Миссионерская православная газета. 2002 г. № 11. Ноябрь.
с іігл ь ѵ ѵ а іл ьпш і 1 1 л В Е Ч Н А Я П А М Я Т Ь ЧТОБЫ ВОСПРЯНУТЬ. НАДО СПЕРВА ПРОСНУТЬСЯ... (К годовщине со дня кончины В. С. Маслова) Эти слова взятыиз статьи Виталия Семеновича Маслова, написанной за три года до его смерти (Жива лиРоссия?// Север, №4, 1998 г.). Онидышат чем-то пасхальным, вечным. Благодарнуюпамятьо Виталии Семеновиче навсегда сохранят те, кто в свои школьные годы участвовал в литературном конкурсе «ХрамыРоссии», впрекрасном празднике святых равноапостольных Кирилла иМефодия; бра тья-сербы, которымон столько помогал. Вот ипрошел годсодня его смерти (f 9декабря 2001 года). Усопших необходимо поминатьдобром. Вданном случае напрягать память не приходится. Добро, сделанное Виталием Семеновичем, у всех перед глазами. Состояние, друзей, родных - всех и все оставляет человек удверей ввечность. Авот благие дела, содеянные в Боге, пойдут с ним на Страшный Суд. «Не для себя он все этоделал, дела его беско рыстны!» - воскликнул один человек, узнав о кон чине Маслова. «Есть чем помянуть», - говорят обычно в таких случаях. Не своими заслугами спасаемся мы, а только КровьюСпасителя, пролитой за нас на Кресте. Но, наверное, многие подвижникиуслышат послесмерти: «Добрый раб, войди в радость господина своего!». Вера праведниковнебывает мертвой, безжизненной, онавыражается ихдобрымиделами, всейихжизнью. И через год ощущаешь кончину Маслова как значительнуюпотерю, как появление какой-то пус тоты. Вспоминается егодобродушное, жизнерадост ное лицо, большая патриархальная борода, живые, веселые карие глаза. Весьон былолицетворением чего-то русского, широкого, очень надежного - на стоящий архангельский мужик. «Виталий» вперево де с латинского означает «жизненный» («вита» - жизнь). «Вобщине Преображенского морскогособо ра Виталий Семенович воцерковился. Был около церковным человеком, а стал церковным», - ска зал после кончиныМаслова иерей АндрейАмелин. Конечно, чудом будет создание в нашем городе Преображенского кафедрального собора. Но еще большимчудомБожиимявляется преображение че ловеческойдуши неверующей, языческой, погибаю щей во грехах - в христианскую душу, сияющую чистотой и благочестием. Совершается это милос тьюБожией, ноприусловиидуховных усилийсамо го человека. «Что пользы приобрести весь мир, а душе своей повредить? Или какой выкупдаст чело век за душу свою?». И потому мне хотелось бы сказать не олитературных илидругих заслугах раба Божия Виталия, а о самом главном -об обретении верыэтой душой, об обретении Христа. Виталий Семенович родомиз архангельской де ревни Семжа, из семьи поморов. Он был крещен с детства, но, как и все мы, вырос вбогоборческое советское время оторванным от Церкви. Его дет ство пришлосьна 40-е годы. Война, патриотический подъем, но и гонения на верующих, репрессии, безбожие. Но душа человека по природе своей христианка, человекудана Богомсвободадуховно говыбора влюбых, самых тяжелых условиях. Мас лов сделал достойный выбор. Маслов инаше образование, Маслов ивоспита ниеучащихся... Этоотдельная, большаятема. Иногда приходиться слышатьот православных: «Современ ныедети - страшные». Да, некоторых современных отроков иподростков можно назватьдикими, иони дичают все больше. Необходимо понять, чтодикарь - это не просто отсталый человек без одежды, образования, медицины и техники. Дикарь - это язычник, человек без верывоХриста, без христи анских заповедей, способный на любое нечестие и кровопролитие. Мывсе дикари постольку, посколь ку остаемся в языческих страстях. А дети просто следуют примеру старших. Потому как настоящее чудовоспринимался мною конкурс «Храмы России», в течение нескольких лет проводимый Масловым. Вспоминаюитоги этого конкурса за 1995-98 годы. Фамилии, имена участ ников ипобедителей - школьников, учащихся проф техучилищ, курсантов мореходок, студентов. Дети, подростки июноши из Мурманска, Видяева, Олене горска, Кировска идругих городов и поселков об ласти. Как важно обратить сердца юных ко Госпо ду, к истории нашего Православного Отечества, к храмам! Этому святому делу отдал все свои силы Виталий Семенович. Спаситель говорит нам о том, что милостивые будут помилованы. А разве не милосердие это, когда русскимдетям рассказывают об истории Рос сии? Когда их самих приучают творить, создавать сочинения и даже настоящие научные работы об истории Соловецкого монастыря, о новомучениках российскихXX века, опреподобномТрифоне Печен гскомиФеодорите Кольском, о подвижниках благо честия нашего края, о героической истории России и Сербии, освятых равноапостольных Кирилле иМе- фодии, учителях славян? Сочинения школьники по свящали не только святым, но и просто историчес ким и общественным деятелям, военным, поэтам, писателям, послужившим Святой Церкви и Отече ству. Думаю, былобыполезно ребятам писатьсочи нения ожизни идеятельности ВиталияСеменовича. Господь помиловал детей нашей области, послав намтакого человека, как Маслов. Виталий Семено вич приглашал, и десятки ребят из разных школ Мурманска, Оленегорска идругих городов вместе с преподавателями приходили напраздник святыхрав ноапостольных Кирилла и Мефодия 24 мая. Два раза (в 1999 и 2000 годах) чиновники из облоно даже допустили ребят на молебен у памятника пер воучителям. Детямпосчастливилосьдва года подряд слышать церковные песнопения, тропарь имолитву равноапостольнымбратьям, проповедьсвященника, батюшка окроплял их святой водой! Для школьников-победителей конкурса «Храмы России» Виталий Семенович организовывал палом ничество на Соловки. Как бесконечно важно для детской души прикоснуться к святыне! Федор Ми хайлович Достоевский говорил, что человеку необ ходимо хотя быодно чистое, святое впечатление, вынесенное из детства. Древний монастырь, оплот северной Руси теперь стал местом, освященным страданиями икровьютысяч новомучеников. Посе щение этой святыни как воздух необходимо рус ским детям, чтобы коснулась их сердец благодать Божия. Для младшихшкольниковМасловустраивал поездки в Варзугу, туда, где находится старинный храм Успения Божией Матери. И узнавали дети то, о чем не хотят знать многие взрослые. Начиналиони понимать, чтомы- не советские, не безбожные ибезродные. Мыпра вославный русский народ, избранныйСамим Богом на служение Ему. А красота, оказывается, совсем не в голливудской массовой культуре. Вот она - в Китеже, Соловках, Валааме, Варзуге... Она - в чистоте иБожественном свете, впречистых ими лосердных ликах Спасителя и Богородицы. Виталий С е м е н о в и ч Маслов Виталий Семенович рассказывал детямонаших братьях по вере, острадающей Сербии. Привлекал ребят к работе по оказанию помощи измученной, но непобедимой стране. И вдушах детей оживали такие задавленные вмиру понятия, как православ ные святыни, отечество, честь, воинский долг, вза имная помощь, самопожертвование. Хотелось бы сегодня испросить прощения за каждое резкое и даже оскорбительное слово. К сожалению, такое допускалось мною по гордости. Хотя и просила я прощения у Господа и лично у Виталия Семеновича, когда он был жив, а грустно все-таки вспоминать. Усердно иблагоговейно почитал Виталий Семе нович Господа иЕго святых угодников: равноапос тольных Кирилла и Мефодия, мученика государя Николая Второго, преподобных Трифона Печенгско- го и Феодорита Кольского, сербских святых. Его стараниями был установлен большой деревянный крест в Коле в память о преподобном Феодорите, который в августе этого года был прославлен как местночтимый святой нашей епархии. Маслов лю бил поэзию, особенно стихи о храмах, о России. Он помогал молодым поэтам с изданием стихов. Оказал помощь в издании первого поэтического сборника имне, грешной. Нет людей безгрешных, один Бог без греха. Были заблуждения и у Маслова. Часто это было связано с тем, что он только еще начал воцерков- ляться. Потому исотрудничество с Церковьюбыло не таким плодотворным, как хотелось бы. Так, например, многие мероприятия Союза писателей (Виталий Семенович былего ответственнымсекре тарем) превращалисьвполитические кампании. Сам Виталий Семенович производил впечатление чело века терпимого идоброжелательного ко всем. Он, по-видимому, находился под влиянием определен ных политических кругов и крайне левых, очень политизированных периодических изданий. Но даже сама его иногда неразумная ревность была следствием душевной боли за нашу много страдальную Россию, искренним желанием делать что-то сразу, немедленно, для ее спасения. Как хотел Маслов видеть наше Отечество православ ным, преображенным! Учат ведь, главнымобразом, не словами - нрав ственный облик, ежедневные поступки учат больше слов. Меня всегда поражала незлобивость, незло памятностьВиталия Семеновича, что-то православ ное, исконно русское было в его натуре. Какая-то здоровая, крепкая основа. Он первый просил про щения, забывая нанесенные ему обиды, даже утех, кто моложе его. Смирение, кротость - это и есть настоящая сила, мужество. Очень важнодля человека церковное поминове ние, молитва: отпевание вхраме, панихиды, поми нание на проскомидии, милостыня за упокой души. Так можно вымолить прощение грехов у Господа для усопшего. Ничего ему уже не надо: ни телепе редач, ни митингов, ни собраний, ни концертов и памятных досок. Только наша молитва. Помолим ся... Вечная память рабу Божию Виталию. Галина Сиротинская
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz