Миссионерская православная газета. 2002 г. № 1. Январь.

4 не оолАвевАйте уповАнием НА БОГА С Александрой Павловной Мацкевич мы познакомились в центральной библиотеке Крас- ноборска (Архангельская область), где она ра­ ботает заведующей. - А я бывала в ваших краях летом 99-го, - обрадовалась она, узнав, что я из Мурманс­ ка. - У меня в Печенге сын служил. Вот уж правду говорят, что мир тесен... Спустя год после начала воинской службы І выяснилось, что Антону, сыну Александры Пав- I ловны, не дают положенный отпуск. По каким I причинам - неизвестно. Не стерпело истоско- I вавшееся материнское сердце такой новости. Отправилась Александра Павловна в дальнюю I дорогу, почти на край света. Добравшись до части и увидев сына, мяг- I ко говоря, испугалась: в армию провожала I совершенно здорового ребёнка, а тут... Сло- I вом, налицо все признаки проблем с почка- * ми. Кинулась к армейскому начальству: «По- | звольте парню домой съездить, раз положено | по закону, подлечиться, в нормальный вид | [ прийти». А те - нет и всё. Мотивация? Солда- | I ты в отпуск уезжают и обратно не возвраща- | I ются. И чтоб пресечь такое безобразие, ре- І I шили вообще никого не отпускать. А взволно- | I ванную маму между делом предупредили: «К более высокому начальству идти бесполезно, всё равно мы согласия не дадим». Совсем расстроилась бедная женщина. Что делать? К кому обратиться в чужом краю за помощью? З а тридевять земель ехала, чтоб в такую ситуацию попасть? Удручённая этими мыслями брела опечаленная мать по дороге, не разбирая, куда идёт... и ноги сами приве­ ли её на монастырский дворик к храму Рож ­ дества Христова. Как раз к началу службы попала. А день- то был необычный - празднование Казанской иконе Божией Матери. Поставила свечи, при­ ложилась к праздничной иконе. Подошла ти­ хонечко к образу преподобного Трифона Пе- I ченгского: «Преподобный отче наш Трифоне, і моли Бога о мне, грешной». И, встав побли- I зости, предалась общему молению. I Здесь, в скромном, уютном монастырском I храме, впервые за последние дни почувство- 1 вала вдруг какое-то облегчение на сердце и I такой необычный душевный подъём, какой едва I ли когда-нибудь испытывала. I - Что происходило со мной, словами не I передать, - глаза моей собеседницы будто I засветились. - Слёзы хлынули безудержным f 1 потоком и не прекращались до конца службы. * I Никогда со мною раньше такого не было. Нет, I не от обиды плакала, не от безысходности. I Тут что-то другое, необъяснимое, недоступное простому пониманию. Очевидно, отец Аристарх (а именно он слу­ жил в тот день) давно заметил плачущую ж ен ­ щину и после службы пригласил её в монас­ тырь. - Честно говоря, я ни на что особо и не рассчитывала, - вспоминает Александра Пав­ ловна. - Если бы батюшка предложил сми­ риться и ехать домой, положившись на волю Божию, так бы и поступила. Но отец Аристарх, внимательно выслушав женщину, снял телефонную трубку, набрал но­ мер заместителя начальника по тылу и, объяс­ нив ситуацию, попросил оказать помощь. После этого, побеседовав с гостьей из Архангельс­ кой земли ещё некоторое время, предложил в случае неудачи пожить Антону пару недель в монастыре, поправить здоровье. Но, слава Богу, встреча с начальством прошла успеш­ но, и через два дня мама с сыном уже ехали домой. В часть Антон вернулся своевременно, со­ вершенно здоровый. И до окончания срока службы больше ни разу не болел. Александра Павловна по сей день с теплотой вспоминает отца Аристарха и Трифонову обитель. И не сомневается, что преподобный Трифон Пе- ченгский по горячей материнской молитве I помог ей в трудную минуту. I Как тут не вспомнить завет Преподобного: I «Не ослабевайте, братия, упованием на Бога». I Раб Божий Андрей Щстоки Степень участия религиозных общин в деле русской революции определилась в начале XIX века. Именно в это время позиция прави­ тельства в отношении сект становится диффе­ ренцированной и определяется степенью ло­ яльности по отношению к государству. Дело в том, что для некоторых сект был характерен религиозный нигилизм, то есть отвержение государства, общества, всех светских законов и даже религиозных заповедей, утративших силу для тех, кто имеет «личное озарение». Подобные тенденции жестко пресекались. Если секты (по преимуществу возникшие в резуль­ тате западных влияний) не нарушали государ­ ственных законов, ограничения их деятельно­ сти становились минимальными. Точное чис­ ло сектантов до революции установить труд­ но. Согласно данным переписи 1897 г., общее число раскольников и сектантов составило 2 137 738 человек. Радикалы же считали, что в России не менее 6 миллионов только одних сектантов (Бонч-Бруевич). В 1881 г. обер-прокурор Священного Сино­ да Константин Победоносцев представил Алек­ сандру III материалы, в которых раскрыва­ лись связи сектантов с социалистами, осу­ ществившими убийство Александра I!. Для правительства не было секретом, что ряд сек­ тантов, «отвергая все церковные обряды и таинства», «не только не признают никаких властей и восстают против присяги и военной службы, уподобляя верных защитников Пре­ стола и Отечества разбойникам, но и пропо­ ведуют социалистические принципы, как, на­ пример, общее равенство, раздел имуществ и т.п.» (Правительственный циркуляр от 4 июля 1894 г.) Так, сектанты-духоборцы заявляли: «Ника­ кой земной власти не признаем... Никакой «корпорации» государственной не признаем, она для нас бесполезна... Земля Божия; она создана для всех равно. Владение - грабеж. Князья и помещики ограбили народ, завладев столько земли. У христиан все должно быть общее, ни у кого своего ничего нет, Отече­ ства на Земле не знаем... стремимся к Оте­ честву Небесному, а земным не дорожим и охранять его не хотим, воинскую повинность решительно отрицаем... по заповеди «не убий»... Суд признаем только Господень: человечес­ кого суда не признаем и сами судьями быть не можем, по заповеди: «не судите, да не судимы будете»... Тюрьмы не должны быть».* Эти установки делали сектантов естественны­ ми союзниками всех врагов русской государ­ ственности и преследующей их Церкви. Ленин в своей книге «Что делать?» обра­ тил внимание на то, что сектантами необхо­ димо будет воспользоваться, учитывая их настроения и факты их преследования со сто­ роны властей. Расчеты оправдались. Ha II съез­ де РСДРП, положившем начало большевизму, была принята специальная резолюция, напи­ санная Лениным, о необходимости социал- демократической работы среди «вольнолюби­ вого сектантства», а вскоре стал издаваться особый «социал-демократический листок для сектантов» - «Рассвет». революция Массовое сектантское движение сыграло выдающуюся роль в революции 1917 года как в феврале, так и в октябре. Советолог Миха­ ил Агурский утверждал: «Религиозный ниги­ лизм и большевизм быстро обнаружили общ­ ность интересов в стремлении к «полному разрушению старого мира», причем «нельзя обойти молчанием и поддержку большевиков баптистами, евангелистами и адвентистами седьмого дня». Последние даже утверждали, что на Ленине почиет «благодать Божия». Сами радикальные христиане о своем уча­ стии в революции издали следующий доку­ мент: «Всем известно, что наша революция 1905 года не удалась главным образом пото­ му, что была расстреляна Семеновским пол­ ком. Но этот Семеновский полк, который рас­ стрелял революционеров в Москве в 1905 году, совсем иначе поступил с революционе­ рами в Ленинграде в 1917 года. Когда к ка­ зармам Семеновского полка подошли рево­ люционные рабочие, то начальство Семенов­ ского полка приказало солдатам расстрелять рабочих, причем были расставлены пушки и пулеметы вокруг казарм. К счастью, в это время в казармах на гауптвахте сидели сек­ танты за отказ от военной службы. Сидели несколько лет и вели пропаганду в этом Се­ меновском полку. (...) Когда началась рево­ люция и военное начальство приказало сол­ датам стрелять в рабочих, то сектанты, си­ девшие в этом полку на гауптвахте, бросились на колени перед солдатами и, рискуя своей жизнью, стали умолять их не стрелять, а вый­ ти из казарм и побрататься с рабочими. И солдаты поклялись сектантам так поступить. Когда революционные рабочие подошли к ка­ зармам, солдаты не сделали ни одного залпа. Они раскрыли ворота казармы и с музыкой и пением «Марсельезы» побратались с рабочи­ ми. (...) Следует напомнить еще и такой факт. Когда в начале 1919 года 14 союзных иност­ ранных государств совместно с дикими, им подчиненными народами, с тысячами пушек, пулеметов, танков, аэропланов, с удушливы­ ми газами и другими истребительными сред­ ствами, собирались к походу иа Россию для уничтожения советской власти, то против этой грозной военной интервенции немедленно вы­ ступили сектанты-«трезвенники» с воззвани­ ем, которое тотчас же было передано по ра­ дио Наркоминделами Чичериным на английс­ ком, французском и немецком, которое затем было напечатано во многих европейских га­ зетах и доставлено американскому президен­ ту Вильсону, участвовавшему в заседаниях мирной конференции в Париже, его другом американцем Херроном (Herron), признавшим это воззвание очень важным. И вскоре эти государства отказались от своей чудовищной ХРИСТИАНСКИЕ БОЛЬШЕВИКИ Секты как Ьви&атель русской революции Образ большевика-безбожника хорошо выведен и описан во многих исследова­ тельских трудах. Сейчас уже мало кто помнит, что «на заре советской власти» отношение к религии у первого социалистического государства было весьма нео­ днозначным, и уж тем более уже совсем забыта роль, которую сыграли многочис­ ленные христианские секты в ее установлении.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz