Миссионерская православная газета. 2001 г. № 9. Сентябрь.

4 Н О В О С Т И Е П А Р Х И И ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ФЛОТЕ Христолюбивым воинством издревле называли русских воинов. Так и поми­ нали их в молитвах. Армия и Флот Пра­ вославной Российской империи действи­ тельно были проникнуты христианским духом. Любовь ко Христу давала вои­ нам силы жертвовать собой. Бились всегда «за веру, царя и Отечество» - и одерживали победы на море и на суше. Недавно командование Северного флота обратилось к епископу Мурманс­ кому и М онче горс ком у Симону с просьбой о пастырском окормлении эки­ пажа крейсера «Петр Великий» при выполнении кораблем боевой задачи - участию в операции по подъему атом­ ной подводной лодки «Курск». По бла­ гословению нашего владыки, на крейсе­ ре была развернута походная часовня, окормлял экипаж корабля иерей Анд­ рей Амелин, настоятель Спасо-Преоб- раженского морского собора города Мур­ манска. Богослужения в часовне были согла­ сованы с распорядком несения службы личным составом корабля таким обра­ зом, чтобы моряки имели возможность посещать часовню в свободное от вахт и занятий время. Каждый день служба в часовне начиналась с утреннего мо­ литвенного правила. Далее читались Псалтирь, Евангелие и Апостол, совер­ шался молебен о здравии экипажа и успешном выполнении им боевых за­ дач, читались каноны святым, память которых отмечалась в этот день. Во второй половине дня - канон с акафис­ том святителю Николаю Чудотворцу. За­ вершался день вечерним молитвенным правилом. Помимо богослужений, про- водилсь и духовные беседы с членами экипажа. Несмотря на трудности службы, боль­ шинство моряков радо тому, что им вы­ пала честь служить на корабле - флаг­ мане Северного флота. Думается, что именно трудности флотской службы, ее напряженный, экстремальный характер способствуют обращению человека к Богу. Душа человека по природе своей - христианка. Тем более русская душа. Ведь наш народ в течение многих ве­ ков жил по заповедям Христовым. По­ сещение священниками воинских час­ тей и кораблей сегодня особенно необ­ ходимы. Часто современному человеку не хватает совсем немногого для того, чтобы встать на путь церковной жизни. Подтолкнуть его к этому может обще­ ние со священником. Слава Богу, что возрождаются ста­ рые флотские традиции, связанные с Пра­ вославием. И сердце радуется оттого, что это возрождение начинается с флаг­ мана Северного флота, тяжелого атом­ ного ракетного крейсера «Петр’ Вели­ кий». Чувствуется Промысел Божий в этом славном деле, потому что именно Петр I был тем государем, который со­ здал российский флот и издал высочай­ шее повеление о служении священни­ ков на военных кораблях. Пресс-служба Мурманской и Мончегорской епархии Наш путь с владыкой Симоном лежит на далекий Терский берег, в Варзугу - самый отдаленный приход епархии. На Кольском по­ луострове Православие впервые появилось именно на Терском берегу. Поморы, заселяя северное побережье Белого моря, ставили здесь храмы и часовни. В каждом селе было, как правило, две церкви - летняя и зимняя. Даже в самых маленьких деревнях, напри­ мер, таких, как Стрельна (всего одиннадцать домов), и то была церковь. А в Варзуге в прошлом веке было даже два прихода: Успен­ ский (на правом берегу реки) и Петропавлов­ ский (на левом). По всему побережью - от Умбы до Поноя - раздавался колокольный звон. Но недолго в годы советской власти звонили церковные ко­ локола: к концу 30-х годов все храмы Терско­ го берега были закрыты и осквернены. Уце­ лела лишь одна Успенская церковь в селе Варзуга, построенная в 1674 году. К сожалению, возрождается церковная жизнь на Терском берегу намного медленнее, чем разрушалась. Всего два прихода - в Умбе и Варзуге. В остальных селах вопрос о вос­ становлении храмов пока не стоит. Не осоз­ нали пока терчане весь ужас разрушения храмов, не поняли, что возрождение жиз­ ни в селах возможно только в том слу­ чае, если будут восстановлены церкви, где будут очищаться и освящаться чело­ веческие души. Вот и Умба. Уже шесть лет существу­ ет здесь приход, а православного храма так и нет. Проехав по дороге на Варзугу километров двадцать, сворачиваем к морю - Турий мыс. Здесь три тони (тоня - место, где ловят рыбу). На одной тоне (называется она Тетрина) рыбачит Алек­ сандр Комаров. Как он нам рассказал, здесь поморы ловили рыбу уже в XVI веке. Александр увлекается историей, имеет интересные сведения по истории Великой Отечественной войны в Запо­ воскресные и праздничные дни. если не удавалось выехать с тони в село, в храм, перед этим крес­ том совершали всей семьей мо­ литву. Поклонный крест на тоне Тет­ рина новый, поставлен Александ­ ром. Мы приехали сюда с влады­ кой Симоном, благочинным отцом Сергием Платуновым и настояте­ лем Умбского прихода отцом Вла­ димиром Андриановым, чтобы ос­ вятить новую часовню в честь пре­ подобного Варлаама Керетского. Кто знает, может, и на этом мес­ те ступала нога Преподобного. 7 июня в Коле была ос кладбищенская церковь во имя преподобного Варлаама, и ровно через три месяца (день в день) освящена часовня в честь того же святого на Терском берегу. Слава Богу, восстанавливается в душах наших зем­ ляков память о северных святых. Александр Комаров рассказал, что в XIX веке здесь стояла часовня в честь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, но он решил поставить в честь преподобного Вар­ лаама, память о котором почти исчезла на Терском берегу. Епископ Симон совершил чин освящения часовни. В ней пока четыре иконы: Спасите­ ля, Божией Матери, Николая Чудотворца и преподобного Варлаама Керетского. Первые три привезены из Соловецкого монастыря. За маленьким окошком бушует Белое море (в тот момент оно на самом деле было белым). «Море-то бело, как бересто, сделалось», - го­ ворят в таких случаях поморы. Эта картина была знаменательной: бушует житейское море, а в этой часовенке человек сможет укрыться, помолиться и найти силу и поддержку свыше. После чина освящения Александр пригла­ сил нас в избу. В переднем углу, как и поло­ жено, божница с иконами. Помолились, хозя­ ин угостил рыбой. Искренность, простота в общении - вот что отличает Александра Кома­ рова. Не хотелось прощаться, но наш путь лежал в далекую Варзугу. Владыка Симон беседует с Александром Комаровым у часовни преподобного Варлаама Керетского лярье, много знает о судьбе мо­ нахов разоренного в начале XX века Трифонов Печенгского мона­ стыря. Здесь все, как и положено на тоне: тоневая изба, баня, лед­ ник, сетница, вешала. Тут же на берегу растянуты невода. Рядом с избой стоит большой поклонный крест. По Терскому берегу такие кресты еще кое-где остались с давних времен, некоторые уже по­ крылись мхом, другие упали от ста­ рости. Такие кресты поморы уста­ навливали на каждой тоне для от- гнания нечистой силы. А в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz