Миссионерская православная газета. 2002 г. № 11. Ноябрь.
4 миесионерскАя п р а в о с л а в н а я глзетА КТО НЕ ОСТАВИЛ БОГА, Н астоятель х р ам а во имя святителя П уки и е р ом о на х А нтоний (Х р ж а н о в с ки й ) с сесторй милосердия Анисией ЦЕРКОВЬ НА ОКРАИНЕ МУРМАНСКА Слава Богу, теперь на окраине Первомайского района, недалеко от Колы, есть настоящий право славный храм. Там вселяют в сердца надежду и умиление прекрасные иконы Спасителя и Божией Матери, там возносятся ко Господу теплые молит вы о всех страждущих и заблудших, там каждую неделю совершается Божественная литургия... Еще два года назад между Никольским собором на Зеленой и Благовещенским храмом в Коле не было ни одной церкви! И не случайно в нашем районе процветает преступность, торговля наркотиками. Именно это страшное бедствие - наркомания, уничтожающая молодое поколение России, и стало причиной открытия храма во имя святителя Пуки (Войно-Ясенецкого) при лечебнице для алкоголиков и наркоманов «Панацея». Храм и клиника располо жены на улице Копытова, 25 а, в здании бывшего детского сада. Приходить на службы могут не толь ко пациенты, но и все желающие. ...Когда я вошла в уютный и светлый притвор нового храма, меня, как и других прихожан, сразу же, словно открывая двери церкви, встретил святи тель Пука - его образ находится в притворе как раз напротив дверей. Пик его исполнен сострадания. Сколь ко молодых людей уже прошло перед его глазами со своей болью и изломанной жизнью! Возле образа теплятся свечи - символ горения веры и любви. В среду, 23 октября, в храме, по обычаю, слу жилась литургия. На службе были пациенты и со трудники клиники. Батюшке помогала сестра мило сердия Анисия - она читала и пела на клиросе. Почему-то в этом маленьком храме особенно чув ствовалось благоговение. БЕСЕДА С НАСТОЯТЕЛЕМ После службы я побеседовала с настоятелем храма святителя Луки иеромонахом Антонием: - Говорят, что болезни лучше предупреждать. Какой, по Вашему мнению, может быть профилак тика наркомании особенно в молодежной и школь ной среде? Как уберечь детей и подростков, что необходимо предпринять родителям, школе? - На мой взгляд, о наркотике вообще лучше не говорить в той среде, которая его не знает. Есть мнение, что надо ездить в студенческие аудитории, школьные классы и рассказывать там о вреде наркомании. На самом деле, как мне думается, здесь можно нанести вред. Беседовать надо о другом. Даже общаясь с наркоманами, я никогда не говорю о наркотиках. Мы переносим их внимание, направляем души и сердца на другие, святые вещи. Не о вреде наркомании мы говорим - дотоле бу дешь обонять зловоние ямы, доколе будешь над ней стоять. - Батюшка, что Вы могли бы посоветовать человеку, уже пристрастившемуся к наркотикам, который хотел бы избавиться от этой страсти? Как выбраться из этой бездны ? - Воцерковление - это главное условие излече ния. Человек должен воцерковляться. Он должен действительно хотеть избавиться от своего порока. Это должно быть нужно не только его родителям, а прежде всего ему самому. - Отец Антоний, чтобы Вы могли сказать людям, особенно подросткам, которым настой чиво предлагают наркотики в компании как что- то заманчивое и привлекательное? - Сатана принимает вид ангела света. Если бы он показал себя таким, какой он есть, никто бы ему не служил, никто бы не принимал этих его заманчивых предложений. Он соблазняет. Соблаз няет чем? Ложью. То, что является злом, он выда ет за добро. «Станьте яко бози (как боги)», - предлагал дьявол нашим прародителям, говоря о плоде, «вожделенном на вкус и приятном для глаз». Запретный плод действительно такой и есть с виду, на поверхности. Но здесь кроется преслушание. Когда человек уже попал в эти дебри, туда, где предлагают наркотики, сложно уже как-то его оста новить. Потому вопрос заключен в том, чтобы не допустить этого в самом начале. На ранних стади ях болезнь легче лечить. И обращаться надо не к подростку - за руку его не удержишь, а к его окружению: родителям, школе - тем, кто отвечает за душу этого ребенка. Вот им надо с детства ориентировать его на истинные ценности. - Наверное, в клинике ведется какая-то меди цинская статистика. А что Вы можете сказать о результатах лечения? И как влияет посещение храма на болящих? Многим ли удается порвать с наркотиками ? - О результатах нам говорить как-то не свой ственно, потому что «результаты» будут у нас на Страшном Суде. Процесс излечения человека - это вся его жизнь. Есть, конечно, конкретная статисти ка, кто из прошедших курс лечения колется, а кто нет. Согласно ей, курс лечения в клинике за год прошли сорок человек, из них 36 % не употребляют наркотики, находятся, говоря медицинским языком, в состоянии стойкой ремиссии; 45 % употребляют наркотики, то есть сорвались, судьба остальных неизвестна (кто-то, например, переехал другой го род). Это статистика клиники. Мы попытались как-то увязать данные статистики с нашей работой, вспом нить всех людей, приходивших в храм. Насколько они были воцерковленными, трудно сказать. Но эти пациенты приходили в церковь, молились, считали это нужным. Так вот, из пациентов, посещавших храм, только два человека колются. Я их знаю очень хорошо и помню этих ребят. Особенно запом нился один парень - на мой взгляд, с душой, кото рая работает, она у него не спящая, не заброниро ванная. Его «присадили», пришел кто-то и соблаз нил. Все равно Господь не оставляет его. Парню очень тяжело в жизни, сейчас неизвестно, где он. Я общался с ним, он даже исповедовался и причащал ся. Я видел, что у него живая душа, что нельзя его как-то сбрасывать, отбрасывать. Никого, конечно, нельзя отбрасывать. Все те, которые не приходили в храм, отвергали его, - сорвались. Можно сказать так: кто не оставил Бога, тот оставил наркотики. Господь сказал через апостола Павла: «Непрестан но молитесь» (1 Фес. 5, 17). Когда человек находит ся в состоянии молитвы, он в это время не возьмет шприц. И если он сорвался... Вот иногда спрашива ют: «Почему человек исповедовался, причащался, был с Богом, а стал колоться?» Потому что он оставил в этот момент Бога, он в этот момент отвернулся, в другую сторону пошел. И тут лукавый подстерег его. Все время с Богом будь, и это гарантия, что ты будешь на верном пути. - Как складываются ваши отношения с врачами и психологами клиники, есть ли сотрудничество ? - Врачи и психологи смотрят на проблему нар комании под другим углом, их точка зрения отлича ется от нашей. Но самое главное, что сотрудники клиники хотят помочь людям, это видно. Они люди честные и стараются работать над решением этой проблемы. А если есть забота не о себе, не о том, чтобы получить что-то, а о том, чтобы вылечить конкретного человека, она превращает это дело в общее. И здесь сотрудничество есть, хотя оно не сразу сложилось. - Батюшка, что бы Вы посоветовали родите лям, которые узнали, что их сын или дочь упот ребляют наркотики? - Прежде всего, не отчаиваться! Эту проблему нельзя решать в каком-то частном порядке, ее надо решать в комплексе. Это болезнь, и тут дол жно быть комплексное лечение, как для любой болезни: и уколы, и таблетки, и постельный режим, так можно выразиться. Самое главное - не отчаи ваться. И второе: надо жить, сопереживая своему ребенку, отвергнуться себя, по-настоящему любить его. Он должен быть для родителей важнее работы, карьеры. Все это, насколько возможно, надо ото двинуть на задний план. Если так будет, то будет и молитва, и силы Господь даст родителям, чтобы эту проблему как-то решать. - Отец Антоний, я знаю, что здесь собирают ся строить храм. Расскажите немного об этом. - Конечно же, есть такое желание - построить храм. Существующий уже храм является домовой церковью. Ближайшие наши планы - сделать от дельный вход, чтобы храм могли посещать не толь ко пациенты, но и жители района. Многие хотели бы приходить сюда, не ездить в Колу или на Зеленую. Мы знаем, что храмы строятся всем миром, вот тогда они действительно выстраданные, вымоленные. Естественно, для строительства церк ви необходимы пожертвования. У ,нас уже есть община, зарегистрирован приход. Епископ Симон дал благословение на строительство храма. Руко водство клиники является главным организатором этого дела, оно входит в приходской совет и при ходское собрание. Еще раз напомню: строитель ство храма - это идея не епархии, не епископа или священников, это нужно самим людям, мирянам. Храм должен быть нужен, вымолен, выстрадан, и вот тогда он сложится. Мы, конечно, рассчитываем и надеемся на это. Хочу обратить внимание читате лей «Православной газеты» на то, что наш храм не является каким-то особым. Это обычная церковь, в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz