Миссионерская православная газета. 2002 г. № 1. Январь.
интервенции. Я далек от мысли объяснять все эти факты исключительно влиянием сектан тов, но несомненно, что и они сыграли изве стную роль во всем этом. И если наши враги вздумают вновь предпринять интервенцию или другой какой поход против нас, то сектанты будут вести борьбу и с этой интервенцией, и с этим походом согласно своим убеждени ям». Этот документ был адресован ВЦИК с целью получения от большевистской власти всяческих льгот для сектантов. Декларация заканчивалась в духе большевистских доку ментов: «Будем же мы, подобно Ленину... стре миться к одной общей цели - коммунизму, так, как велят совесть и разум каждого, и тогда социальная революция пойдет быстрее, несмотря на козни ее врагов». ЗГражйлнская война Революционная деятельность сектантов не осталась незамеченной. В 1919 г., в разгар гражданской войны, Ленин издает особый декрет об освобождении ряда сектантов от военной службы, который вторично был под твержден в 1920 г. Значительное число сек тантов провозгласили себя коммунистами. Подобное явление было особо характерно для духоборов, молокан, новоизраильтян, малеван- цев и толстовцев. Впрочем, и «западничес кие» общины (евангелисты, баптисты, адвен тисты) не отставали в революционном рве нии. По окончании гражданской войны сектан ты становятся естественными союзниками большевиков в «деле социалистического стро ительства». К 1924 году коммунисты даже стали говорить о возможности «блока партии с религиозными течениями». Выступая на XIII съезде РКП(б), Рыков заявил: «Те сектантс кие течения, которые под религиозным со усом проводят революционные задачи и кото рые иногда близки к отрицанию частной соб ственности, нужно использовать всячески и целиком». Показательно, что сектанты, покинувшие Россию в дореволюционное время, возвраща лись в СССР, чтобы «принять участие в стро ительстве новой жизни». «Теперь более, чем когда-либо, - писал в 1925 году руководитель секты адвентистов П.Свиридов, - своевремен но и нам совершить духовный сдвиг в деле проповеди троекратной евангельской вести по обширному СССР» («Голос истины», 1925). В 1924-1925 гг. были подписаны деклара ции о лояльности и сотрудничестве с больше виками баптистами, евангелистами и адвен тистами. (Прочие секты сделали это еще рань ше.) В декларации о лояльности адвентистов 7-го дня было сказано: «Мы убедились в том, что Бог в своем провидении расположил сер дце и дал мудрость нашему незабываемому В. И. Ленину и его ближайшим сотрудникам в деле мудрой организации единственного в мире прогрессивного и своевременного аппарата» (Отчет V Всесоюзного съезда адвентистов 7- го дня. М., 1924. С. 11.) Ознакомившись с деятельностью сектантов, Ленин предложил тов. Бонч-Бруевичу напи сать от имени Наркомзема воззвание к сек тантам о привлечении их к сотрудничеству для устройства образцовых колхозов. Оно было опубликовано в 1921 году. Приводим выдерж ки из этого почти забытого, а для многих совершенно неизвестного документа. «В России имеется много сект, привержен цы которых, согласно их учению, издавна стре мятся к общинной, коммунистической жизни. В основу этого своего стремления они кладут обыкновенно слова, взятые из «Деяний апос толов»: «Никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее». Многие сектанты строго проводили эти заве ты в жизнь и жили общинами, коммунами. Все правительства, все власти, все законы во всем мире во все времена шли против такой жизни, и сектантов за это во всех стра нах, в том числе и в России, жгли на кострах, убивали, мучили, гноили в тюрьмах, разрыва ли их общины и рассылали в ссылки по раз ным углам земли и всячески преследовали, но они оставались твердыми в своих убежде ниях и, умирая, завещали своим братьям про должать ту же борьбу, ту же общинную жизнь. Наркомзем, зорко присматриваясь к этим народным группировкам и внимательно при слушиваясь к голосам совести этих народных масс, нашел настоящее время наиболее под ходящим для того, чтобы призвать к творчес кой земледельческой работе эти народные, так называемые сектантские и старообряд ческие массы, уже организованные в свои общины, прекрасно друг друга знающие, слит ные и объединенная каждая в своем течении единым стремлением, зарекомендовавшие себя трудоспособностью, честностью, исполнитель ностью, прямотой и искренностью. «Впервые за все время существования России сектан там всех направлений и недавно еще гони мым старообрядческим согласиям, ушедшим достаточно далеко от только что господство вавшей и их угнетавшей Православной Церк ви, предоставлена полная возможность широ кого объединения. Рабоче-крестьянская рево люция сделала свое дело. Она могучей рукой и железной волей расшатала устои старого общества, старого мира, ниспровергнув его, чтобы при его гибели воздвигнуть новую цве тущую, свободную жизнь. Все те, кто боролся со старым миром, кто пострадал от его тягот, - сектанты и старообрядцы в их числе, - все должны быть участниками в творчестве но вых форм жизни. И мы говорим сектантам и старообрядцам, где бы они ни жили на всей земле: добро пожаловать!» В конце этого воззвания предлагается об разовать при Наркомземе особую комиссию для устройства образцовых колхозов из чис ла сектантов. Эта комиссия была названа «Комиссией по заселению совхозов, свобод ных земель и бывших имений сектантами и старообрядцами», сокращенно ОРГКОМСЕКТ. При этом хотелось бы вспомнить, что Ле нин, прощаясь с сектантом-баптистом Пет ровым, приезжавшим к нему из Новгородс кой губернии в 1918 г. за советом и содей ствием по устройству сельскохозяйственной коммуны, хотя сам и не верил в Бога, сказал ему: «Да поможет вам ваш Бог, в которого вы так твердо верите, во всех ваших начина ниях по созданию той коммуны, к которой рвется ваша христианская душа, а советская власть в этих начинаниях вам всегда окажет содействие». Газета «НГ-религия» 14.11.2001 г. * Всё в духовном и земном мире построено по принципу иерархической лестницы: Господь - Царь Не бесный, Матерь Божия, ангелы, святые. В Церкви зем ной - архиереи, священники, диаконы, паства. В семье - муж (глава), жена, дети. И низшее подчиняется выс шему. А властям христиане подчинялись во всём, кро ме одного. Они отказывались отречься от истинной веры, когда их принуждали к этому правители или начальники язычники или еретики. Будем же «стоять и держаться предания», которое кровью отстояли наши православ ные отцы и передали нам. Сам Г осподь и Бог наш Иисус Христос дал на все времена ответ всем вопрошающим о подчинении влас тям: « . . . Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22,21). Он повелевал подчиняться и платить подати римскому царю -язычнику, завоевателю, враж дебному иудеям. Мы должны стоять в Православии, а во всём другом подчиняться властям і 7 , )имечачие ред, ікции И С ЦЕЛ ИСЬ В Е РО Й приобшдяоь к духовному По приглашению игумена Аристарха сотруд ники и пациенты наркологической клиники «Панацея» совершили паломническую поезд ку в Трифонов Печенгский мужской монас тырь. Ни ранний подъём в пять утра, ни бушую щая непогода не омрачили настроение путе шественников. Ведь ожиданием поездки ре бята жили уже несколько дней. Время в до роге пролетело как-то незаметно . И вот, оставив позади 140 километров пути, мы на конец въезжаем на аккуратно убранный мо настырский двор. - Вовремя приехали! - улыбнулся встретив ший нас отец Аристарх. - Как раз к началу литургии. Не так-то легко выстоять с непривычки монастырскую службу, длящуюся около двух с половиной часов. Нет-нет, да и закрадётся в голову коварная мыслишка присесть на сто явшую поблизости лавочку. Но необычная атмосфера, царившая в крошечном храме Рож дества Христова, проникновенное пение брат ского хора будто бы вселяли в нас сипы. - Какое-то необъяснимое ощущение тепло ты и уюта, душевного подъёма, - говорил поз же один из участников поездки, - словно под держивает кто-то невидимый. В таком состоя нии можно и дольше простоять. Особенно когда не просто стоишь и смот ришь, а участвуешь в службе. Невольно я заметил, как усердно молились многие мои спутники. Быть может, нескладно (поскольку новоначальные), но видно было, что от серд ца шла их молитва. И это была молитва лю дей, возжелавших помощи Божией, вставших на путь исцеления от тяжкого недуга - нарко мании. По окончании службы отец игумен провёл для гостей небольшую экскурсию по монасты рю, рассказал о складе благодатной мона шеской жизни, протекающей в суровых усло виях, познакомил с историей обители. Неспешный разговор «за жизнь» во время незатейливой монашеской трапезы как-то не заметно перешёл в беседу на волнующую всех нас тему. Не сомневаюсь, что слова отца Аристарха открыли глаза моих товарищей на многие вещи. Например, на то, что попытки вернуть страж дущих к полноценной жизни без помощи Цер кви Христовой, по меньшей мере, бесполез ны, потому что нет таких лекарств, с помо щью которых медики могли бы избавить от греха. А наркомания, в первую очередь, грех. Разрушается здоровье, что может привести к преждевременной гибели человека, то есть происходит своего рода самоубийство, кото рое, как известно, является тяжким грехом, так как не мы дали себе жизнь, она дарована нам Богом, следовательно, и принадлежит Ему. И никто не вправе посягать на то, что ему не принадлежит. Но самое главное, пожалуй, в том, что человек, уходя под воздействием наркотика «за горизонт» и испытывая при этом состояние ложного блаженства, вторгается в иную духовную реальность, для которой он совершенно не подготовлен. И там наркома на встречают тёмные силы зла, которые при водят его к болезни - следствию и спутнику греха. А для излечения недуга, не отвергая на определённом этапе и роль медицины, в Православной Церкви существует Исповедь, предполагающая, что покаяние есть измене ние жизни и ума. Надо увидеть свои пороки и рассказать о них священнику. Но, что более существенно, приложить все усилия к тому, чтобы в дальнейшем не вступить в след этого греха. Прощаясь, отец Аристарх подарил каждо му из нас иконку святого целителя Пантелей мона. И прежде чем машины тронулись, осе нил нас крестным знамением , благословив на дальнюю дорогу. В глазах, наполненных лю бовью. вдруг заблестела слезинка. То ли от ледяного ветра, то ли от умиления. Весь обратный путь проехали молча. К аж дый думал о своём. Уж е в Мурманске один из ребят сказал мне тихо: «Было время, ког да я жил, будто в волчьей стае. Но теперь наконец понял, что только доброта и любовь спасут этот мир». | Раб Божий Андрей |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz