Миссионерская православная газета. 2002 г. № 1. Январь.
4 не оолАвевАйте уповАнием НА БОГА С Александрой Павловной Мацкевич мы познакомились в центральной библиотеке Крас- ноборска (Архангельская область), где она ра ботает заведующей. - А я бывала в ваших краях летом 99-го, - обрадовалась она, узнав, что я из Мурманс ка. - У меня в Печенге сын служил. Вот уж правду говорят, что мир тесен... Спустя год после начала воинской службы І выяснилось, что Антону, сыну Александры Пав- I ловны, не дают положенный отпуск. По каким I причинам - неизвестно. Не стерпело истоско- I вавшееся материнское сердце такой новости. Отправилась Александра Павловна в дальнюю I дорогу, почти на край света. Добравшись до части и увидев сына, мяг- I ко говоря, испугалась: в армию провожала I совершенно здорового ребёнка, а тут... Сло- I вом, налицо все признаки проблем с почка- * ми. Кинулась к армейскому начальству: «По- | звольте парню домой съездить, раз положено | по закону, подлечиться, в нормальный вид | [ прийти». А те - нет и всё. Мотивация? Солда- | I ты в отпуск уезжают и обратно не возвраща- | I ются. И чтоб пресечь такое безобразие, ре- І I шили вообще никого не отпускать. А взволно- | I ванную маму между делом предупредили: «К более высокому начальству идти бесполезно, всё равно мы согласия не дадим». Совсем расстроилась бедная женщина. Что делать? К кому обратиться в чужом краю за помощью? З а тридевять земель ехала, чтоб в такую ситуацию попасть? Удручённая этими мыслями брела опечаленная мать по дороге, не разбирая, куда идёт... и ноги сами приве ли её на монастырский дворик к храму Рож дества Христова. Как раз к началу службы попала. А день- то был необычный - празднование Казанской иконе Божией Матери. Поставила свечи, при ложилась к праздничной иконе. Подошла ти хонечко к образу преподобного Трифона Пе- I ченгского: «Преподобный отче наш Трифоне, і моли Бога о мне, грешной». И, встав побли- I зости, предалась общему молению. I Здесь, в скромном, уютном монастырском I храме, впервые за последние дни почувство- 1 вала вдруг какое-то облегчение на сердце и I такой необычный душевный подъём, какой едва I ли когда-нибудь испытывала. I - Что происходило со мной, словами не I передать, - глаза моей собеседницы будто I засветились. - Слёзы хлынули безудержным f 1 потоком и не прекращались до конца службы. * I Никогда со мною раньше такого не было. Нет, I не от обиды плакала, не от безысходности. I Тут что-то другое, необъяснимое, недоступное простому пониманию. Очевидно, отец Аристарх (а именно он слу жил в тот день) давно заметил плачущую ж ен щину и после службы пригласил её в монас тырь. - Честно говоря, я ни на что особо и не рассчитывала, - вспоминает Александра Пав ловна. - Если бы батюшка предложил сми риться и ехать домой, положившись на волю Божию, так бы и поступила. Но отец Аристарх, внимательно выслушав женщину, снял телефонную трубку, набрал но мер заместителя начальника по тылу и, объяс нив ситуацию, попросил оказать помощь. После этого, побеседовав с гостьей из Архангельс кой земли ещё некоторое время, предложил в случае неудачи пожить Антону пару недель в монастыре, поправить здоровье. Но, слава Богу, встреча с начальством прошла успеш но, и через два дня мама с сыном уже ехали домой. В часть Антон вернулся своевременно, со вершенно здоровый. И до окончания срока службы больше ни разу не болел. Александра Павловна по сей день с теплотой вспоминает отца Аристарха и Трифонову обитель. И не сомневается, что преподобный Трифон Пе- ченгский по горячей материнской молитве I помог ей в трудную минуту. I Как тут не вспомнить завет Преподобного: I «Не ослабевайте, братия, упованием на Бога». I Раб Божий Андрей Щстоки Степень участия религиозных общин в деле русской революции определилась в начале XIX века. Именно в это время позиция прави тельства в отношении сект становится диффе ренцированной и определяется степенью ло яльности по отношению к государству. Дело в том, что для некоторых сект был характерен религиозный нигилизм, то есть отвержение государства, общества, всех светских законов и даже религиозных заповедей, утративших силу для тех, кто имеет «личное озарение». Подобные тенденции жестко пресекались. Если секты (по преимуществу возникшие в резуль тате западных влияний) не нарушали государ ственных законов, ограничения их деятельно сти становились минимальными. Точное чис ло сектантов до революции установить труд но. Согласно данным переписи 1897 г., общее число раскольников и сектантов составило 2 137 738 человек. Радикалы же считали, что в России не менее 6 миллионов только одних сектантов (Бонч-Бруевич). В 1881 г. обер-прокурор Священного Сино да Константин Победоносцев представил Алек сандру III материалы, в которых раскрыва лись связи сектантов с социалистами, осу ществившими убийство Александра I!. Для правительства не было секретом, что ряд сек тантов, «отвергая все церковные обряды и таинства», «не только не признают никаких властей и восстают против присяги и военной службы, уподобляя верных защитников Пре стола и Отечества разбойникам, но и пропо ведуют социалистические принципы, как, на пример, общее равенство, раздел имуществ и т.п.» (Правительственный циркуляр от 4 июля 1894 г.) Так, сектанты-духоборцы заявляли: «Ника кой земной власти не признаем... Никакой «корпорации» государственной не признаем, она для нас бесполезна... Земля Божия; она создана для всех равно. Владение - грабеж. Князья и помещики ограбили народ, завладев столько земли. У христиан все должно быть общее, ни у кого своего ничего нет, Отече ства на Земле не знаем... стремимся к Оте честву Небесному, а земным не дорожим и охранять его не хотим, воинскую повинность решительно отрицаем... по заповеди «не убий»... Суд признаем только Господень: человечес кого суда не признаем и сами судьями быть не можем, по заповеди: «не судите, да не судимы будете»... Тюрьмы не должны быть».* Эти установки делали сектантов естественны ми союзниками всех врагов русской государ ственности и преследующей их Церкви. Ленин в своей книге «Что делать?» обра тил внимание на то, что сектантами необхо димо будет воспользоваться, учитывая их настроения и факты их преследования со сто роны властей. Расчеты оправдались. Ha II съез де РСДРП, положившем начало большевизму, была принята специальная резолюция, напи санная Лениным, о необходимости социал- демократической работы среди «вольнолюби вого сектантства», а вскоре стал издаваться особый «социал-демократический листок для сектантов» - «Рассвет». революция Массовое сектантское движение сыграло выдающуюся роль в революции 1917 года как в феврале, так и в октябре. Советолог Миха ил Агурский утверждал: «Религиозный ниги лизм и большевизм быстро обнаружили общ ность интересов в стремлении к «полному разрушению старого мира», причем «нельзя обойти молчанием и поддержку большевиков баптистами, евангелистами и адвентистами седьмого дня». Последние даже утверждали, что на Ленине почиет «благодать Божия». Сами радикальные христиане о своем уча стии в революции издали следующий доку мент: «Всем известно, что наша революция 1905 года не удалась главным образом пото му, что была расстреляна Семеновским пол ком. Но этот Семеновский полк, который рас стрелял революционеров в Москве в 1905 году, совсем иначе поступил с революционе рами в Ленинграде в 1917 года. Когда к ка зармам Семеновского полка подошли рево люционные рабочие, то начальство Семенов ского полка приказало солдатам расстрелять рабочих, причем были расставлены пушки и пулеметы вокруг казарм. К счастью, в это время в казармах на гауптвахте сидели сек танты за отказ от военной службы. Сидели несколько лет и вели пропаганду в этом Се меновском полку. (...) Когда началась рево люция и военное начальство приказало сол датам стрелять в рабочих, то сектанты, си девшие в этом полку на гауптвахте, бросились на колени перед солдатами и, рискуя своей жизнью, стали умолять их не стрелять, а вый ти из казарм и побрататься с рабочими. И солдаты поклялись сектантам так поступить. Когда революционные рабочие подошли к ка зармам, солдаты не сделали ни одного залпа. Они раскрыли ворота казармы и с музыкой и пением «Марсельезы» побратались с рабочи ми. (...) Следует напомнить еще и такой факт. Когда в начале 1919 года 14 союзных иност ранных государств совместно с дикими, им подчиненными народами, с тысячами пушек, пулеметов, танков, аэропланов, с удушливы ми газами и другими истребительными сред ствами, собирались к походу иа Россию для уничтожения советской власти, то против этой грозной военной интервенции немедленно вы ступили сектанты-«трезвенники» с воззвани ем, которое тотчас же было передано по ра дио Наркоминделами Чичериным на английс ком, французском и немецком, которое затем было напечатано во многих европейских га зетах и доставлено американскому президен ту Вильсону, участвовавшему в заседаниях мирной конференции в Париже, его другом американцем Херроном (Herron), признавшим это воззвание очень важным. И вскоре эти государства отказались от своей чудовищной ХРИСТИАНСКИЕ БОЛЬШЕВИКИ Секты как Ьви&атель русской революции Образ большевика-безбожника хорошо выведен и описан во многих исследова тельских трудах. Сейчас уже мало кто помнит, что «на заре советской власти» отношение к религии у первого социалистического государства было весьма нео днозначным, и уж тем более уже совсем забыта роль, которую сыграли многочис ленные христианские секты в ее установлении.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz