Миссионерская православная газета. 2002 г. № 1. Январь.
э Н О В О М У Ч Е Н И К И И И С П О В Е Д Н И К И Р О С С И Й С К И РАДУЙОЯ, ПОДВИЖНИКОВ ВѲРЫ И БЛАГ0Ч6СТИЛ НЛСТАВНИЧб Как известно, в течение нескольких столе тий духовным оплотом нашей Кольской земли является Свято-Троицкий Трифонов Печенгс- кий монастырь, так же как и оплотом всей святой Руси - Троице-Сергиева Лавра. Осно ванная преподобным Трифоном Печенгским обитель была разорена шведами в декабре 1590 года. За неделю до праздника Рожде ства Христова сожгли храм Успения, где по чивали под спудом мощи преподобного Три фона; здесь замучили священноинока Иону. 116 иноков и мирян приняли мученическую смерть за Христа в светлый праздник Его Рождества. Кончалась Божественная литургия. Сначала неприятели губили всех иноков и мирян, бывших на монастырских службах. Потом, как дикие звери, ворвались в церковь и умертвили всех там бывших: одних они пе рерубили пополам, другим отсекли руки и ноги. Игумена Гурия и казначея они подвергли раз ным мучениям, стараясь узнать, где находит ся монастырская казна: кололи оружием, жгли на огне. Но Христовы страдальцы не отвечали ни слова, только с молитвой взирали на небеса. Враги разъярились ещё более и изрубили доб лестных иноков на части. Затем шведы оск вернили храм, подожгли его вместе с телами умерщвленных ими иноков и разорили всю обитель до основания. Но еще большему разгрому подвергся мо настырь после революции. Многие иноки и послушники стали новомучениками. Намест ник обители отец Паисий (в миру Павел Вар- лаамович Рябов) был расстрелян коммунис тами в самый день памяти преподобного Три фона Печенгского - 28 декабря 1940 года. Недавно прихожанка Свято-Никольского ка федрального собора Оксана Миколюк, зани мающаяся изучением истории Церкви на Се вере в XX веке, принесла в редакцию инте ресные материалы о репрессированном монахе Печенгской обители, уроженце села Чаваньги (на Терском берегу Белого моря) Фёдоре Се мёновиче Абросимове. К сожалению, монашеское имя в деле за № 4550 по обвинению Абросимова Феодора Семеновича по статье № 56-6 УК РСФСР не указано. Десятки тысяч таких дел было заве дено по всей России против невинных жертв богоборцев-большевиков: священников, рыба ков, крестьян, дворян - православных христи ан. Скупые неполные сведения дает советс кий протокол допроса, но и это драгоценно для нас. В первые века христианство по та ким судебным протоколам гонителей-язычни- ков христиане записывали страдания и чуде са мучеников. Они легли в основу житий свя тых, которые мы можем прочесть теперь. Вот что рассказал о себе сам Феодор Се менович: - Родился я 20 февраля 1897 года в селе Чаваньга. Отец мой был бедным рыбаком, а мать занималась сельским хозяйством. Обра зование - три класса сельской школы. До 1913 года я проживал в Чаваньге, после чего ушел в Трифонов Печенгский монастырь в послуш ники. В конце 1915 года был призван на воен ную службу в царскую армию и в начале 1916 года выехал к месту службы в Петрог рад. Служил в саперном батальоне рядовым солдатом. В конце 1916 года был откоманди рован на Западный фронт в Минском направ лении. До весны 1918 года находился на фрон те, после чего был демобилизован и выехал в Архангельск. В Архангельске поступил на служ бу в качестве вольнонаемного матроса на буксирный катер, принадлежавший Красной ар мии. В 1918 году Архангельск был занят Бе лой армией. Я с красными отступать не захо тел и остался на службе у белых. Сначала я служил на том же катере, затем был мобили зован в Белую армию и зачислен в обоз ря довым (ухаживал за лошадьми). В 1919 году по болезни меня демобилизовали и я уезжал в Мурманскую область. До октября месяца пробыл в Харловке и выехал через Мурманск в Петсамо, где поступил в монастырь на элек тростанцию. Там я и работал до занятия этой территории Красной армией в 1939 году. Феодору Абросимову настойчиво предъяв ляли излюбленное в советское время обвине ние в шпионаже. Вот что он отвечал на доп росе. Вопрос: Вас посещали финские министры и губернаторы, когда они приезжали в Петса мо? Ответ: Да, при приездах они заходили ко мне на электростанцию. Меня знают многие из Хельсинки, так как в Петсамо я единствен ный мастер по электротехнике. Арестованного Феодора Абросимова доп рашивали несколько раз в течение июня-июля 1940 года. Последний допрос проводился 25 июля, в конце помечено, что допрос прерван в 24 часа. НКВД умел выбивать из людей «чистосѳоп.^ѵ «доблестных чекистов» потом взяли на воору жение деятели гестапо. Однако, несмотря на ночные допросы, Феодор Абросимов никого не оговорил и виновным в шпионаже себя не признал. «Шпионскую деятельность отрицает», - вынуждены были записать в обвинительном заключении. Но советским органам было все равно, виновный человек перед ними или нет. По сути, здесь не было политических или уго ловных обвинений. Коммунистам хотелось ошельмовать и расправиться именно с на сельником святой обители, как и в остальных случаях, когда расправа происходила вовсе не с политическими врагами: офицерами, дво рянами, раскулаченными крестьянами. А преж де всего - с православными: священниками и мирянами. Это были гонения на христиан. Эту- то правду НКВД и скрывал за нелепыми обви нениями в контрреволюции и шпионаже. ... Феодор Абросимов был осужден сроком на восемь лет, считая с июня 1940 года. Далее в его личном деле можно прочитать следующее: " АКТ О СМЕРТИ " Управление Усть-Ижемского Исправительного Трудового лагеря ... на ОЛТ 8 Центрсангородка умер з аключённый Фёдор Семёнович Абросимов 1941 года августа 2 дня. Смерть последовала от хронического энтерита и язвенного колита. Из Акафиста преподобному Трифону Из книг и рассказов очевидцев известно положение узников советских концлагерей. Они часто умирали от жестоких наказаний, бесче ловечного обращения, голода, болезней и из нурительного труда. Фёдор Абросимов был посмертно реабилитирован 13.04.89 года Про куратурой Мурманской области. В настоящее время в Чаваньге и других местах Мурманской области живут родствен ники Фёдора Абросимова, которые, наверное, и не знают о том, что в их роду был такой Божий человек. Наша Кольская земля имеет многих небес ных покровителей - новомучеников и испо ведников. Слава Богу, есть священники и миряне, которые собирают сведения о них. Эти страстотерпцы должны быть и будут про славлены, если Господь помилует нас, греш ных. И мы тоже можем внести свою лепту в это святое дело: кто - молитвой, кто - воспо минаниями, кто помсЗщью в издании собран ных материалов о жизни новомучеников. 10 февраля 2002 года будет вновь праздно ваться Собор новомучеников и исповедников российских. Это по церковному календарю ещё и день «поминовения всех усопших, постра давших в годину гонений за веру Христову». У кого из русских людей нет среди предков раскулаченных, ссыльных или расстрелянных? И самим нам надо прийти, и детей своих привести, чтобы помолиться новомученикам и помянуть отцов. Тогда, может, и простит Господь наши безмерные согрешения. Да и 7-го ноября не праздновать год за годом победу над самими собой, над Святой Ру- I сью, а заказать в храме панихиду. Не за- I быть и того списка усопших священников, который публикуется в нашей газете. Насельник Трифонов Печенгского монас тыря Феодор Абросимов предстает перед нами человеком благочестивым, честным, твердым в вере, мужественным. С шестнадцати лет он оставил мир, стремясь к подвижнической жизни в монастыре. Когда послушника Феодора при- >н во время Второй мировой войны сражался за Веру, Царя и Отечество. Несмотря ни на что, Феодор решил не поки дать спасительного монашеского пути. «...Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Как говорит сам Фёдор Абросимов, трое его братьев (Иван, Александр и Сергей) в 1933- 34 годах перестали отвечать на его письма. Человек лишился поддержки родных, но не лишился Божией помощи, что и позволило ему выстоять и остаться до конца верным выб ранному пути. Этот путь стал для Феодора по- настоящему крестным. Будет ли он прославлен как новомученик или исповедник веры? Это ведомо одному Богу. Канонизация святых - дело правящего архи ерея и специальной комиссии. Мы же будем молить Господа, да явит нам Свою милость и дарует нам нового местночтимого святого за ступника. Прославление новомучеников и исповедни ков, почитание их... От исполнения этого дела зависит вся наша последующая жизнь. Да поможет Господь нам всем в этих трудах. Как и в древние времена, так и в XX веке Цер ковь Православная утверждалась кровью му чеников. Молитвами новомучеников и испо ведников утверждается она и теперь. Публикацию подготовили иерей Василий Вольский, Галина Сиротинская, Оксана Миколюк
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz