт ислама и христианства, а также противостояние различных конфессий в рамках христианства). 2. Россия - многоконфессиональная страна, и приоритетное положение православной культуры в ;ѵЯ \ я Ѵ\ V V' Уже выпущены пособия, рекомендованные Координа­ ционным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии для ис­ пользования в учебном просессе. школах может вызвать обострение межнациональ­ ных отношений. 3. Православный компонент будет вводиться за с ч е т сокращен : учебных ч а с о в по м'т-ратуре, истории, мировой художественной культуре, что отрицательно отразится на уровне гуманитарного развития наших школьников. Финалом выступления стал обращенный к Петер­ бургскому философскому обществу страстный при­ зыв выразить протест против введения курса пра­ вославной культуры в программы наших школ. Вос­ производящая тактику таранного удара речь Моисея Самойловича никого не оставила равнодушным. «Конечно, надо выразить протест, иначе наши шко­ лы в церковноприходские превратятся», - говорили женщины сзади меня. Но сидящий неподалеку муж­ чина оценил происходящее по-другому: «Это соро- совская провокация». Что касается моего мнения, я сомневаюсь, что­ бы такой крупный культуролог мог быть подкуплен американским фондом Джорджа Сороса, пытающим­ ся взять под свой контроль образование в России. Стратегией жизни настоящих, больших ученых, к числу которых относится профессор Каган, являет­ ся поиск истины, а не корыстный интерес. И я за выступлением Моисея Самойловича увидела иное. Трагедию неукорененности, отсутствие ощущения почвы и исторической судьбы. А когда человек не укоренен в почве, природе, истории страны, любое самое безупречное рациональное построение ока­ жется замком на песке. Хоть я и не претендую на звание философа, традиции ленинградской фило­ софской школы разделяю, и при желании мне было бы нетрудно выстроить систему рациональных до­ водов в пользу православного компонента в школь­ ном образовании. Только я не хочу упражняться в схоластике. С помощью рассудка можно доказать все, что угодно. Важнее чувствовать ту духовную опору, кото­ рую дает сегодня обществу Православная Церковь. И ощущать тот нравственный потенциал, который она в себе несет, ибо христианская этика любви, милосердия и сострадания связывает людей. Гово­ ря языком философии, она выступает предельным основанием бытия, то есть тем фундаментом, на котором держится жизнь. Нет, не на разобщение, а ни объединение, не на оскудение, а на углубление духовного развития школьников направлено реше­ ние Министерства образования, столь жестко рас­ критикованное профессором Каганом. Возможно, мое впечат­ лительное вообра- 1 жение заносит меня слишком далеко, но в действиях Моисея Самойловича я уви­ дела попытку подго­ товить новый «фило­ софский пароход». Восемьдесят лет на­ зад воинствующие безбожники Троцкий, Каменев, Зиновьев оторвали Россию от ее духовно-религиозной философии. Сегодня пламенный атеист про­ фессор Каган, видимо искренне желая добра нашим детям, стремит­ ся оторвать их от исто­ ков исконно русской пра­ вославной культуры. Не могу точно сказать, выразит ли Петербургс­ кое философское обще­ ство протест против присутствия православия в наших школах. У меня взволнованное выступление Моисея Самойловича вызвало обратную реакцию. Я пошла на вечернюю службу в Казанский собор и там успокоилась. Татьяна Рябинина, г. Мурманск ИСПОВЕДЬ ГРЕШНИКА Я не знаю, где надлежит встретиться, Тропки наши на холмик придут Там, где все чистотою светится, Там, где все к чистоте воззовут... Здесь у каждого версты разные, Остановки в пути надлежат, Кто живет делами греховными, А кто горбушке бывает рад. Век стремительный, время движется - Оглянуться в пути нет сил, А в конце на дороге жизненной Вспоминаешь, что крест не носил. Вразумившись, начнешь каяться И взываешь: «Прости, прости!» Уже поздно: свечами светится Все, что ты в оболочке носил. Там ты муки пройдешь степенные, И на чаши весов взойдут Дела добрые, дела скверные - Справедливый настанет Суд. Люд, опомнись! Люд, одумайся! И пойми, что творится в лета. Для раскаянья время роздано - Лучше поздно, чем никогда. Раба Божия Екатерина, г. Мурманск Издательство Мурманской и Мончегорской Епархии Московского Патриархата. Редактор иерей Василий Вольский. Адрес: 183010. Мурманск, ул.Зеленая, 11, тел. 56-43-71. E-mail: mispaper@mail.nj П р и п е р е п е ч а т к е Газета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № 113448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ООО «Кольское полиграфическое предприятие». Тираж 7.000 чкз. с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм, г а з е т у » о б я з а т е л ь н а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz