Миссионерская православная газета. 2002 г. № 11. Ноябрь.
8 л ш с с и о н е р с к А я п р а в о с л а в н а я г л з е т л О «ФИЛОСОФСКОМ ПАРОХОДЕ» И НЕ ТОЛЬКО О НЕМ f.VH ' ,ivt° v t'.l'. 4 V, w V ' 4 о ^ " оѴ>Ьнѵль:ѵѵ'’ 'л w « ' л л Не так давно мне посчастливилось участвовать в Днях петербургской философии, посвященных 80-летию «философского парохода». Их было два, «философских корабля», отправленных в августе и ноябре 1922 года. Тогда Н. А. Бердяев, Л. П. Карса вин, Н. О. Лосский и многие другие философы были насильственно депортированы из Петрограда в Бер лин. Высылка олицетворявших цвет нации мыслите лей осуществлялась по инициативе Троцкого, Каме нева, Зиновьева. Акция эта обернулась большой бедой для России. Прервалась русская тради ция духовно-религиозной философии. Не меньшим горем ста ла вынужденная эмиграция и для самих ученых. Ока завшись на чужби не, эти философы уже не смогли со здать ничего по-насто ящему значительного. Оторванные от нацио нальных истоков, они изошли в плаксивых работах. Лишь П. А. Со рокину удалось избежать такой участи. Основав уникальную социологичес кую школу при Гарвардс ком университете, он за воевал статус социолога номер один в мире. К юбилею печального со бытия и была приурочена философская конференция. На ее пленарном заседании в актовом зале Санкт-Петер бургского университета собра лись не только питерские уче ные, но и философы из Москвы, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и других городов. Доклады высту павших, какую бы проблематику они ни затрагива ли, связывала одна идея - идея единства. Единства нации, столь противоестественно разделенной ког да-то катастрофами Октябрьской революции и граж данской войны. Единства истории, вос(гана:-зг;:,-вя:-с щей «времен связующую нить». Единства философ ской традиции, питающейся высокой духовностью отечественной культуры. И вот на трибуну поднялся профессор Санкт- Петербургского университета, доктор философс ких наук М. С. Каган. Его выступления с особым чувством ждали многие. Один из ведущих культу рологов страны, автор множества книг, блестящий публицист, непревзойденный оратор, Моисей Са- мойлович пользуется огромным уважением не одного поколения преподавателей социально-гу манитарных наук. О чем же говорил профессор Каган? О том, что, на его взгляд, сегодня становится главным препят ствием на пути к объединению. Речь шла о недав нем решении Министерства образования РФ, со гласно которому в образовательный Госстандарт вводится религиозный компонент, предполагающий преподавание курса православной культуры в на ших школах. И хотя этот компонент носит вариатив ный характер (апробация его зависит от решения администраций школ и родителей), профессор Каган увидел в перспективе православного воспитания школьников угрозу стратегической безопасности России. Апеллируя к традициям ленинградской философской школы, отличающейся рационалисти ческим, светским характером философствования, Моисей Самойлович выстроил логичную систему аргументов против религиозного компонента в обра зовании. Предельно упрощая, их можно свести к следующему: 1. Религия играет роль не объединяющего, а разъединяющего фактора (имеется в виду конфликт ислама и христианства, а также противостояние различных конфессий в рамках христианства). 2. Россия - многоконфессиональная страна, и приоритетное положение православной культуры в ;ѵЯ \ я Ѵ\ V V' Уже выпущены пособия, рекомендованные Координа ционным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии для ис пользования в учебном просессе. школах может вызвать обострение межнациональ ных отношений. 3. Православный компонент будет вводиться за с ч е т сокращен : учебных ч а с о в по м'т-ратуре, истории, мировой художественной культуре, что отрицательно отразится на уровне гуманитарного развития наших школьников. Финалом выступления стал обращенный к Петер бургскому философскому обществу страстный при зыв выразить протест против введения курса пра вославной культуры в программы наших школ. Вос производящая тактику таранного удара речь Моисея Самойловича никого не оставила равнодушным. «Конечно, надо выразить протест, иначе наши шко лы в церковноприходские превратятся», - говорили женщины сзади меня. Но сидящий неподалеку муж чина оценил происходящее по-другому: «Это соро- совская провокация». Что касается моего мнения, я сомневаюсь, что бы такой крупный культуролог мог быть подкуплен американским фондом Джорджа Сороса, пытающим ся взять под свой контроль образование в России. Стратегией жизни настоящих, больших ученых, к числу которых относится профессор Каган, являет ся поиск истины, а не корыстный интерес. И я за выступлением Моисея Самойловича увидела иное. Трагедию неукорененности, отсутствие ощущения почвы и исторической судьбы. А когда человек не укоренен в почве, природе, истории страны, любое самое безупречное рациональное построение ока жется замком на песке. Хоть я и не претендую на звание философа, традиции ленинградской фило софской школы разделяю, и при желании мне было бы нетрудно выстроить систему рациональных до водов в пользу православного компонента в школь ном образовании. Только я не хочу упражняться в схоластике. С помощью рассудка можно доказать все, что угодно. Важнее чувствовать ту духовную опору, кото рую дает сегодня обществу Православная Церковь. И ощущать тот нравственный потенциал, который она в себе несет, ибо христианская этика любви, милосердия и сострадания связывает людей. Гово ря языком философии, она выступает предельным основанием бытия, то есть тем фундаментом, на котором держится жизнь. Нет, не на разобщение, а ни объединение, не на оскудение, а на углубление духовного развития школьников направлено реше ние Министерства образования, столь жестко рас критикованное профессором Каганом. Возможно, мое впечат лительное вообра- 1 жение заносит меня слишком далеко, но в действиях Моисея Самойловича я уви дела попытку подго товить новый «фило софский пароход». Восемьдесят лет на зад воинствующие безбожники Троцкий, Каменев, Зиновьев оторвали Россию от ее духовно-религиозной философии. Сегодня пламенный атеист про фессор Каган, видимо искренне желая добра нашим детям, стремит ся оторвать их от исто ков исконно русской пра вославной культуры. Не могу точно сказать, выразит ли Петербургс кое философское обще ство протест против присутствия православия в наших школах. У меня взволнованное выступление Моисея Самойловича вызвало обратную реакцию. Я пошла на вечернюю службу в Казанский собор и там успокоилась. Татьяна Рябинина, г. Мурманск ИСПОВЕДЬ ГРЕШНИКА Я не знаю, где надлежит встретиться, Тропки наши на холмик придут Там, где все чистотою светится, Там, где все к чистоте воззовут... Здесь у каждого версты разные, Остановки в пути надлежат, Кто живет делами греховными, А кто горбушке бывает рад. Век стремительный, время движется - Оглянуться в пути нет сил, А в конце на дороге жизненной Вспоминаешь, что крест не носил. Вразумившись, начнешь каяться И взываешь: «Прости, прости!» Уже поздно: свечами светится Все, что ты в оболочке носил. Там ты муки пройдешь степенные, И на чаши весов взойдут Дела добрые, дела скверные - Справедливый настанет Суд. Люд, опомнись! Люд, одумайся! И пойми, что творится в лета. Для раскаянья время роздано - Лучше поздно, чем никогда. Раба Божия Екатерина, г. Мурманск Издательство Мурманской и Мончегорской Епархии Московского Патриархата. Редактор иерей Василий Вольский. Адрес: 183010. Мурманск, ул.Зеленая, 11, тел. 56-43-71. E-mail: mispaper@mail.nj П р и п е р е п е ч а т к е Газета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № 113448 от 17.12.98 г. Отпечатано в ООО «Кольское полиграфическое предприятие». Тираж 7.000 чкз. с с ы л к а н а « М и с с и о н е р с к у ю п р а в о с л а в н у ю Дорогие братья и сестры! Просим не использовать «Миссионерскую православную газету» для хозяйственных целей. Если она Вам больше не нужна, дайте ее почитать другому или верните в православный храм, г а з е т у » о б я з а т е л ь н а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz