Миссионерская православная газета. 2002 г. № 1. Январь.

интервенции. Я далек от мысли объяснять все эти факты исключительно влиянием сектан­ тов, но несомненно, что и они сыграли изве­ стную роль во всем этом. И если наши враги вздумают вновь предпринять интервенцию или другой какой поход против нас, то сектанты будут вести борьбу и с этой интервенцией, и с этим походом согласно своим убеждени­ ям». Этот документ был адресован ВЦИК с целью получения от большевистской власти всяческих льгот для сектантов. Декларация заканчивалась в духе большевистских доку­ ментов: «Будем же мы, подобно Ленину... стре­ миться к одной общей цели - коммунизму, так, как велят совесть и разум каждого, и тогда социальная революция пойдет быстрее, несмотря на козни ее врагов». ЗГражйлнская война Революционная деятельность сектантов не осталась незамеченной. В 1919 г., в разгар гражданской войны, Ленин издает особый декрет об освобождении ряда сектантов от военной службы, который вторично был под­ твержден в 1920 г. Значительное число сек­ тантов провозгласили себя коммунистами. Подобное явление было особо характерно для духоборов, молокан, новоизраильтян, малеван- цев и толстовцев. Впрочем, и «западничес­ кие» общины (евангелисты, баптисты, адвен­ тисты) не отставали в революционном рве­ нии. По окончании гражданской войны сектан­ ты становятся естественными союзниками большевиков в «деле социалистического стро­ ительства». К 1924 году коммунисты даже стали говорить о возможности «блока партии с религиозными течениями». Выступая на XIII съезде РКП(б), Рыков заявил: «Те сектантс­ кие течения, которые под религиозным со­ усом проводят революционные задачи и кото­ рые иногда близки к отрицанию частной соб­ ственности, нужно использовать всячески и целиком». Показательно, что сектанты, покинувшие Россию в дореволюционное время, возвраща­ лись в СССР, чтобы «принять участие в стро­ ительстве новой жизни». «Теперь более, чем когда-либо, - писал в 1925 году руководитель секты адвентистов П.Свиридов, - своевремен­ но и нам совершить духовный сдвиг в деле проповеди троекратной евангельской вести по обширному СССР» («Голос истины», 1925). В 1924-1925 гг. были подписаны деклара­ ции о лояльности и сотрудничестве с больше­ виками баптистами, евангелистами и адвен­ тистами. (Прочие секты сделали это еще рань­ ше.) В декларации о лояльности адвентистов 7-го дня было сказано: «Мы убедились в том, что Бог в своем провидении расположил сер­ дце и дал мудрость нашему незабываемому В. И. Ленину и его ближайшим сотрудникам в деле мудрой организации единственного в мире прогрессивного и своевременного аппарата» (Отчет V Всесоюзного съезда адвентистов 7- го дня. М., 1924. С. 11.) Ознакомившись с деятельностью сектантов, Ленин предложил тов. Бонч-Бруевичу напи­ сать от имени Наркомзема воззвание к сек­ тантам о привлечении их к сотрудничеству для устройства образцовых колхозов. Оно было опубликовано в 1921 году. Приводим выдерж­ ки из этого почти забытого, а для многих совершенно неизвестного документа. «В России имеется много сект, привержен­ цы которых, согласно их учению, издавна стре­ мятся к общинной, коммунистической жизни. В основу этого своего стремления они кладут обыкновенно слова, взятые из «Деяний апос­ толов»: «Никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее». Многие сектанты строго проводили эти заве­ ты в жизнь и жили общинами, коммунами. Все правительства, все власти, все законы во всем мире во все времена шли против такой жизни, и сектантов за это во всех стра­ нах, в том числе и в России, жгли на кострах, убивали, мучили, гноили в тюрьмах, разрыва­ ли их общины и рассылали в ссылки по раз­ ным углам земли и всячески преследовали, но они оставались твердыми в своих убежде­ ниях и, умирая, завещали своим братьям про­ должать ту же борьбу, ту же общинную жизнь. Наркомзем, зорко присматриваясь к этим народным группировкам и внимательно при­ слушиваясь к голосам совести этих народных масс, нашел настоящее время наиболее под­ ходящим для того, чтобы призвать к творчес­ кой земледельческой работе эти народные, так называемые сектантские и старообряд­ ческие массы, уже организованные в свои общины, прекрасно друг друга знающие, слит­ ные и объединенная каждая в своем течении единым стремлением, зарекомендовавшие себя трудоспособностью, честностью, исполнитель­ ностью, прямотой и искренностью. «Впервые за все время существования России сектан­ там всех направлений и недавно еще гони­ мым старообрядческим согласиям, ушедшим достаточно далеко от только что господство­ вавшей и их угнетавшей Православной Церк­ ви, предоставлена полная возможность широ­ кого объединения. Рабоче-крестьянская рево­ люция сделала свое дело. Она могучей рукой и железной волей расшатала устои старого общества, старого мира, ниспровергнув его, чтобы при его гибели воздвигнуть новую цве­ тущую, свободную жизнь. Все те, кто боролся со старым миром, кто пострадал от его тягот, - сектанты и старообрядцы в их числе, - все должны быть участниками в творчестве но­ вых форм жизни. И мы говорим сектантам и старообрядцам, где бы они ни жили на всей земле: добро пожаловать!» В конце этого воззвания предлагается об­ разовать при Наркомземе особую комиссию для устройства образцовых колхозов из чис­ ла сектантов. Эта комиссия была названа «Комиссией по заселению совхозов, свобод­ ных земель и бывших имений сектантами и старообрядцами», сокращенно ОРГКОМСЕКТ. При этом хотелось бы вспомнить, что Ле­ нин, прощаясь с сектантом-баптистом Пет­ ровым, приезжавшим к нему из Новгородс­ кой губернии в 1918 г. за советом и содей­ ствием по устройству сельскохозяйственной коммуны, хотя сам и не верил в Бога, сказал ему: «Да поможет вам ваш Бог, в которого вы так твердо верите, во всех ваших начина­ ниях по созданию той коммуны, к которой рвется ваша христианская душа, а советская власть в этих начинаниях вам всегда окажет содействие». Газета «НГ-религия» 14.11.2001 г. * Всё в духовном и земном мире построено по принципу иерархической лестницы: Господь - Царь Не­ бесный, Матерь Божия, ангелы, святые. В Церкви зем­ ной - архиереи, священники, диаконы, паства. В семье - муж (глава), жена, дети. И низшее подчиняется выс­ шему. А властям христиане подчинялись во всём, кро­ ме одного. Они отказывались отречься от истинной веры, когда их принуждали к этому правители или начальники язычники или еретики. Будем же «стоять и держаться предания», которое кровью отстояли наши православ­ ные отцы и передали нам. Сам Г осподь и Бог наш Иисус Христос дал на все времена ответ всем вопрошающим о подчинении влас­ тям: « . . . Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22,21). Он повелевал подчиняться и платить подати римскому царю -язычнику, завоевателю, враж­ дебному иудеям. Мы должны стоять в Православии, а во всём другом подчиняться властям і 7 , )имечачие ред, ікции И С ЦЕЛ ИСЬ В Е РО Й приобшдяоь к духовному По приглашению игумена Аристарха сотруд­ ники и пациенты наркологической клиники «Панацея» совершили паломническую поезд­ ку в Трифонов Печенгский мужской монас­ тырь. Ни ранний подъём в пять утра, ни бушую­ щая непогода не омрачили настроение путе­ шественников. Ведь ожиданием поездки ре­ бята жили уже несколько дней. Время в до­ роге пролетело как-то незаметно . И вот, оставив позади 140 километров пути, мы на­ конец въезжаем на аккуратно убранный мо­ настырский двор. - Вовремя приехали! - улыбнулся встретив­ ший нас отец Аристарх. - Как раз к началу литургии. Не так-то легко выстоять с непривычки монастырскую службу, длящуюся около двух с половиной часов. Нет-нет, да и закрадётся в голову коварная мыслишка присесть на сто­ явшую поблизости лавочку. Но необычная атмосфера, царившая в крошечном храме Рож­ дества Христова, проникновенное пение брат­ ского хора будто бы вселяли в нас сипы. - Какое-то необъяснимое ощущение тепло­ ты и уюта, душевного подъёма, - говорил поз­ же один из участников поездки, - словно под­ держивает кто-то невидимый. В таком состоя­ нии можно и дольше простоять. Особенно когда не просто стоишь и смот­ ришь, а участвуешь в службе. Невольно я заметил, как усердно молились многие мои спутники. Быть может, нескладно (поскольку новоначальные), но видно было, что от серд­ ца шла их молитва. И это была молитва лю­ дей, возжелавших помощи Божией, вставших на путь исцеления от тяжкого недуга - нарко­ мании. По окончании службы отец игумен провёл для гостей небольшую экскурсию по монасты­ рю, рассказал о складе благодатной мона­ шеской жизни, протекающей в суровых усло­ виях, познакомил с историей обители. Неспешный разговор «за жизнь» во время незатейливой монашеской трапезы как-то не­ заметно перешёл в беседу на волнующую всех нас тему. Не сомневаюсь, что слова отца Аристарха открыли глаза моих товарищей на многие вещи. Например, на то, что попытки вернуть страж­ дущих к полноценной жизни без помощи Цер­ кви Христовой, по меньшей мере, бесполез­ ны, потому что нет таких лекарств, с помо­ щью которых медики могли бы избавить от греха. А наркомания, в первую очередь, грех. Разрушается здоровье, что может привести к преждевременной гибели человека, то есть происходит своего рода самоубийство, кото­ рое, как известно, является тяжким грехом, так как не мы дали себе жизнь, она дарована нам Богом, следовательно, и принадлежит Ему. И никто не вправе посягать на то, что ему не принадлежит. Но самое главное, пожалуй, в том, что человек, уходя под воздействием наркотика «за горизонт» и испытывая при этом состояние ложного блаженства, вторгается в иную духовную реальность, для которой он совершенно не подготовлен. И там наркома­ на встречают тёмные силы зла, которые при­ водят его к болезни - следствию и спутнику греха. А для излечения недуга, не отвергая на определённом этапе и роль медицины, в Православной Церкви существует Исповедь, предполагающая, что покаяние есть измене­ ние жизни и ума. Надо увидеть свои пороки и рассказать о них священнику. Но, что более существенно, приложить все усилия к тому, чтобы в дальнейшем не вступить в след этого греха. Прощаясь, отец Аристарх подарил каждо­ му из нас иконку святого целителя Пантелей­ мона. И прежде чем машины тронулись, осе­ нил нас крестным знамением , благословив на дальнюю дорогу. В глазах, наполненных лю­ бовью. вдруг заблестела слезинка. То ли от ледяного ветра, то ли от умиления. Весь обратный путь проехали молча. К аж ­ дый думал о своём. Уж е в Мурманске один из ребят сказал мне тихо: «Было время, ког­ да я жил, будто в волчьей стае. Но теперь наконец понял, что только доброта и любовь спасут этот мир». | Раб Божий Андрей |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz