Миссионерская православная газета. 2001 г. № 8. Август.
проповедник милостивый К 430-летию со дня кончины Феодорита Кольского К сожалению, исторических сведений о соловецком иноке Феодорите, просветителе саамов, дошло до нас совсем немного. Пожалуй, основным источником известий о нем можно считать сочинение князя Андрея Михайловича Курбского «История о великом князе Московском», написанное в 1573 году. Феодорит был духовным наставником Курбского, и тот в своём произведении восторгается добродетелями, «яковые он имел дарования от Бога: «...силы исцеления от пороков, дар пророчествия, мудрости, яко умел он и искусен был презлые дела в человецех искореняти, очищати и просвещати». Духовный сын отмечает в Феодорите дар проповеди, его «предивные и наисладчайшие б е с е д о в а н и я и п о л ь з о в а т е л ь н ы е , апостолоподобные вещания... их же некогда и аз. недостойный, многажды причастен был тех священных учений». Несомненно, что старец являлся для князя примером праведного образа жизни: «Муж не токмо в разуме и премудрости мног, но и от рождения своего чист и непорочен; к тому и трезвость по вся дни живота своего храняще... тихость и кротость многую имел». Сочинение князя Курбского ценно и тем, что ав тор об с то я т е л ь н о р а с с ка з а л о проповеднической деятельности Феодорита в Лапландии, «яко сам он поведал ми», обрисовал облик просветителя, умевшего «наводити на путь покаяния и приводити от нечестия и многолетнего неверия в веру Христову поганские (языческие) народы». Выдающийся проповедник, креститель лопарей родился в Ростовской земле в начале XVI века. В тридцатилетием возрасте он покинул родной дом, отправившись на Соловки, где через год принял монашеский постриг. Около 15 лет подвизался Феодорит в Соловецкой обители, духовно окормляемый преподобным Зосимой. Во время бесед со своим духовным наставником инок разжегся желанием пустынного безмолвного жительства. По благословению игумена, отправляется он к устью реки Колы морским путём на маленьком судёнышке «и тамо исходит из кораблеца... и вселяется в тех лесах пустых оных непроходимых». Немало трудностей вставало на пути проповедника Христова, но Господь извлекал его из напастей смертных. Много лет прожил Феодорит среди лопарей, сам д о бы в а я себе п р о п и т а н и е и приспосабливаясь к быту коренного населе ния. И когда «искусен уже был их языку», заговорил с ними о единой спасительной вере. ш Ш ; у / * % / Соловки. Здесь был пострижен в монашество блаженный Феодорит Справедливости ради, надо заметить, что языку лопарей он начал учиться, общаясь с ними еще в Соловецком монастыре. В 1529 год у в у с т ь е Колы «соловецким монахом Феодоритом» была п о с та в л е н а ц е р ко в ь , где праведник крестил лопарей, живших по рекам Коле и Туломе. Знаменитый историк Н. М. Карам зин писал: «Феодорит имел славу крестить многих диких лопарей, не убоялся пустынь снежных; проник в глубину мрачных, хладных лесов и возвестил Христа Спасителя на берегах Туломы. Узнав я зы к ж и т е л е й , и с то л к о в а л им Евангелие, изобрёл для них письме на... просветил Божественною верою б е з н а с и л и я , б е з з л о д е й с т в , употреблённых другими ревнителями христианства в Европе и Америке, но единственно примером лучшего». Примерно в конце тридцатых годов XVI века старец приезжает в Великий Новгород, где, обладая огромным ав торите том , приводит «к пути спасенному» многих богатых и знатных горожан, возвращает заблудших в лоно Матушки-Церкви, избавляет людей от сетей дьявольских - «не бывше епископом, воистину святого епископа дело исправляет». Задержавшись в Новгороде на два года, Феодорит возвращается в — ....... Лапландию к детям своим духовным. Теперь уже с намерением создать в центре «Лопской земли» монастырь - оплот Православия. П о чи т а вш и е е го б о га ты е но в го р о д цы пожертвовали на богоугодное дело немало серебра. Феодорит приглашает в свою пустынь «некоторых других», пожелавших вместе с ним разделить трудности жизни в Заполярье. Возвратившись в Лапландию, «на устию предреченные Колы реки созидает монастырь и в нём по с тавляе т ц ер ковь во имя Пребезначальные Троицы». Впоследствии остров в устье Колы, на котором находилась обитель, стал называться Монастырским. Монашескую братию Феодорит пополняет постриженниками-лопарями: «собирает там среду мнишескую» из тех, кто «от них мнишеское житие возлюбили, за благодатию Христа нашего» и «науча их писанию, и молитвы некоторые привёл им от словенска в их язык». Феодорит ввёл в монастыре устав монашеской жизни в духе учения преподоб но го Нила С о р с к о г о . З а п р ещ а л о с ь к а к -л и б о обременять окрестных жителей и «жительствовать обще и отнюдь не стяжательно». Каждый обязан был добывать себе пропитание своими руками. Некоторое время, пока имелось серебро и разные припасы, привезённые из Новгородской земли, жизнь в обители шла вполне благополучно. Затем положение осложнилось. Враг стал смущать новособранных иноков и возбуждать против настоятеля, «шепчюще невидимо во уши и глаголюще им во сердце: тяжек, рече, вам и не т - Поклонный крест в г. Коле в память преподобного Феодорита Кольского подъём. И никто не может от человеков претерпети уставом, вам преданным от него: како можете без имений жити, своими руками хлеба добывающа? Сего ради сложившеся со дьяволом мниси оные взнеистовишеся: имают старца и бьют нещадно, не токмо из монастыря извлачают, но и от страны той изгоняют, аки врага некоего». Копившееся недовольство строгими порядками привело к бурному протесту братии. Учитель высоконравственной, аскетической , трудовой жизни потерпел неудачу. Монастырь распался. Пришельцы из Новгорода вернулись восвояси, а монахи- лопари ушли к Трифону в Печенгу. Феодорит, праведный и милосердный человек, простил своих обидчиков. Проведя последующие два года в неком «малом монастыре» Новгородской епархии, он прибывает в Москву, по приглашению Алексея Адашева, главы правительства Ивана Грозного, и оказывается в самой круговерти конфликта между защитниками церковного землевладения и сторонниками нестяжательства. Понятно, что, будучи приверженцем жизни по правилам апостольским, Феодорит принимает сторону последних. И тогда «любостяжатели, всякого лукавствия исполненные», выдвинули против него страшное обвинение - в еретичестве. Однако, невзирая на угрозы, он не изменил своим убеждениям, не испугался государева гнева. Но всё же силы его единомышленников оказались неравны противостоящим. Несмотря на бездоказательность обвинений, 24 октября 1554 года Феодорита отправляют в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь, где он провёл полтора года. Из Кириллова монастыря старец послал «сынам своим духовным» в Москву письмо, где поведал «нестерпимую скорбь свою». Князь Курбский и его приближённые явились к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz