Миссионерская православная газета. 2002 г. № 11. Ноябрь.

ИЗДАМИЬ" МУРМАНСКОЙ и Мончегорской ШІАРХИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона І І Р М Ш і М Ш І Ш ® Т І м и о с и о ш р с к а я п р а в о с л а в н а я г а з е т а номер 11, год 2002, ноябрь Ё(НДН Іі Х ІМ ВШИ Вспоминая Вход Пресвятой Девы Марии в Иеру­ салимский храм, мы должны задуматься о нашем посещении храма Божия. Если даже самой Деве Марии, Чистейшей из чистых, Совершеннейшей из совершенных был нужен храм, то как же он необ­ ходим нам, постоянно пятнающим себя грехами. Посещение храма должно стать одним из главных средств к очищению и освящению. Да, молиться Богу можно везде, об этом Гос­ подь сказал в беседе с самарянкой: «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4, 23), однако Сам Господь посе­ щал Иерусалимский храм. Порой люди боятся приходить в храм Божий, они не знают, как себя вести, и стыдятся по­ казаться «белыми воронами». Не­ которые говорят: «Мы ничего не понимаем». Таковым хочется Преподобный Варсонофий Оптинский обращался к своим современникам в XIX веке с такими сло­ вами: «Верный признак омертвения души есть ук­ лонение от церковной службы. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий». Заметим, что такие опоздания - болезнь многих наших современников, которые, опоз­ дав на службу, начинают прикладываться к иконам, Счастье - с детства быть с Богом сказать, что храм - это своего рода школа, «училище благочес­ тия», как называют его святые отцы. Ведь когда ребенок впер­ вые приходит в школу, он тоже в большинстве случаев не уме­ ет читать и писать. И никому в голову не придет его укорять в этом - со временем он всему научится. Так же и храм - это школа жизни, и она должна быть для нас самой важной. Приходя сюда постоянно, мы тоже будем получать здесь необходимые зна­ ния, слушая Слово Божие, бого­ служебные тексты, проповеди священников. Сам Господь бу­ дет нас воцерковлять, настав­ лять, вразумлять, потому что именно в храме Божием Гос­ подь Сам общается с человеком через Святые Таинства, из ко­ торых главным является Таин­ ство Святого Причастия. Поэто­ му на вопрос: «С чего начать свою церковную жизнь?» - ответим: «С выполнения четвертой заповеди Божией». Именно с воскресного посещения храма Божия и начинается церковная жизнь христианина. Но это не значит, что в осталь­ ные дни посещать храм не нужно. Напротив, надо стараться использовать каждую возможность посе­ щения храма, участия в общей церковной молитве, так как именно в храме христианин обретает полно­ ту церковной жизни, наилучшую возможность стяжа­ ния благодати Святого Духа. Спросим свою совесть: дорожим ли мы каждым богослужением в храме, с радостью ли встаем мы утром и идем в храм или потому только, что в праздники положено в храм сходить? К сожалению, уходит из нашей жизни то поколение прихожан, которые чтили не только великие, но все полиелей- ные праздники, для которых само посещение храма даже в будний день уже являлось праздником. ставить свечи, толкать молящихся во время бого­ служения. Вспоминаю, как еще лет десять назад бабушки приходили в храм задолго до чтения ча­ сов, выстраивались рядами и читали свои помянни- ки, в то время как в алтаре совершалась проскоми­ дия. Сейчас почему-то это ушло. Наверное, по-настоящему ощутить значение хра­ ма в своей жизни могли люди предыдущих поколе­ ний, которых в годы атеистического режима насиль­ но лишали церквей. Как-то раз в храме встретил одну знакомую старушку, приехавшую к детям из далекой деревни с Терского берега. Она плакала. Когда спросил, отчего она плачет, бабушка ответила: «От радости: наконец-то я попала в храм!» Мы не ценим этой великой милости Божией к нам - воз­ можности посещать храм Божий, где мы приуготов­ ляемся к вечности, соприкасаемся с вечностью, потому что церковь - это место, где Небо соприка­ сается с землей. И не люди создают храмы, их создает для нас Сам Господь: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126,1), Господь - «строитель и художник» (Евр. 11, 10), люди только орудия, «строительный материал в руках Господа», как говорил перед смертью митрофорный протоиерей Владимир Жохов (первый настоятель Ни­ кольского храма на Зеленой). Посещение храма, участие в Таинствах Церкви должно стать потребностью и для наших детей. Надо сделать так, чтобы для ре­ бенка это переживалось как праз­ дник. Создание особого настрое­ ния, праздничная одежда - все это благотворно влияет на впе­ чатлительные детские души. Вспомним благоговейное, празд­ ничное Введение трехлетней Бо- гоотроковицы в храм. Как это не похоже на столь частые у нас суетливые затаскивания ребенка в храм под благовидным предло­ гом - чем больше в церкви, тем лучше. Дети шумят, бегают по храму, играют в свои игры, не замечают ни богослужения, ни свя­ щенника. Результат оказывается совершенно обратный желаемому. Неблагоговейное отношение к цер­ ковной службе прочно закрепля­ ется с детства. Некоторые при­ несут свое чадо к самому Прича­ стию, скрутят его - младенец кричит, вырывается. Во что бы то ни стало причастить! Такое дитя будет о храме только с ужа­ сом вспоминать, одно упомина­ ние о Боге вызовет муку у ре­ бенка. Святой праведный Иоанн Кронштадтский о младенцах, ко­ торые не хотели причащаться, про­ рочески говорил: «Это будущие гонители Церкви Христовой!» Что­ бы наши дети не стали гонителя­ ми Церкви, мы должны хоть в чем-то являть им пример христианской жизни, се­ мья должна стать «малой Церковью». Почему некоторые учащиеся воскресных школ не ходят в храм, хотя с большим удовольствиям посещают занятия? Потому что родители их к это­ му не приучили. Лучше не ходить в воскресную школу, но постоянно ходить в храм Божий, где Божественная благодать непосредственно будет дей­ ствовать на сердце ребенка. Будем помнить, что на Страшном Суде родители предстанут вместе с детьми. И как Каин услышал вопрос: «Где брат твой?» - так и их Господь спросит: «Где дети ваши?» Счастье и спасение их в том, чтобы они могли спокойно сказать за себя и за детей своих: «Вот я и дети, которых Ты дал мне» (Евр. 2, 13). Иерей Василий Вольский Фото С. Филиппова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz