Миссионерская православная газета. 2002 г. № 11. Ноябрь.

с іігл ь ѵ ѵ а іл ьпш і 1 1 л В Е Ч Н А Я П А М Я Т Ь ЧТОБЫ ВОСПРЯНУТЬ. НАДО СПЕРВА ПРОСНУТЬСЯ... (К годовщине со дня кончины В. С. Маслова) Эти слова взятыиз статьи Виталия Семеновича Маслова, написанной за три года до его смерти (Жива лиРоссия?// Север, №4, 1998 г.). Онидышат чем-то пасхальным, вечным. Благодарнуюпамятьо Виталии Семеновиче навсегда сохранят те, кто в свои школьные годы участвовал в литературном конкурсе «ХрамыРоссии», впрекрасном празднике святых равноапостольных Кирилла иМефодия; бра­ тья-сербы, которымон столько помогал. Вот ипрошел годсодня его смерти (f 9декабря 2001 года). Усопших необходимо поминатьдобром. Вданном случае напрягать память не приходится. Добро, сделанное Виталием Семеновичем, у всех перед глазами. Состояние, друзей, родных - всех и все оставляет человек удверей ввечность. Авот благие дела, содеянные в Боге, пойдут с ним на Страшный Суд. «Не для себя он все этоделал, дела его беско­ рыстны!» - воскликнул один человек, узнав о кон­ чине Маслова. «Есть чем помянуть», - говорят обычно в таких случаях. Не своими заслугами спасаемся мы, а только КровьюСпасителя, пролитой за нас на Кресте. Но, наверное, многие подвижникиуслышат послесмерти: «Добрый раб, войди в радость господина своего!». Вера праведниковнебывает мертвой, безжизненной, онавыражается ихдобрымиделами, всейихжизнью. И через год ощущаешь кончину Маслова как значительнуюпотерю, как появление какой-то пус­ тоты. Вспоминается егодобродушное, жизнерадост­ ное лицо, большая патриархальная борода, живые, веселые карие глаза. Весьон былолицетворением чего-то русского, широкого, очень надежного - на­ стоящий архангельский мужик. «Виталий» вперево­ де с латинского означает «жизненный» («вита» - жизнь). «Вобщине Преображенского морскогособо­ ра Виталий Семенович воцерковился. Был около­ церковным человеком, а стал церковным», - ска­ зал после кончиныМаслова иерей АндрейАмелин. Конечно, чудом будет создание в нашем городе Преображенского кафедрального собора. Но еще большимчудомБожиимявляется преображение че­ ловеческойдуши неверующей, языческой, погибаю­ щей во грехах - в христианскую душу, сияющую чистотой и благочестием. Совершается это милос­ тьюБожией, ноприусловиидуховных усилийсамо­ го человека. «Что пользы приобрести весь мир, а душе своей повредить? Или какой выкупдаст чело­ век за душу свою?». И потому мне хотелось бы сказать не олитературных илидругих заслугах раба Божия Виталия, а о самом главном -об обретении верыэтой душой, об обретении Христа. Виталий Семенович родомиз архангельской де­ ревни Семжа, из семьи поморов. Он был крещен с детства, но, как и все мы, вырос вбогоборческое советское время оторванным от Церкви. Его дет­ ство пришлосьна 40-е годы. Война, патриотический подъем, но и гонения на верующих, репрессии, безбожие. Но душа человека по природе своей христианка, человекудана Богомсвободадуховно­ говыбора влюбых, самых тяжелых условиях. Мас­ лов сделал достойный выбор. Маслов инаше образование, Маслов ивоспита­ ниеучащихся... Этоотдельная, большаятема. Иногда приходиться слышатьот православных: «Современ­ ныедети - страшные». Да, некоторых современных отроков иподростков можно назватьдикими, иони дичают все больше. Необходимо понять, чтодикарь - это не просто отсталый человек без одежды, образования, медицины и техники. Дикарь - это язычник, человек без верывоХриста, без христи­ анских заповедей, способный на любое нечестие и кровопролитие. Мывсе дикари постольку, посколь­ ку остаемся в языческих страстях. А дети просто следуют примеру старших. Потому как настоящее чудовоспринимался мною конкурс «Храмы России», в течение нескольких лет проводимый Масловым. Вспоминаюитоги этого конкурса за 1995-98 годы. Фамилии, имена участ­ ников ипобедителей - школьников, учащихся проф­ техучилищ, курсантов мореходок, студентов. Дети, подростки июноши из Мурманска, Видяева, Олене­ горска, Кировска идругих городов и поселков об­ ласти. Как важно обратить сердца юных ко Госпо­ ду, к истории нашего Православного Отечества, к храмам! Этому святому делу отдал все свои силы Виталий Семенович. Спаситель говорит нам о том, что милостивые будут помилованы. А разве не милосердие это, когда русскимдетям рассказывают об истории Рос­ сии? Когда их самих приучают творить, создавать сочинения и даже настоящие научные работы об истории Соловецкого монастыря, о новомучениках российскихXX века, опреподобномТрифоне Печен­ гскомиФеодорите Кольском, о подвижниках благо­ честия нашего края, о героической истории России и Сербии, освятых равноапостольных Кирилле иМе- фодии, учителях славян? Сочинения школьники по­ свящали не только святым, но и просто историчес­ ким и общественным деятелям, военным, поэтам, писателям, послужившим Святой Церкви и Отече­ ству. Думаю, былобыполезно ребятам писатьсочи­ нения ожизни идеятельности ВиталияСеменовича. Господь помиловал детей нашей области, послав намтакого человека, как Маслов. Виталий Семено­ вич приглашал, и десятки ребят из разных школ Мурманска, Оленегорска идругих городов вместе с преподавателями приходили напраздник святыхрав­ ноапостольных Кирилла и Мефодия 24 мая. Два раза (в 1999 и 2000 годах) чиновники из облоно даже допустили ребят на молебен у памятника пер­ воучителям. Детямпосчастливилосьдва года подряд слышать церковные песнопения, тропарь имолитву равноапостольнымбратьям, проповедьсвященника, батюшка окроплял их святой водой! Для школьников-победителей конкурса «Храмы России» Виталий Семенович организовывал палом­ ничество на Соловки. Как бесконечно важно для детской души прикоснуться к святыне! Федор Ми­ хайлович Достоевский говорил, что человеку необ­ ходимо хотя быодно чистое, святое впечатление, вынесенное из детства. Древний монастырь, оплот северной Руси теперь стал местом, освященным страданиями икровьютысяч новомучеников. Посе­ щение этой святыни как воздух необходимо рус­ ским детям, чтобы коснулась их сердец благодать Божия. Для младшихшкольниковМасловустраивал поездки в Варзугу, туда, где находится старинный храм Успения Божией Матери. И узнавали дети то, о чем не хотят знать многие взрослые. Начиналиони понимать, чтомы- не советские, не безбожные ибезродные. Мыпра­ вославный русский народ, избранныйСамим Богом на служение Ему. А красота, оказывается, совсем не в голливудской массовой культуре. Вот она - в Китеже, Соловках, Валааме, Варзуге... Она - в чистоте иБожественном свете, впречистых ими­ лосердных ликах Спасителя и Богородицы. Виталий С е м е н о в и ч Маслов Виталий Семенович рассказывал детямонаших братьях по вере, острадающей Сербии. Привлекал ребят к работе по оказанию помощи измученной, но непобедимой стране. И вдушах детей оживали такие задавленные вмиру понятия, как православ­ ные святыни, отечество, честь, воинский долг, вза­ имная помощь, самопожертвование. Хотелось бы сегодня испросить прощения за каждое резкое и даже оскорбительное слово. К сожалению, такое допускалось мною по гордости. Хотя и просила я прощения у Господа и лично у Виталия Семеновича, когда он был жив, а грустно все-таки вспоминать. Усердно иблагоговейно почитал Виталий Семе­ нович Господа иЕго святых угодников: равноапос­ тольных Кирилла и Мефодия, мученика государя Николая Второго, преподобных Трифона Печенгско- го и Феодорита Кольского, сербских святых. Его стараниями был установлен большой деревянный крест в Коле в память о преподобном Феодорите, который в августе этого года был прославлен как местночтимый святой нашей епархии. Маслов лю­ бил поэзию, особенно стихи о храмах, о России. Он помогал молодым поэтам с изданием стихов. Оказал помощь в издании первого поэтического сборника имне, грешной. Нет людей безгрешных, один Бог без греха. Были заблуждения и у Маслова. Часто это было связано с тем, что он только еще начал воцерков- ляться. Потому исотрудничество с Церковьюбыло не таким плодотворным, как хотелось бы. Так, например, многие мероприятия Союза писателей (Виталий Семенович былего ответственнымсекре­ тарем) превращалисьвполитические кампании. Сам Виталий Семенович производил впечатление чело­ века терпимого идоброжелательного ко всем. Он, по-видимому, находился под влиянием определен­ ных политических кругов и крайне левых, очень политизированных периодических изданий. Но даже сама его иногда неразумная ревность была следствием душевной боли за нашу много­ страдальную Россию, искренним желанием делать что-то сразу, немедленно, для ее спасения. Как хотел Маслов видеть наше Отечество православ­ ным, преображенным! Учат ведь, главнымобразом, не словами - нрав­ ственный облик, ежедневные поступки учат больше слов. Меня всегда поражала незлобивость, незло­ памятностьВиталия Семеновича, что-то православ­ ное, исконно русское было в его натуре. Какая-то здоровая, крепкая основа. Он первый просил про­ щения, забывая нанесенные ему обиды, даже утех, кто моложе его. Смирение, кротость - это и есть настоящая сила, мужество. Очень важнодля человека церковное поминове­ ние, молитва: отпевание вхраме, панихиды, поми­ нание на проскомидии, милостыня за упокой души. Так можно вымолить прощение грехов у Господа для усопшего. Ничего ему уже не надо: ни телепе­ редач, ни митингов, ни собраний, ни концертов и памятных досок. Только наша молитва. Помолим­ ся... Вечная память рабу Божию Виталию. Галина Сиротинская

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz