Миссионерская православная газета. 2002 г. № 10. Октябрь.

побитых, стоящих у дверей в крайне удрученном психическом состоянии. Это наш крест. Крест, который становится все тяжелее и тяжелее. Когда я принимал монастырь, было шестеро солдат, те­ перь их около сорока. И всех их надо накормить, одеть, причем воинское начальство не оказывает нам поддержки ни средствами, ни продуктами. Тем не менее, помогая этим мальчишкам в их беде, мы и сами через них спасаемся... - Пожалуй, не многие из ребят отдают себе отчет, до конца осознают, где они находятся? - Конечно, не все. Но все же... Сейчас у меня в монастыре остаются после демобилизации два бойца. Думаю, что где-то в декабре я уже одного из них постригу в монахи. Он готов к этому. Есть еще несколько парней, для которых монашеская жизнь не в тягость. - Допустим, живет человек какое-то время в монастыре, трудится... А потом не выдерживает и уходит обратно в мир. Как вы считаете, что-то меняется в нем так, чтобы на всю оставшуюся жизнь? - Отпечаток монастыря останется навсегда. И пусть даже это очень непродолжительный опыт, но он, безусловно, умудряет человека. -Существует ли некая нижняя граница, пере­ ступив однажды которую человек уже не сможет подняться, - такой нагар на душе остается, что уже не соскрести ничем? - Притом что Богу все возможно, надо сказать, что такие случаи встречаются нередко. - Батюшка, как строятся отношения монасты­ ря с мурманской интеллигенцией? - Могу сказать, что наиболее значимые деятели в нашем крае все каким-то образом связаны с монастырем, будь то писатели, поэты, художники или композиторы. И отношение к такой вот культу­ рологической ипостаси монастыря очень доброже­ лательное, оно приветствуется многими деятелями культуры. Нас часто приглашают на вернисажи, на выставки, на презентации всевозможные. Издаться у нас считается за честь. - Время сейчас сложное, неустроенность в государстве, и порой какое дело ни начни - все как в песок уходит. Что же делать нашей интел­ лигенции в таких условиях? - У интеллигенции сегодня есть главный недоста­ ток: она забыла, что «культура» - производное от «культ». И дело даже не в этимологии слова, а в истории. Как можно заниматься культурой и при этом не иметь никакого отношения к сердцевине культуры - культу, истинной духовности? Это приво­ дит просто к плачевным результатам и в личной жизни художника, и в его творчестве. Не случайно ныне, в эпоху нашего безвременья, почти нет лю­ дей, звучащих во всю мощь, способных в этом смутном потоке лжеценностей свидетельствовать об Истине. Однако те московские интеллигенты, кото­ рые пришли к Богу и приняли правила, по которым живет Церковь, стали сынами и дочерьми Церкви, как раз являют собой пример для всей интеллиген­ ции. И все же процесс воцерковления идет и у нас. Я это замечаю, в частности, по встречам с писате­ лями, журналистами. - Один уважаемый историк заметил, что не может поверить в искренность стоящих со све­ чами в церквах недавних членов и кандидатов в члены Политбюро, секретарей ЦК... - «Приступит человек, и сердце глубоко». Мы не знаем глубин сердца человека. Один Господь веда­ ет. Но то, что большей частью это политический жест, очевидно, и мы к этому относимся как к политическому жесту. - Батюшка, как Вы считаете,что может прими­ рить сегодня людей разных взглядов: коммунис­ тов, демократов - словом, всех? - Никогда так сильно не ощущается единство человеческого рода и никогда так остро не пережи­ вается разъединенность людей, как после Причас­ тия. Объединить в единое целое может только Цер­ ковь через Ее Таинства, через Ее жизненный строй, через изменение греховной натуры человека-и при­ дания ему совсем иного духовного звучания, духов­ ного измерения. Именно во Христе нет «ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного». «Примирить людей и способ­ ствовать единению» может только духовность. Только жизнь по вере... Беседовал Андрей КОНЮШАНЕЦ. Фото из архива монастыря Н О В О С Т И Е П А Р Х И И СОБРАНИЯ ЕПАРХИАЛЬНЫХ отделов 25 сентября состоялось собрание директоров и преподавателей воскресных школ Мурманской и Мончегорской епархии. Руководитель отдела по религиозному образо­ ванию и катехизации епархии иерей Василий Вольский говорил о проблемах воскресных школ: - Апостол Павел в своих Посланиях к Тимо­ фею и Титу говорит, что главной обязанностью [ пастырей является учительство. Он объясняет, как нужно учить и чему учить. И если мы обратимся даже к учебным пособиям по пастыр­ скому богословию, где перечисляются обязанно­ сти священника, то там на первом месте стоит обязанность учить людей, а тайнодействовать - на втором месте. То есть понятие учительства было заложено в Церкви еще на заре христиан­ ства. В прошлом участие священника в учебном процессе занимало ведущую роль. Это было тра­ дицией русской школы, русской православной школы. Мне хотелось бы привести положитель­ ный пример: в прошлом году мы постарались привлечь в воскресную школу собора как можно больше духовенства. И это очень благоприятно сказалось и на учащихся, и на родителях. Сразу же решился вопрос с дисциплиной. Дети в при­ сутствии священника не позволяют себе творить то, что они могут, делать, например, в присут­ ствии преподавателя-мирянина. Когда мы встречались в прошлый раз в фев­ рале, я говорил, что главной задачей воскресной школы является воспитание исповедников веры. То есть исповедников не в том смысле, что ребенок будет ходить и на каждом углу кричать, I что он верующий христианин, нет, человек дол- I жен исповедовать свою веру добрыми делами. Другие школьники курят - он не будет курить, другие ругаются - он не будет ругаться! И таким образом он будет исповедовать Христа. Сейчас в воскресных школах есть несколько учебных предметов. Так вот, я уверен, что Закон Божий и литургику должны преподавать священники. I Ксения Николаевна Шевченко, завуч воскрес- I ной школы Никольского кафедрального собора, І обратила внимание собравшихся на основные j этапы воцерковления детей. I О своей поездке в Архангельск на семинар I по проблемам духовного просвещения в рамках I Совета Церквей Баренц-региона и о сотрудниче- I стве с Кольским роно и средними школами рас- I сказала преподаватель воскресной школы Благо- I вещенского храма города Колы Светлана Карлов- ! на Карпова. ’ Темой выступления преподавателя воскресной I школы из Заполярного Галины Дмитриевны Быс- I тровой был вопрос об организации летних палом- ? ничеств учащихся. Она рассказала о том, как этим летом ребята из Заполярного побывали у святынь Великого Новгорода. Итоги работы подвел епископ Мурманский и Мончегорский Симон. Он признал работу образо­ вательного отдела в целом удовлетворительной. 30 сентября состоялось собрание миссионерс­ кого и молодежного отделов Мурманской и Мон­ чегорской епархии. Открыл собрание руководи- I тель отдела по делам молодежи иерей Александр Козачук: - Молодежная среда - особая, к ней нужен I свой подход. Сейчас, после десятилетий безбо- I жия, среди молодежи усиленно насаждаются ан- I тихристианские ценности. Мы, православные, должны помочь молодым прийти в храмы. Этим и пытается заниматься отдел. Началом нашей деятельности можно считать поездку в Москву на съезд православной моло­ дежи в мае 2001 года. Расскажу немного о том, что уже удалось сделать. В прошлом году мы начали ежемесячно прово­ дить духовные беседы в кооперативном технику­ ме по темам: «Семья», «Проблема наркомании», «Аборты как человекоубийство», «Что значит быть русским человеком?». Эти беседы находили от­ клик у ребят. В первый раз пришло человек 100, и у меня возникла мысль, что они пришли просто < ______ _______________ _ поглазеть, полюбопытствовать. Но на следующее занятие пришло еще больше людей, в том числе человек десять преподавателей. Хорошо и то, что присутствовали на этих беседах юноши. Если сейчас в наших храмах большинство составляют женщины, то в техникуме на беседах всегда много парней. Мы сотрудничаем с епархиальным отделом по связям с УВД (им руководит протоиерей Андрей Разинков). В Первомайской администрации было проведено собрание с участием сотрудников обо­ их отделов. На собрании состоялся заинтересо­ ванный разговор с представителями администра­ ции и сотрудниками ОВД. После этого мы начали посещать Первомайский ОВД и беседовать с подростками-правонарушителями (в том случае, когда они сами соглашались на такую беседу). Довелось разговаривать и с ворами, и с грабите­ лями, и с наркоманами. Иеромонах Антоний (Хржановский), сотрудник нашего отдела, попросил рассказать о работе прихода святителя Луки в наркологической кли­ нике «Панацея» (на улице Копытова). Отец Анто­ ний передал список, составленный врачами и психологами клиники: желтым цветом в нем по­ мечены фамилии тех, кто перестал после курса лечения, по мнению врачей, употреблять нарко­ тики, черным - те, о которых нельзя сказать точно, употребляет или нет, а синим - те, кото­ рые все-таки употребляют. Когда отец Антоний взял в руки этот листок, он вспомнил всех ребят, которые приходили в храм, с которыми он беседовал, и поставил против фамилий тех, кто был в храме, плюсы, а кто не был - минусы. Получилась очень интересная статистика: те люди, которых врачи отметили как уже не употребляю­ щих наркотики, посещали Божий храм. А те, кто не посещал, к сожалению, попали в синие и черные, негативные списки. Однако я хочу сказать и о том, что важна и профилактическая деятельность. Мы должны пре­ дупреждать молодежь через беседы, через лек­ ции, через средства массовой информации о пагубности наркотиков, о том, какой взгляд у Русской Православной Церкви на причины нар­ комании и как можно излечить человека, попав­ шего в наркозависимость. Сотрудником нашего отдела является и пред­ седатель православного братства скаутов иеро­ диакон Иоанн (Суходолов). Вместе с ним мы ездили год назад в Москву на конференцию православного молодежного движения, которая стала итоговой после съезда. Сейчас организо­ вано православное молодежное движение и брат­ ство православных следопытов. Иеродиакон Иоанн активно занимается работой по органи­ зации скаутского движения. Он участвует в собраниях скаутов 1-2 раза в неделю, а мы знаем, что для служащего в храме это очень большая нагрузка. Отец Иоанн ездит с ребята­ ми в летние лагеря. И главным в их деятельно­ сти становится уже не только туризм, но и православный образ жизни, посещение храма, молитва. В этом году отец Иоанн с отрядом скаутов совершили паломничество в Соловец­ кую обитель, где некоторые ребята, недавно пришедшие в скаутскую организацию, приняли святое Крещение. Думаю, нам много еще предстоит сделать по организации молодежного движения, оно должно быть на каждом приходе. Нашей ошибкой на сегодняшний день является то, что мы неохотно выходим за пределы храма, не работаем активно в молодежной среде. В отличие от нас этим энергично занимаются сектанты, и они улавлива­ ют души молодых людей. Ведь молодость - это время религиозного поиска, когда человек хочет определиться в жизни: для чего он живет, в чем смысл его жизни? И очень важно, кто первым встретится на его пути. О работе миссионерского отдела рассказал его руководитель отец Андрей Амелин. Наш корр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz