Миссионерская православная газета. 2002 г. № 1. Январь.

6 В Е Ч Н А Я П А М Я Т Ь Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрётся И общей не уйдет судьбы. Все на земле подвержено тлену, смертно, конечно. В том числе и произведения искус­ ства. Вечна только душа человеческая. Вспом­ ним об этом, оглядываясь на жизненный путь нашего земляка Виталия Семёновича Масло­ ва, отошедшего ко Господу 9 декабря сего года. Он был большим писателем. Святой пра­ ведный Иоанн Кронштадтский отмечал у писа­ телей два основных, почти невольных греха: постоянный суд (осуждение, оценка) людей, событий и грех самомнения, творчества: «Я сделал, я написал, я сотворил...» Современному человеку, особенно работа­ ющему в сфере творческой, в искусстве, не­ легко, непросто осознавать свою греховность. Ещё труднее, отринув гордыню, прийти в храм Божий, смиренно умоляя Бога о спасении. Куда проще (этому способствует весь нынеш­ ний обезбоженный, обезображенный мир) те­ шить тщеславие иллюзией собственной значи­ мости, «бессмертия» художника в его произ­ ведениях. Немногие могут, перешагнув через соблазны, подняться выше - к Православию, к Богу. Виталий Маслов из числа этих немногих. Обозначу коротко основные вехи того, что им сделано. Более двадцати лет работы на атомном флоте - морской, арктической. Деся­ тилетняя вахта на посту ответственного сек­ ретаря Мурманского отделения Союза писате­ лей России. Книги Маслова «Крутая Дресва», «Круговая порука», «Из рук в руки», «Внут­ ренний рынок», «На костре моего греха» вош­ ли в золотой фонд русской литературы XX столетия. Он стоял у истоков возрождения в России Дня славянской письменности и куль­ туры и до конца своих дне боролся за то, чтобы праздник этот был по-настоящему пра­ В О П Р В Уважаемый владыка! Работаю в пос. Мишуково. Недалеко на­ ходится большой поселок Междуречье. Ни в одном из поселков нет никакой право­ славной хотя бы маленькой церквушки, зато кругом от «Свидетелей Иеговы» деваться некуда. Православные верующие ездят мо­ литься в город Колу, почти за тридцать километров. С чего начать, чтобы органи­ зовать хотя бы маленький православный приход? Грешный Александр В поселке Междуречье есть православ­ ный приход, и пока ещё есть намерение построить церковь в честь прп. Серафима Саровского, но беда в том, что этот приход находится в состоянии агонии. Так бывает, когда у верующих людей формальные прин­ ципы жизни преобладают над насущными, жизненно важными интересами. Как противостоять козням дьявольским? Павлик, Тарас, Слава, город Гаджиево Ваш вопрос, Павлик, Тарас и Слава, очень сложный. Особенно для практического его разрешения в жизни. Ведь козни диавола разнообразны, переменчивы и очень изощ­ рённые, почему диавол и называется лука­ вым. «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диа- вольских», - говорит апостол Павел (Еф. 6,11) и дальше объясняет, что «всеоружие Божие» - это истина, праведность, вера, Слово Божие, молитва. Крестное знамение (нательный или другой крест, или же знак, движение, которым мы осеняем себя или которым вас, ребята, осеняет, например, мама, священник) является сильнейшим ору­ жием, защищающим нас, христиан, от диа­ вола. От действия креста диавол трепещет, трясётся, даже смотреть на него не может. Е П И С К О п С И М О Правда ли, что привидения могут прихо­ дить в наш мир? Паша, Слава, Тарас, город Гаджиево В мире нашем много всякого зла. И при­ видения тоже часто являют нам зло. Но если, увидев или предчувствуя их, мы со­ вершим крестное знамение и прочитаем молитву «Отче наш...», или «Достойно есть...», или «Иисусову молитву», то приви­ дения никогда ничего нам не сделают. Почему нельзя изменять свои имена? Имена иногда меняются. Например, при Крещении, при постриге в монашество. Для христианина положено это делать только по благословению священника. ПРИЛОЖИЛСЯ К НАРОДУ За несколько часов до смерти великий рус­ ский поэт Гавриил Романович Державин вы­ вел слабеющей рукой на грифельной доске последнее своё стихотворение: вославным. Благодаря Масло­ ву появился в Мурманске па­ мятник создателям славянс­ кой письменности святым рав­ ноапостольным Кириллу и Мефодию. Он был виднейшим славя­ нофилом (употребим этот тер­ мин как общепринятый, хотя, наверное, правильнее сказать - «славянолюбом») своего вре­ мени, проповедовавшим необ­ ходимость духовного единения православных славян: нео­ днократно встречался с пред­ ставителями Болгарской и Сербской Православных Церквей. Его слово в этих странах звучало весомо, значимо. В лихую годину новой русской смуты Мас­ лов нашёл в себе силы противостать общему разрушительному духу времени, утверждая как высшие и неотменные для всякого истинно русского человека ценности: веру и любовь к Родине. Но, может быть, главным его подвигом, главным деянием было то, что он сумел стать, сумел остаться по-настоящему верующим че­ ловеком, православным не только по рожде­ нию, но и по образу жизни. Искренняя, живая вера стала итогом его напряжённейшего мно­ голетнего духовного поиска. Маслов сумел всем существом русского писателя, русского чело­ века почувствовать, понять, что именно Пра­ вославие - основа великой русской культуры (и литературы особенно), что неверующий че­ ловек отрезает себя от духовных корней на­ рода и, соответственно, ничего не способен сделать для возрождения России. Высокий мо­ литвенный настрой Маслова в последние годы его жизни очевиден каждому, кто соприкасал­ ся более или менее близко. Он был прихожа­ нином Свято-Пантелеимоновского храма, а на Рождество и Пасху ходил в Свято-Никольский кафедральный собор. Регулярно исповедовал­ ся и причащался Святых Христовых Таин. Всеми силами радел об укреплении Право­ славия на мурманской земле, и каждый раз, когда мир пытался опорочить Церковь Хрис­ тову и её иерархов (а такое случалось нео­ днократно), Маслов одним из первых подни­ мал голос в защиту истинной веры. своему... В своё время он был одним из первых жертвователей на только что начавшееся тог­ да в Москве строительство храма Христа Спа­ сителя. Позже старался чем мог содейство­ вать возведению в Мурманске Спасо-Преоб- раженского морского собора. Жертвовал сам и убеждал жертвовать других. Уже незадолго до смерти с тревогой рассказывал мне, что у него не приняли деньги, собранные им и же­ ной (оторванные от невеликой его зарплаты да от пенсии) на Преображенский храм. Про­ сил выяснить, в чём дело. Через день позво­ нил успокоенный: всё в порядке - в централь­ ной сберкассе взяли. Спустя две недели его не стало. В Библии, в книге Бытия, о смерти ветхо­ заветных патриархов говорится так: «И умер (Авраам, Исаак, Иаков) и приложился к наро­ ду своем» (Быт. 25, 8; 35, 29; 49, 33). Виталий Маслов покоится в родной ему архангельской земле, в поморской деревне Сёмже, рядом со своими родителями, дедами, прадедами. Надеюсь, Господь будет к нему милостив и русская, православная его душа обретёт веч­ ную жизнь в Горнем Отечестве, в небесной, Святой Руси, молитвами и предстательством которой испокон веков держится и укрепляет­ ся Русь земная. «Бури жизни миновали, страдания земные окончены, бессильны враги с их злобою, но сильна любовь, избавляющая от-вечного мра­ ка и спасающая всех...» (Акафист за едино­ умершего). Вечная память рабу Божию Виталию. Дмитрий Ермолаев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz