Миссионерская православная газета. 2002 г. № 10. Октябрь.
: '&■?. -ѵJ %*: ■ Ѵ.«ѵ .;-ѵ у * ■ ПОЕДИНОК аниі Оетская страничка ŠP lr 1 ■ fc- Поле Куликово... На ступил ясный, прохлад ный сентябрьский день, уже по-осеннему про щально светило солнце. Шумели, волновались цветы и травы, как бы предчувствуя смерть многих воинов и свою погибель... 8 сентября по старому стилю (21 сентября по новому) 1380 года здесь должна была решиться судьба Руси: с одной стороны собрались на поле бело лицые, голубоглазые витязи в серебрис тых доспехах. Развивалась над ними зла тая хоругвь - Спас Нерукотворный. С другой - несметные полчища Мамаевы: татары, узкоглазые, желтолицые, лихие воины и наездники, жестокие и крова вые поработители Руси: - Уже те соколы и кречеты, белозер- ские ястребы скоро за Дон перелетели и ударились о многие стаи гусиные и ле бединые. Это перевезлись и наехали сыновья русские на сильную рать татар скую, ударились копьями гибельными о шлемы татарские на поле Куликовом, на речке Непрядве... Но поначалу не могла разгореться битва. По древней традиции должен был состояться поединок сильнейших воинов. И вот злой печенег Челубей выехал из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, он был подобен великану. Притихло все в русских рядах, сму тились все. Но кто эти два воина с грозными очами и светлыми лицами? Высокие, могучие, одеты они необыч но: в черное монашеское одеяние с крестами - схиму. Этих иноков, Алек сандра Пересвета и Андрея Ослябю, благословил сам игумен земли Рус ской преподобный Сергий Радонежс кий. Монахи тоже воины, только ду ховные. Сражаются они со своими стра стями и демонами, а оружие их - пост и молитва. Но вот Александру и Анд рею довелось ради Христа постоять за ближних своих, вспомнить былые ратные подвиги. Александр Пересвет до пострига был боярином Брянским, а Андрей Ослябя - боярином Любец- ким, военное дело им знакомо. Между тем тщеславный Челубей, пе ченег зверского вида и громадной силы, продолжал хвастаться, во всем пола гаясь на свою мощь. Красное злое лицо его было свирепым и самодо вольным. И вдруг кудрявый, ясноглазый инок Александр, который был в полку кня зя Владимира Всеволодовича, отваж но выступил из рядов и сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голо ве у Пересвета шлем, как у арханге ла, вооружен же он был схимою по велению игумена Сергия. И сказал Александр: «Отцы и братья! Простите меня, грешного! Брат мой Андрей Ослябя, моли Бога за меня!» - бро сился на печенега и вос кликнул: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!» Пе ченег же устремился на встречу ему, и христиане все воскликнули: «Боже, помоги рабу Своему!» И ударились оба копьями, едва земля не проломилась под ними, и упали оба с коней на землю, и скончались... Тогда святой благоверный князь Димитрий Донской произнес: «Уже время пришло и час настал храбрость свою каждому пока зать». И стеганул каждый воин своего коня и воскликнули все единогласно: «С нами Бог!» С помощью Божией победили русские татар. Но тысячи и тысячи воинов оста лись на поле Куликовом: лежали трупы христианские, как стога сена, а Дон- река три дня кровью текла. Стали после битвы считать потери, и московский бо ярин Михаил Андреевич сказал: «Нет у нас сорока бояр больших московских, да двенадцати князей белозерских, да двадцати бояр коломенских...» И многих, П репод обные Андрей (Ослябя), С е р гий Р а д о неж ски й А л е ксанд р (Пересвет). Ф р а гм е н т росписи придела В сех Р усских С вя ты х С вя то -Н и ко л ь с ко го со бо р а города К ал ин ингр а д а Пое д ин ок Ал ександ ра (Пересвета) с Челубем многих еще перечислил боярин с горес тью. Из 150 тысяч воинов вернулись в Москву не более 40 тысяч. Во все время битвы преподобный Сергий Радонежский в храме Святой Тро ицы молился Богу, Господь открывал ему, что происходило на поле Куликовом. Святой Сергий называл братии павших воинов по именам и вместе со всеми молился за упокой их душ. С великой радостью, с победой вер нулся князь Димитрий к своему духов ному отцу. Хотя и ослабел он от ран и усталости, лицо его сияло. А преподоб ный встретил его с иконами и поздравил с победой. «Отче Сергие, - промолвил князь, рассказывая о битве, - если бы твой послушник Пересвет не убил та- тарина-богатыря, сколь многие испили бы от него чашу смертную!» После победы на поле Куликовом тело героя- мученика перевезли в Мос кву и похоронили в Симоновой обите ли. А на поле Куликовом был постро ен монастырь в честь Рождества Бо городицы. В бытность свою в Троицкой обите ли Великий князь велел петь панихи ды и служить заупокойные литургии по всем убиенным на Куликовом поле. Это поминовение совершается и те перь ежегодно по всей Православной Руси под именем Димитриевской ро дительской субботы, перед 8 ноября (день Ангела святого князя Димитрия Донского, память великомученика Ди митрия Солунского). В этом году Димитриевская суббота приходится на 2 ноября. Мы все собе ремся в храмах и станем молиться Богу о упокоении наших предков, осо бенно православных воинов. Подвиги воинов православных, бив шихся за веру христианскую, всегда по читались на Руси. Александр Пересвет и Андрей Ослябя были причислены Цер ковью к лику местночтимых святых. Па мять их празднуется 19 июля, в день Собора всех Радонежских святых. Страницу подготовила Галина Сиротинская
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz