Миссионерская православная газета. 2001 г. № 8. Август.

ПРОТОИЕРЕЙ ИАКОВ НАЧИС: ЖИЗНЬ В ГОСПОДЕ Мы продолжаем публиковать рассказы о священниках, служивших в нашем крае в трудные годы гонений на Святую Церковь. Сегодня наш рассказ об отце Иакове Начисе, служившем в Казанской церкви города К ировека с 1958 по 1960 год. Протоирей Иаков Начис родился 13 января по старому стилю (26 по н.с.) 1912 года в городе Грива, недалеко от Даугавпилса, в Лат­ вии, в семье Владимира Петровича и Надеж­ ды Даниловны Начис, крепких крестьян. Отец его являлся членом церковного совета Гривс- кого храма, который своими руками и постро­ ил. Мать была молитвенницей. В семье Начи- сов было четверо сыновей, трое из которых впоследствии стали священниками, в том чис­ ле Иаков. В Гривской Свято-Никольской церк­ ви будущий пастырь получил твердые навыки церковного пения и чтения. В 1931 году Иаков окончил Двинскую пра­ вительственную русскую гимназию, а в 1936 году - Рижскую духовную семинарию. В 1938 году состоялось бракосочетание Иакова Начи- са и Александры Харлампиевны Цибулевой. Отец Иаков был назначен в Сауснейский ла­ тышский православный приход. После Саусны перед войной он был настоятелем в Свято- Ильинской церкви села Лиепна. 17 июня 1940 года в Латвию вошли совет­ ские войска. Отец Иаков был предупрежден, что значится в списках на арест. Пришлось срочно уезжать в Ригу. А в 1941 году нача­ лась немецкая оккупация. В августе 1941 года была создана Псковс­ кая миссия для возобновления храмов на тер­ ритории Псковской, Ленинградской и Новго­ родской областей. В этой миссии работал и отец Иаков. Священники, входившие в состав Псковской миссии, члены их семей чувство­ вали, что идут на страдания и скорбь. Они взяли на себя неимоверно тяжелый труд про­ свещения тех областей, где русские люди уже два десятилетия были лишены церковного окор- мления. Миссия находилась как бы между дву­ мя карающими мечами: чуждыми Правосла­ вию фашистскими преступниками, с одной сто­ роны, и разрушителями веры в Бога, коммунис­ тами - безбожниками, с другой. В августе 1945 года батюшку арестовали, сфабриковали дело «об измене Родине» и осу­ дили на десять лет ла­ герей (в 1991 году про- »тоирея Иакова Начиса реабилитировали). По этому же делу в 1950 году был арестован и младший брат отца Иакова псаломщик Лео­ нид Начис (будущий ар­ химандрит Кирилл). Он рассказывал, что отец Иаков бодро держался в заключении и поддер­ живал других, тайно слу­ жил литургии. По словам отца Ки­ рилла, дело против свя­ щенников П сков ской миссии было специаль­ но сфабриковано: - В оккупации были такие же русские люди, Архимандрит Кирилл (Начис), духовник Санкт-Петербургской митрополии. В 1994-1996 гг. являлся наместником Александро-Невской лавры. как и по другую сторону фронта, и кому-то ведь надо было причащать живых, отпевать усопших. В тех приходах, где я служил, с нем­ цами вообще не контактировали. В 1956 году, во время «оттепели», «псков­ ское» дело пересматривал военный трибунал и вот что установил: следователи НКВД «под­ следственных били по рукам, по лицу, удер­ живали на стойке в карцере, угрожали рас­ стрелом, требуя признания в том, что свя­ щенники - немецкие агенты». Архимандрит Кирилл вспоминает и о том, что его брата долго мучили, пока в «Крестах» в Ленинграде не составили обвинение. Оба брата, отец Иаков и Леонид Начисы, отбывали заключение в ИТЛ в Республике Коми: отец Иаков - в Абези, а Леонид - в Ухте. Вместе с отцом Иаковым отбывали заключение священники Николай Трубецкой, Ливерий Воронов, Димитрий Дудко и Константин Шаховской - племянник архи­ епископа Иоанна Сан-Францисского (Шанхай­ ского). С Шаховским отец Иаков познакомил­ ся еще до ареста, они дружили семьями. После освобождения отец Иаков служил под Сыктывкаром (Коми) в Кочпоне, где действо­ вала единственная в республике церковь. В то время настоятелем там был протоиерей Владимир Жохов, первый священник в после­ военном Мурманске. В 1958 году отца Иаков направили в Ки- ровск. В семье уже было трое сыновей: Рос­ тислав, Сергий и Гурий. При содействии отца Иакова Казанский храм в Кировске преобра­ зился: появились луковичные купола над про­ стой деревянной церковью. В то время здесь была сильна вера народная. «Такой крепкой веры, как на Кольском севере, мы нигде не видели», - говорила матушка Александра (на­ помним, что Кировск возник как поселение ссыльных раскулаченных крестьян - примеч. ред.). В советское время гонения на верующих не прекращались нигде и ни­ когда. И в Кировске се­ мью протоирея Иакова и его самого ждали притес­ нения. Сына отца Иакова Рос­ тислава Начиса преследо­ вали на работе в первой средней школе города Ки- ровска (он преподавал пе­ ние). «Вина» Ростислава состояла в том, что его отец служил в церкви. Этого показалось мало, и в шко­ ле было устроено образцо­ во-показательное собрание, на котором другому сыну отца Иакова, Сергию, было предложено перед всеми отказаться от отца. - Нет, я папу очень люб­ лю и никогда от него не откажусь, - ответил Серё­ жа. В 1960 году появилась возможность, и отец Иаков с семьёй уехал на родину. Каким запомнился ба­ Протоиерей Иаков Начис тюшка прихожанам? Вспоминают его как че­ ловека безупречной честности, пунктуального. Он был ровного, спокойного характера, никто даже громкого слова не слышал от него. За­ помнились его прекрасные проповеди. Рас­ сказывают, что Божественную литургию ба­ тюшка совершал всегда со страхом Божиим и благоговением. Все делал проникновенно, осоз­ навая глубину и непостижимость совершаемо­ го Таинства. Отец Иаков всегда тщательно и вдумчиво прочитывал поданные народом по­ минания, он старался каждое слово и дей­ ствие согреть теплом своей души. После воз­ вращения в Латвию до 1987 года отец Иаков служил настоятелем в Покровской церкви го­ рода Риги. У него там сложилась активная община, приходило много интеллигенции. КГБ решил, что 75-летний батюшка задумал под­ коп под советскую власть, и его перевели в Рижский кафедральный собор. Брат отца Иакова архимандрит Кирилл (На­ чис) служил до 1996 года наместником Свято- Троицкой Александро-Невской лавры. Сейчас он живет в Гатчине и является духовником Санкт-Петербургской митрополии. Надеемся, что когда-то он дополнит наш рассказ своими воспоминаниями о брате. Благочестивая ду­ ховная жизнь родителей отца Иакова и отца Кирилла Начисов воспитала замечательных па­ стырей Церкви. Протоиерей Иаков Начис отлично пел и рисовал, умел реставрировать иконы. Он ото­ шел ко Господу 7 ноября 1991 года. Отпевал его владыка Александр, архиепископ Рижский и всея Латвии. Через месяц после кончины отца Иакова состоялась его посмертная реа­ билитация. Алевтина Ляпинская, г. Кировск Михаил Сизов, г. Сыктывкар

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz