Миссионерская православная газета. 2001 г. № 8. Август.
4 митрополиту Макарию и обрисовали положение ссыльного. «Он же, - пишет Курбский, - услышав и устыдився, яко нашего сана, так и мужа святости (т. к. и ему он был духовник)», повелел отпустить Феодорита из Кириллова монастыря и разрешил жительствовать свободно, где пожелает. Однако недолго Феодорит пробыл в покое. Переменчивая судьба в с коре снова подняла е го на невероятную высоту. Ещё в 1547 году Иван Грозный принял титул царя (до этого он именовался великим князем), который уравнивал его по чину с дру гими знам е н и ты м и м онар хам и . Но поскольку за рубежом не хотели признавать такого новшества, требовалось подтвердить п о выш е н и е с т а т у с а с а м о д е р ж ц а благословляющей грамотой вселенских патриархов. Для поездки к главам Восточной Церкви нужен был высокообразованный и благочестивый священник, с дипломатическим тактом и достаточно известный. Выбор пал на Феодорита. «И призывает его царь к себе, - повествует Курбский, - яко мужа искусного и мудрого, посылающе е го послом ко П а триарху Константинопольскому, просяще благословения о коронации». Известны точные даты поездки Феодорита: он выехал из Москвы 1 января 1557 года и вернулся 2 декабря того же года. «И ходил тамо и сямо вяще нежели год, - сообщает Курбский о путешествии старца, - многи на пути беды и труды подъял; тамо же и огненным недугом в Константинополю аки два месяца объят был; но и ото всех сих благодатию Божиею избавлен, возвратися здрав и принесе со благословением соборным послание от патриарха ко царского сана возведению великому князю нашему... И к тому же глаголют: святому мужу оному сам патриарх удивлялся, яко прислухался речения и беседования премудрого, так и жительства его умеренного и священнолепного». Благодаря миссии Феодорита, была получена «книга царского величества» - грамота П а три ар ха Иоасафа , п о д п и с а н н а я 36 восточными митрополитами и епископами. За это царь Иван Васильевич предложил старцу сан епископа и дорогие подарки. Но Феодорит отказался как от даров, так и от власти: «Паче же о тре кохся всех та ко вы х в начале пострижения власов моих, но доброту душевную, благодати духа внутрь украшатися тщуся». И, поклонившись по обычаю, «изыде от лица царева». Иван Грозный повелел отнести богатые епископские облачения на дом Феодориту, но тот продал их, а деньги раздал нищим. Известно, что после этих событий старец дважды отправлялся «до дикой лопи». Один раз - «морем по Печенги», а другой - зимой на оленях, «ездяще по непроходным пусты ням, посещающе детей своих духовных, яко мнихов оных, так и лопянов, наученых и кре щеных от него, пекущеся о спасении душ их, в неверных сеюще проповедь евангельскую и размножающе благочестие... не щадяще ни старости и немощного тела». Земной путь Феодорита закончился 430 лет назад в Соловецкой обители. Надпись на мо гильной плите близ южной стены Преобра женского собора гласит: «Лета 7079 (1571 года) августа 17 дня (30 нов. ст.) преставился раб Божий священноархимандрит Суздальский Ефи- мьева монастыря священноинок Феодорит, со ловецкий постриженник». Пять лет назад, 29 сентября 1996 года, в Коле был установлен поклонный крест в па мять о Феодорите Кольском, просветителе ло парей, создателе древней саамской письмен ности. Подготовил раб Божий Андрей. Источники: И. Ф. Ушаков. Феодорит, Крес титель Лопи//Север, № 1, 1993 г. П Р А В О С Л А В Н О Е РАЗМЫШЛЯЯ «Печально я гляжу на наше поколенье: его грядущее иль пусто, иль темно»... - вдруг вспомнились эти строки Лермонтова. Напи саны они более ста лет назад, но и сегодня актуальны. И тогда в России не было все хорошо, не всякий следовал Заповедям Бо- жиим, но Бог был среди русских людей: почти в каждом городе «сорок сороков» церквей, в школе преподавался Закон Божий, «от младых ногтей» учили Божиим истинам, кре стили во младенчестве. Занятия в школе или другом учебном заведении не начина лись без молитвы, без молитвы не шли на ратный подвиг, без молитвы не сеяли, не пахали, с молитвой встречали рождение и с молитвой провожали в миря иной... Вот и родили поля богатые урожаи, вот и торгова ли не только «пенькой и льном», но и хле бом и маслом, и сами не голодали, кто трудился и почитал Бога. И росли богобояз ненными, знали, что такое целомудрие и чистота. Но прошли те времена, и наступи ли времена иные. Свершилась великая ошиб ка в истории - Октябрьский переворот. На род стали «отучать» от Бога, стали искоре нять веру и преследовать служителей Божиих. Но слава Богу за всё! И за это испыта ние «безбожной порой». Если бы не испы тали этого, то и не вернулись бы ко Госпо ду. Многие уже испытывают покаянные чув ства за ошибки отцов и дедов, за убийство Помазанника Божия и его семьи. Но с чего же начать покаяние? Думает ся, что начинать надо с воспитания юного поколения в православном духе, тех, кто будет жить после нас. И воспитание это начнется со святого Таинства Крещения, когда смывается в ку пели пе рво р о д ны й грех, вручается мла денец попечению Ан- гела-хранителя и по печению угодника или у год ницы Б ож и ей , именем которых наре кается младенец. А еще лучше начинать такое воспитание со времени зачатия. Да- да! Брак должен быть освящен Таинством Венчания (жаль, мы поздно это понимаем или так и не понима ем вообще); хорошо бы матери, носящей дитя во чреве, при чащаться и испове доваться, чаще бы вать в храме (но и этого мы не понима ем - автор один из таковых, поздно по нявших). А уж когда младенец появится, то надо стремиться его как можно чаще приобщать Святых Христовых Тайн. Какая мощная защита будет у малыша! Надо ска зать, что младенческая душа чутко воспри нимает Божие. Есть тому многие примеры, я же расскажу несколько примеров из мла денческой жизни внучки. Однажды, в пяти месячном возрасте, она сильно беспокоилась и плакала - болел животик. Перепробовано было все - никакого эффекта. Я дала ей чайную ложечку святой воды - на личике отобразилось удивление, радостно распахнулись глазки, она заулыбалась и успокоилась. В раннем же младенчестве девочка сильно болела. Я пома зывала ее священным маслом от Батюшки Иоан на Кронштадтского. Периодически подносила ее к иконам Божией Матери и Спасителя - внучка любила их рассматривать. Но вот однажды, поднеся к иконам, я испытала удивление: внуч ка, увидев маленькую, неяркую икону Иоанна Кронштадтского, которую бы и взрослый не выделил. Не зная, кто это, девочка удивленно распахнула глаза, просияла улыбкой, потяну лась ручонками и, взяв иконку, приложила ее к устам, а затем и к головке, к темечку. Внучка взяла благословение у батюшки, она узнала его. А было ей семь или восемь месяцев! Ин тересно было наблюдать за ней и в храме. Однажды, стоя у киота святителя Николая, она увидела резной крест на уровне своих глаз. Пока я полагала поклоны, внучка сама прило жилась ко кресту. И отойдя положила два пояс ных поклона. Я ее этому не учила, она не видела, как я кладу земные поклоны. Понаблю дайте за своими малолетними детьми и внука ми, и, если вы часто ходите с ними в храм, увидите много необычного. После всего этого мне пришла вот какая мысль: душа - христианка изначально. В каких бы условиях она ни жила, жив в ней глас Божий - совесть. Откликается душа на призыв Божий, если человек прислушивается к голосу совести. Такое воспитание души должно начинаться с п е л е н о к . После младенчества сле дующая ступенька - отрочество. С семи лет ребенок должен исповедоваться. До семи лет ребенок находится под осо бым по кровом - Господь хранит мла денца от грехов. А потом н а чи наю т проявляться неуп равляемость и дур ные наклонности. У каждого свой опыт и воспоминания - об этом не буду гово рить. Хорошо бы ребенок посещал воскресную школу, где даются азы ду ховных знаний или углубляются зна ния, данные роди телями. Посмотрите на лица детей в хра ме: какие они свет лые, какие чистые у них глаза, эти «зеркала души», не замутненные злобой мира сего. И посмотрите на лица «детей улицы» или просто детей, не бывающих в храме. Около подрост ков, проходящих по улице, порой боязно ока заться - что-то темное и нечистое чувствуется. Господи, спаси нас, погибаем! МОЕМУ БЫВШЕМУ I УЧЕНИКУ РОГОЗИНУ j Как я жила! Гчев, ярость, пересуды... I И бесы тешились греховными устами... I Пред Богом вы моей защитой будьте, I Мой бывший ученик, стоящий в храме! І I Мой бывший ученик, прозревший ране I Меня, так трудно прозревающей сегодня, ! Не давшей вам средь бесполезных знаний \ Намека даже на пути Господни. Себя сужу - вы предо мной упреком; Ученики ушли в безверье, без опоры, Их не собрать теперь мне на уроке, Чтоб диамат всерьез ославить взором... Я вас прошу: в молитвах помяните, Учителей, чтоб дал Господь им силы Очиститься слезами покаяния, И снова, снова все начать с нуля... Спасенных жертвою Христа, Его страданием, Пусть примут чистыми и небо, и земля. Раба Божия Валентина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz