Миссионерская православная газета. 2002 г. № 10. Октябрь.
с ^ i m i v v t i v n ^ i ѵ і і ( л / і ш й і п Ѵ ѵ ^ ш і ш ш і l vuir i i a Белый крест преподобного трифонл Изучая житийные и исторические материалы, связанные со славными деяниями преподобного отца нашего Трифона Печенгского, в отдельных публика циях конца XIX века встречаешь упоминание неко его лопарского предания о «белом кресте на гра нитной скале». Суть предания лопарей Нявдемского и Борисог лебского погостов такова. В Нявдемской (Нейден- ской) губе, среди извилистых шхер Кеофьорда воз вышается мрачная скала Акку-пахта (Старуха). Эта совершенно неприступная твердыня с незапамят ных времен служила местом самых страшных язы ческих жертвоприношений. Поговаривали, что в древности и человеческие жертвы приносились здесь в угоду князю бесовскому: сбрасывали не счастных со скалы. Преподобный Трифон, добравшись в эти края с евангельским благовестием, воздвиг часовню свя того великомученика Георгия на берегу реки Ней- денэльве и приступил к крещению местных лопа рей (сколт-саамов). Это побудило лопарскую кол довскую братию (нойдов) активизировать свою бесовскую работу и ответить особым, усиленным жертвоприношением на мысе Старуха. Узнав об этом, святой Трифон «возгорелся духом и на ма лой ладье» со стороны моря сумел подойти к этому труднодоступному колдовскому угодью как раз в тот момент, когда начались жертвенные «камлания» (беснования) лопарских колдунов. Нойды увидели далеко внизу преподобного Трифона, по дошедшего к неприступному мысу на своей ладье, но полагали, что уж в этот раз он им помешать никак не сможет. Надсмехаясь над незадачливым проповедником, они продолжили свое сатанинское служение. Трифон же, возревновав о погибающих душах столь любимых им лопарей, встал в своей лодке и, воздев руки к небу, обратился с горячей молитвой к Господу, прося не допустить «работы вражьей», не дать совершиться мерзким жертвоп риношениям. Помолившись, осенил Трифон скалу крестным знамением. Содрогнулась древняя Старуха, и поколебались мрачные теснины. Лопари в ужасе бросились бе жать, дерзкие нойды обратились в камни, олени, приготовленные для беззаконной их жертвы, рассы пались в прах, а на мрачной скале проступил белый крест, видимый с моря и поныне. Когда наша делегация, прибывшая в Нейден (Норвегия) на празднование десятилетия возобнов ления Нейденского православного прихода, обрати лась к норвежцам с вопросом о местонахождении «белого креста преподобного Трифона», стало оче видным, что современному населению побережья Нейденской губы об этом ничего не известно. Как нам объяснили, последняя православная скази тельница лопарских преданий Сара Романова (Sara Romanoff), она же и бессменная хранительница ключа от Трифоновской часовни, скончалась в 1967 году. В восьмидесятые годы норвежской админист рацией Финмаркена предпринималось беспреце дентное давление на лопарей Нейдена с целью ликвидировать последний островок Православия, сохранившийся от российского Нявдемского при хода и превратить Трифоновскую часовню св. Георгия в филиал музея города Киркенес. Факти ческую осаду в часовне неоднократно выдержи вал последний крещенный в Православии жи тель Нейдена, он же староста и «хранитель ключа» с 1967 года - Егор Ива- нович (Joga r Ivanowitz). Ро дившийся в 1897 году и приняв ший Крещение с именем Георгий еще от настоя теля Борисог лебской церкви отца Константи на Щеколдина, Егор Иванович сумел отстоять в многолетнем противостоянии православную святыню Няв демского лопар- .......................-.....— .......------------ ского погоста - Трифоновскую часовню. Егор Ива нович скончался в 1981 году, завещав хранить ключ от часовни своим сыновьям Ивану Иванови чу и Миките Ивановичу. Не имея православного окормления, лопари Ней дена (сколт-саамы) принимали Крещение в лютеран ских кирхах, но всегда с православными именами и всячески стремились сохранить свою внутреннюю православную духовность и историческую память. Имя преподобного Трифона совершенно неотделимо от души каждого восточного саама. Любовь к этому великому «лопарскому апостолу, заступнику и отцу», которую в течение столетий хранит в своем сердце каждый русский лопарь, совершенно неистребима и не зависит от того, где выпало жить ему в этом мире. Как говорили нам нынешние потомки наших русских лопарей, живущие как в норвежском Ней- дене, так и в финском поселке Севетиярви, «не может лопарь умереть, не помолившись Трифону в церкви Бориса и Глеба, что на Паз-реке». Но, тем не менее, про «белый крест на скале» никто ничего сказать нам не мог: «Все эти преда ния старики хорошо знали. Вот если бы жив был Егор Иванович, он-то уж точно... Но, увы». Видя расстройство своих гостей, наши хозяева пообеща ли все же постараться что-либо разузнать у старо жилов. Может, кто что и вспомнит. И, действительно, оказалось, что не унес с собой в могилу Егор Иванович предание о месте «белого креста на темном граните». Перед смертью пошел он последний раз на лодке по фьорду, дабы показать дорогу к этой скале надежному человеку, лютеранскому пастору Коре Квамену. Было это уже 22 года назад. Когда мы встретились с давно уже живущим на пенсии Коре Кваменом, стало понятно, что пастор - человек в годах весьма преклонных... И пришло ясное осознание всей очевидности особого попечения преподобного Три фона об этой нашей поездке. Вовремя оказались мы в этих местах, дабы не прервалась связь времен и не ушло в небытие зримое свидетельство того древнего предания и реальное вопло щение великой чудодейственной силы, дарованной от Господа нашему свято му Трифону. Вовсе не близким оказался путь на катере к тем местам. Фиорд бес конечно извивался среди мрачных нагромождений скал, и невольно каж дый из нас мысленно проходил этот путь вместе с Трифоном на его утлой лодчонке, невольно потрясаясь силе его духа и его веры и сознавая всю нашу нынешнюю немощь, расслаблен ность и маловерие. Крест преподобного Трифона, стрелкой показан профиль старухи на скале «Похоже, мы пришли. Вот этот самый высокий мыс. Крест должен быть где-то здесь», - воору жившись биноклем, сквозь туман и морось, пастор пытался рассмотреть отвесные берега Акку-пахты. Катер медленно продвигался вдоль этих неприс тупных скал, и казалось, что невозможно что-либо найти в этом первозданном хаосе. Тем более что был он здесь 22 года назад... «Вот он, белый крест, - пастор протянул нам бинокль, указывая на одну из скал, - крест святого Трифона». Слава Богу, мы действительно нашли его. Высоко над нами на темном массиве скалы ясно был виден сравнительно небольшой (думается, метра два высотой), четкий белый крест. Конечно, были сомнения, сможем ли мы выса диться на берег, состоящий из гигантских облом ков гранита, густо поросших скользкими водорос лями. Но старик Коре Квамен уже решительно спускался в шлюпку, предусмотрительно взятую нами с собой на буксир. Неотвратимость визита русских монахов к древней Старухе Акку-пахта стала очевидной. Автору удалось максимально подняться по уз ким уступам скалы, так что крест был над головой метрах в пятидесяти, четко выделяясь на темном граните. Место далее начиналось совершенно от весное. Рассматривать крест было крайне сложно, поскольку запрокидывать голову наверх, когда за спиной жуткая пропасть, - занятие не для слабо нервных. Но все же удалось разобраться, что крест представляет собой четкое крестообразное вкрапление белого кварца в темной гранитной по роде скалы. Вернувшись на катер, я внимательно вглядывал ся в причудливые очертания скал, пытаясь понять, почему мыс - «Старуха»? Кораблик наш, в ожида нии прибытия с берега второй партии «десанта», безжалостно крутило и носило сильным течением. И вот, вдруг в какой-то момент я увидел силуэт этой Старухи: и профиль лица обращенного к морю, и согбенную старческую спину... Прощаясь с нами, пастор Коре обещал при слать некие предания, связанные с историей этого места в более поздние времена. Чувствовалось, что он внутренне радостно переживает произошед шее и даже благодарен нам за то, что передал знание об этом святом месте. «Знайте, что в душе я православно верующий, - сказал он на проща ние, - поминайте меня. Мое православное имя - Антоний». Иеромонах Митрофан (Баданин), настоятель Успенского прихода села Варзуга Фото из архива автора На пути к «белому кресту». Иеромонахи Даниил и Митрофан с игуменом Аристархом б спасательных жилетах на борту катера
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz