Миссионерская православная газета. 2002 г. № 10. Октябрь.
ЖИЗНЬ ПО ВЕРЕ Интервью с наместником Трифонов Печенгского мужского монастыря игуменом Аристархом Наместник Трифонов Печенгского монастыря игумен Аристарх (Лоханов) Пять лет назад, 2 октября 1997 года, более чем через пятьдесят лет безвременья, Постанов лением Священного Синода вновь стала возрож даться монашеская жизнь в Трифонов Печенгс ком монастыре - самой северной православной обители России. В 1999 году наместником мона стыря был поставлен игумен Аристарх. Без ма лого четыре года служит он за Полярным Кру гом. И если, как говорится, все познается в сравнении, то хотелось бы узнать: есть ли какие- то особенности жизни православного человека на Севере в отличие от других регионов нашей страны? Ведь отцу Аристарху довелось служить даже в Средней Азии. - Общеизвестно, что Север обладает мощным исправляющим влиянием на сердце человека, - го ворит игумен. - В силу разных причин человек здесь, в суровом крае, становится лучше, порой даже не осознавая этого. Север в известной степе ни формирует отношения людей, и отношения эти становятся более нравственными. Особенность православной жизни на Кольской земле заключается в том, что священническое слово отзывается здесь чрезвычайно громко, объем но и с гораздо большей силой, нежели, скажем, в центре России. Если бы я служил, к примеру, в Смоленской епархии или в Вятской, Владимирс кой, думаю, такого резонанса пастырское слово не имело бы. Вероятно, это связано с тем, что население наше преимущественно городское и мышление у него особенное. Кроме того, заполярный климат, когда несколько месяцев длится полярная ночь, - все это, соответственно, влечет за собой измене ние ритма жизни человека, и такое изменение ритма должно сопрягаться с усиленной духовной работой. Скажем, в деревнях многие люди ждут зимы, чтобы занятся каким-то духовным деланием. Ведь летом все силы у них уходят на сельское хозяйство, а зимой они много читают, много молят ся. И у нас в летний период северяне разъезжают ся. летом полно разных дел. И вот в этом смысле полярная ночь для духовенства, думаю, должна бы быть временем особо напряженной духовной рабо ты. Это тоже одна из особенностей нашего края. Но в целом, если брать ту сторону жизни, кото рая проходит перед священником на Исповеди, то особенно сильно заметно, что у наших прихожан гораздо меньше рвачества, жадности, зависти, ко торые. к примеру, на юге просто съедают людей. И на мой взгляд, это заслуга нашего сурового края, который так удивительно влияет на людей. - Надо полагать, что образ современного свя щенника несколько иной, нежели тот, который описывали в своих произведениях Лесков, Че хов. Каким рисуется образ настоящего батюшки Вам, отец игумен? - В любом случае это должен быть человек, который, по апостолу Павлу, не сообразуется с веком сим, а обновляется. На мой взгляд, идеал священника заключается в его духовной многофун кциональности. Это молитвенник, имеющий реаль ный опыт богообщения и понимающий, что, встав перед Престолом, он должен возвести к Небу всех стоящих за ним людей. Он должен прекрасно пони мать. что значит сила соборной молитвы за весь мир. Но прежде всего, это молитвенник, имеющий свой собственный опыт духовной молитвы. Это че ловек, не впадающий в очень распространенный недуг, когда спустя время батюшка становится опыт ным по службе, а молитва «накатанной» и, к сожа лению, автоматической. И тогда служба священни ка становится просто работой, за которую получа ют деньги. А вопрос о проникновении в глубины литургии порой даже не ставится, хотя для священ ника, в православном понимании «жреца», принося щего жертву за весь мир, это чрезвычайно важно. Поэтому в первую главу надо поставить молитвен ное дерзновение священника, его умение молиться. Второе - пастырское душепопечение с очень боль шим терпением, с пониманием слабостей человека, с пониманием того, какой страшный круг атеизма мы прошли и по-настоящему еще не вырвались из него. При этом, конечно, необходима требователь ность к человеку, которая, безусловно, должна сопрягаться с требовательностью к самому себе. Иначе это будет лицедейство, «и силы не будут иметь глаголы твои, если ты призываешь не гре шить, а сам грешишь». Третье - это динамизм священника в современных условиях, его отзывчи вость, быстрая реакция на требования времени и народа Божия. Необходимо всегда опережать поли тиков, деятелей культуры в понимании многих и многих процессов. Если учесть, что человечество сейчас просто не справляется с осознанием того, что происходит в последние годы в Божием мире, мы можем ожидать в ближайшее время все боль шей растерянности людей, уныния, утраты веры в будущее свое собственное, семьи, страны. И если батюшки будут черпать сведения и новости из газет или с экрана телевизора, то они очень быс тро начнут мыслить так же, как мыслит большин ство. Тогда они просто не смогут дать правильный ответ вопрошающим. А время сейчас действительно очень сложное. Думаю, что никогда человечество еще не жило столь безобразно быстро и безобразно безответ ственно. - Батюшка, Вы носите имя апостола от семи десяти Аристарха. Стараетесь ли Вы быть подра жателем жизни этого святого? - О его житии, к сожалению, очень мало изве стно. Хотя мне было очень приятно, когда в прошлом году во время поломничества по Гоеции в одном из монастырей настоятель рассказал, что апостол Аристарх когда-то благовествовал в этих краях... Да, стараюсь. Но не меньшую роль в моей жизни играет равноапостольный Трифон Печенгский, его завет, его жизнь с огромным просветительским размахом. Несоизмеримо, сколь ко делаем сейчас мы и сколько делали люди, жившие до нас: тот же апостол Аристарх или преподобный Трифон. Конечно, наша деятельность не идет ни в какое сравнение с их трудами потому, что мы имеем немыслимые для того вре мени пути передачи благовестия: газеты, радио, телевидение, Интернет. Если бы у наших отцов были такие возможности, думаю, что развитие христианства имело бы совершенно иной харак тер и другие временные рамки. - Очевидно, что Ваша нынешняя деятельность сопряжена с различными трудностями. Как Вам удается при всех тяготах жизни сохранять свой внутренний мир? - Ну, во-первых, не всегда удается, во-вторых, я прекрасно понимаю, что, если что-то не получается сейчас, то с помощью Божией, с помощью святых все в свое время встанет на место. Поэтому я не расстраиваюсь и не отчаиваюсь. А что касается внутреннего мира, то, к счастью, у меня за плеча ми опыт затворничества. И затворнический праксис не прошел даром - в сложные моменты жизни стоит только погрузиться в молитву, как тотчас же нахо дишь и силы, и разумное решение, и вдохновение. - Есть ли у Вас любимая икона? - Она стоит в моей келье - икона святого проро ка Иоанна Предтечи. Икона эта чрезвычайной силы. Очевидно, писал ее не просто мастер, а очень великий молитвенник. И, вероятно, молилось перед ней не одно поколение - настолько она намолена. - У Вас за плечами немалый опыт монашес кой жизни и в миру, и в монастыре. Велики ли отличия? - Очень значительные. Монах в монастыре - это «профессиональный» монах. А в миру... Я думаю, скорее, забава. По святым отцам, трудно было бы себе представить, что монах мог бы жить в миру, не ощущая, что это ненормально. Понятно, что есть монахи, которые по послушанию посланы в мир. Но монастырь с его строем, постоянной молитвой, строгостью молитвенного правила, с необходимостью терпеть мятеж общежительства, преодолевать, утеснять себя, безусловно, способ ствует более быстрому восхождению человека в духовном плане, нежели жизнь в миру, где можно и понежиться, и телевизор посмотреть, радио по слушать. И постепенно человек привыкает к по слаблению и перестает замечать, что жизнь-то расслаблена. - Что же является стержнем монашеской жизни? - Аскеза во всех ее проявлениях касательно монашеского пути. Аскеза предполагает жизнь, полную духовных упражнений. Не только молитва, пост и послушание, но и задействование всего человека. Поэтому без аскезы настоящих монас тырей не бывает. Они превращаются просто в рассадник пороков. Взять, к примеру, средневеко вые католические монастыри - они не знали, что такое аскеза. И как следствие - пороки обжор ства, пьянства, распутства. А российские монас тыри, молитвами своих святых устроителей, все гда изумляли и удивляли человека, приехавшего с Запада, простотой жизни, иногда в очень изнуря ющих условиях, но без ропота, даже с некоторой определенной веселостью. Ведь монах не может быть унылым. Он, конечно, не может быть и смеш ливым, но есть же духовная радость, духовное веселье. И в крепком монастыре не может быть унылых монахов. Хорошо отлаженный монашеский путь - это путь, который по-настоящему доставля ет человеку радость во всем: в покаянии, в сле зах, в великих трудах... - Однако по широте Вашей деятельности и в силу различных обстоятельств Вам немалое вре мя приходится проводить за стенами монастыря. Сказывается ли это на укладе Вашей аскетичес кой жизни? - Нахождение вне стен монастыря очень утомля ет. Признаюсь, мечтаю о том, что, Божией милос тью, когда-нибудь уйду в скит у Борисоглебской церкви, став там скитоначапьником или рядовым священником. Это моя давняя мечта. Если кому-то порой кажется, что я с большой радостью несу все эти многочисленные труды здесь, в миру, то это не так. Нет ничего слаще молитвенного уединения. Так что, даст Бог, немного еще потрудясь, я по благо словению уйду в скит. - У монастыря сегодня великое множество забот. И одна из них -солдаты, укрывающиеся в обители от неуставных отношений. - Я бы сказал, одна из основных. Но мои монахи почти не ропщут на беспрестанный поток солдат, проходящий через нашу жизнь. Ведь не закроешь же дверь перед ними, особенно зимой. Парень толкнется - дверь заперта. Куда ему еще идти? В тундру, где его ждет погибель? Я зачас тую сам выхожу посреди ночи открывать дверь, потому что очень переживаю за них, замерзших.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz