Миссионерская православная газета. 2002 г. № 11. Ноябрь.
iuii:iw>m>m>rv>ritm 11 Г6ѴІ.Ч,’і;іѴ6\!И1й/1 I [Uft l ii / A паломничество ЭетйИЯ «раничка да да Ж да да да| ftV? да да да йз да &S Ш &H да да $$ да Sp Ш да да да fic iffp да да даі да да ж Ш jss да 2§ sp да да да да да &чз 9č* да да За 2з да! Что же такое «палом ничество»? Это путеше ствие к святым местам - в монастыри, храмы. Древней святыней нашей Кольской земли является Трифонов Печенгский монас тырь. В XVI веке, во времена царствования Иоанна Гоозного, его основал преподобный Трифон Печенгс кий, Кольский чудотворец. Преподобный Трифон - сын священника из города Торжка. Из жития Преподобного мы можем узнать о детстве и отрочестве Митрофана (так звали Святого до принятия монашества). Время рождения его известно точно - 1495 год. Измлада святой отрок1 начал подражать богоугодной жизни своих родителей, с юных лет предавался постни ческим трудам, был кроток и милостив. Если кто-нибудь звал его в храм, то он с величайшей радостью стремился туда; все гда старался он прийти в храм Божий пер вым и здесь благоговейно внимал молит венному пению. Семя слова Божия упало на добрую по чву. Однажды отрока сильно поразили сло ва: «Пустынным живот блажен есть, боже ственным рачением воскриляющимся»2. С этого часа Митрофан твердо решился уда литься в пустыню. Он стал часто уходить для молитвы в глухие, непроходимые мес та: ни зима, ни зной не могли удержать благочестивого отрока; уединение пустыни не страшило, а радовало его. Родители его тоже радовались, видя его пламенную лю бовь ко Господу, но старались удержать его от чрезмерно тяжелых подвигов. Одна ко они не могли отклонить такого его доб рого намерения, ибо огонь Божественной ТРИФОНОВ ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ 29 сентября, в воскресенье, мы ездипи в монастырьТрифона Печенгского. Как намрас сказала экскурсовод Ирина Андреевна Поли- вцева, святой Трифон пришел на Кольский по луостров и в Норвегию из Новгородских зе мель. Ему очень трудно было научить лопарей православнойвере, так как они поклонялись многочисленнымбогам и идолам. За Трифо ном охотились шама ны, но он прятался в горных пещерах, и те не могли найти его. Когда многиелопа ри уверовали в Бога, тосв. Трифон крестил их в реке Печенге. Затем основался ог ромный монастырь. Там было большое хозяйство: ней, совершилиужасный поступок, ипустилисьврас сыпнуюбежать. На этой плите действительно, как будто кровь, проступили красные пятна и виднывпадиныот топоров. ...После этого мы поехали посмотреть еще одинстаринныйхрамТрифоновПеченгскогомо настыря. От него ничего не осталось, кроме старыхдеревянных, да ито наполовину растас канных стен. Даже в наши дни военные прихо дят сюда, чтобыдо- стада оле- }ЯХ k w и На с туп е н я х м о н а с т ы р с ко го ^ ^щ м а ,. ЭІІІІ н N9' посевы. Вмонастырь приходило множе ство паломников и тех, кто желал принять монашество. :н ВгодыВеликойОтечественной войныболь шая часть монастыря была сожжена. Когда одно из зданий, принадлежащих мо настырю, захватили фашисты, то русские во еначальники приказали взорвать сооружение, в котором находилась могила преподобного Трифона. Сейчас то место поросло высокой травой, и виден издалекалишьодиндеревянный крестик на пригорке. Мы подошли к этому месту, по молились и набрали святой земли с могилки Трифона. Собираясь вмонастырь, я думала, что мы приедем в большое каменное здание, но я очень ошиблась. Мыувидели небольшойдере вянный дом. С одной стороны там находится храм, а сдругой-несколько келий истоловая. После службынам показали монастырь. На улице, возле храма, лежит плита, на которой шведы рубили головы монахам. Когда воины разделалисьс иноками, то сразу же подожгли монастырь. Долго огненное кольцо не могло охватить монастырь, а когда подожгло его, то шведыувидели, как из пламени вылетали 116 белых лебедей. Тогда захватчики поняли, что ломать срвсем ма лыйостатоксвятыни. Когда яувидела эту полуразрушенную церковь, то надуше стало так грустно и тяжело, что я чуть не заплакала. Вмонастыре нас угостилиобедом. Мо настырская едаока залась необыкно венновкусной, даже вкуснее, чем дома, несмотря на то, что NH.Sr'.M ■ ' >■ л ■ приготовлена она совсем просто. В обители гі( _• ■ к - • - есть небольшое хозяйство: корова с двумя телятами, коза с козлятами, лайка и куры. ...Еще мыбылина гореСпасительной, очень большой ивысокой. Она называется так пото му, что преподобный Трифон спасался на ней от преследования шаманов. На гору мызаби рались очень долго, а по дороге ели ягоды. Они былитакие вкусные, сочные, несмотря на то, что уже прошли заморозки. Наконец вот и крест, мыдобралисьдо вершины. Сэтой горы видна река Печенга и поселки. По пути обратно в нижний монастырь мы остановились возле большого холма, поросше- Подросток от 7 до 14 лет. Блаженна жизнь иноков-пустынников, любовью к Богу. окрыленных У п а м я тн и ка та н ки с там В еликой О те ч е стве н н о й войны благодати ярко горел и согревал юного подвижника. Спустя несколько лет Митрофан по пове лению Божию пришел на Мурман. Он про поведовал здесь христианскую веру лопа- рям-язычникам и многих из них крестил. Священник Илия постриг Митрофана в мо нашество с именем Трифон. Скончался Пре подобный в глубокой старости. Малый храм на улице Зеленой в Мур манске посвящен преподобному Трифону. Святой Трифон - молитвенник за всю нашу область, за всех живущих здесь людей. Осенью ученики воскресной школы Свя- то-Пантелеимоновского храма совершили па ломничество в наш монастырь. Вы можете прочитать их впечатления и размышления об увиденном в святой обители. Раба Божия Галина Фото автора говысокойтравой иберезами. Это покаянный холм: по преданию, его наносил вподоле сво ей рясы монах за сорок лет, так он каялся перед Богом всовершенном имтяжком грехе. Когда была война, Анатолий Бредов вел свой последнийбой именно на этомхолме. Там, где он подорвал врагов вместе ссобой, образова лась глубокая воронка, ныне заросшая травой. Отец Аристарх рассказывал нам, что воен ные не хотят датьмонастырюдаже небольшой клочок земли в два гектара, чтобы хоть не много подразвернуть монастырское хозяйство. Когда мывозвращалисьдомой вМурманск, то заехали вДолину Славы на военное клад бище ипомолились там за воинов, погибших в ВеликойОтечественной войне. Шелснег, пого да была очень холодной, она соответствовала этому месту. Поездка вТрифонов Печенгский монастырь мне очень понравилась, яузнала очень много нового. Надеюсь, что когда-нибудь этот мона стырь засияет, как и прежде, своим блеском, своей красотой и своей славой. ,( . - Лидия Скляренко, 13 леь В СВЯТОЙ ОБИТЕЛИ Когда мыприехали в монастырь, то отсто яли литургию. На проповеди игумен Аристарх рассказывал намо наших внешне красивых, а внутренне рванных ризах. Человек появляется на свет. И его первый возглас - плач. Он чувствует, что ему придется пройти тяжелый, порой греховный путь. Когда ребенка крестят, он избавляется от первоначального греха Ада ма и Евы и приобретает новую ризу. Мы грешимиэтимразрываемсвои светлые одеж ды. Когда же смиряемся и делаем угодное Богу дело, то как бы стежок за стежком зашиваем их. Если мы искренне покаемся и причастимся Святых Тела иКрови Спасителя, наши ризыобновятся и станут светлыми, как после Таинства Крещения. После литургии нас повели вокруг монасты ря. Мы помолились возле плиты, на которой рубили головы116 монахам-мученикам. Когда зашли внутрь монастыря, тобатюшка Дамиан показал келии. Водворе монастыря видели собачку лайку, огород, с которого иноки собрали два мешка картошки, Вмонастыре мыпотрапезничали иотправи лисьдальше в путь, на могилу святого Трифо на Печенгского. Елена Пономаренко, 9 пеі & 'tV/;' ЕЙ* Ш ' Шь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz