Миссионерская православная газета. 2001 г. № 6. Июнь.

6 размышления после п р а з д н и к а 24 мая - праздник святых равноапостоль­ ных Кирилла и Мефодия, учителей словенс­ ких. В этом году торжество праздника усили­ валось еще и тем, что он совпал с другим праздничным событием - Вознесением Гос­ подним. Именно в праздник Вознесения долж­ ны мы были задуматься о своем спасении, вознести свои душевные мысли и чувства от земли к небу. Но немного людей было в этот день у памятника святым солунским братьям (в основном пожилые люди, сохранившие свя­ тую веру в годы гонений), ни одного школьни­ ка на площади первоучителей я не встретил. А ведь прежде всего для учащейся молодежи служится в этот день молебен у памятника святым Кириллу и Мефодию, и для кого-то (кто еще не переступил порог храма) это един­ ственная возможность соприкоснуться с Пра­ вославием и участвовать в соборной молит­ ве. К сожалению, праздник Кирилла и Мефо­ дия с каждым годом получает все более узко­ научный или политический оттенок. Главное же значение праздника - духовное, об этом часто забывают или намеренно умалчивают. Заслуга святых братьев, прежде всего, в том, что они просветили светом Христовой веры языческие славянские народы, а создание аз­ буки было лишь средством для достижения этой цели. Святые Кирилл и Мефодий были апологета­ ми (защитниками) веры Христовой, исповед­ никами. Хорошо зная свою веру, они боро­ лись с ересями, в частности иконоборчеством, призывали ко Христу иудеев, мусульман, языч­ ников. Их подвижническая жизнь для нас при­ мер, ибо никогда еще не были столь напря­ женными в мире стремления вместо истинной Церкви Христовой создать лже-церковь, ту церковь, которая в Апокалипсисе возлюблен­ ным учеником Христовым Иоанном Богосло­ вом изображается в виде жены-блудницы, си­ дящей на красном драконе. И как мы должны опасаться того, чтобы не очутиться нам вме­ сто истинной Церкви Христовой в лоне этой лже-церкви. А это так легко при нынешних бесчисленных соблазнах, при страшной сек­ тантской лжи, которая повсюду сеется в со­ временном мире. Одиннадцать лет стоит памятник солунским братьям у областной научной библиотеки, и каждый год 24 мая здесь служится молебен. В первые годы народа на молебне было зна­ чительно больше, здесь совершалась общая молитва, приходило много школьников. Но со временем некоторые люди (печально, что среди них те, кто призван воспитывать подрастаю­ щее поколение) поняли, что Православие - это единственная сила, способная уберечь наши души от растлевающего сектантского напора, от бездуховности нынешнего мира. Чиновники из комитета по образованию решили за на- : * - . - і,ѵ ’ ■ •' Li *-f-rt Молебен у памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию в день его освящения в 1990 году. ших детей, что молебен и проповедь священ­ ника им неинтересны, и теперь все делается для того, чтобы не пустить учащихся к памят­ нику до тех пор, пока с площади Первоучите­ лей не уйдут священнослужители Православ­ ной Церкви. И в этом году, несмотря на то, что молебен начался не в 11.30, а в 12.10, школьников держали у гостиницы «Арктика» на холоде (дул пронизывающий ветер и шел снег), но на молебен так и не пустили. За всем этим стоит чья-то направляющая рука. Это часть борьбы с нашей Церковью. И народ наш должен это знать. Духовное содержание праздника подменяется светской свистопляс­ кой. Это святое место, здесь должны быть тишина и благоговение, и никаким светским плясками и песнями здесь не место. Или так и будет продолжаться в нашей жизни кощун­ ство? Буквально в двух шагах от памятника учителям словенским находится еще одно свя­ тое в нашем городе место, на фундаменте которого построен областной Дворец культу­ ры. В 1916 году епископ Архангельский и Хол­ могорский Нафанаил освятил это место для строительства городского собора во имя свя­ тителя Николая Чудотворца, которому так и не суждено было построиться. Какая «культу­ ра» может здесь пропагандироваться, нетруд­ но догадаться. Не надо забывать и того, как в годы воин­ ствующего атеизма многие храмы превраща­ лись в клубы, где в алтаре была устроена сцена. Этому мы хотим научить наших детей с младых ногтей? Разве можно воспитать вне Православной веры добрых, честных, трудо­ любивых и ответственных людей? Кстати, однажды сектанты из «Кольского христианского центра» сказали мне, что па­ мятник святым Кириллу и Мефодию - это идол, и ему здесь не место. А завтра они скажут, что и православные храмы не нужны - их можно разрушить. Вот где кроется угроза рус­ ской православной культуре. Пора бы нам, а особенно педагогам, это осознать и не отры­ вать детей от Православия, не быть «чадоу­ бийцами», по слову святителя Иоанна Злато­ уста, ввергающими детские души в муку веч­ ную. Образование, просвещение - слова из «ду­ ховного опыта» нашей Святой Церкви. Корень «образ» в слове «образование» говорит о цели его: вернуть человеку образ Божий, утрачен­ ный грехом. Так же и в слове «просвещение» корень «свет» («Аз свет миру» - слова Спаси­ теля) указывает педагогу на то, чем он дол­ жен заниматься. Просвещенный человек - это не тот, кто много книг прочитал, кто имеет два или три высших образования. Это, преж­ де всего, тот, в ком горит свет веры Христо­ вой, как горел он в святых Кирилле и Мефо- дии. В заключение обращаюсь к учащимся со словами, которые хотелось сказать после мо­ лебна у памятника учителям словенским 24 мая. Будьте, дорогие, хранителями веры Пра­ вославной, которую принесли славянам свя­ тые братья, изучайте, защищайте эту веру. Невежество порождает ереси и секты, и, как показывает современная ситуация, оно очень агрессивно. Храните наш язык, каждое слово которого наполнено духовным смыслом, бе­ режно обращаясь с языком (по Н.В. Гоголю, «это высший дар Бога человеку»). Обращай­ тесь в своих молитвах к святым Кириллу и Мефодию (ведь скоро начнется для кого-то пора экзаменов) и через них получайте от Господа благодатную помощь в учении. Иерей Василий Вольский ДОРОГИЕ ПРИХОЖАНЕ СВЯТО-НИКОЛЬСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА! ш Просим вас помочь нам собрать инфор­ мацию о священниках, служивших в нашем городе: Протоиерей Владимир Жохов, Протоиерей Сергий Кузнецов, Протоиерей Николай Пулькин, Протоиерей Порфирий Казанский, Протоиереи Сергий и Владимир Кульчинские, Протоиерей Илия Кутузов, Протоиерей Владимир Обнорский, Иеромонах Николай Корякин, Иерей Димитрий Афанасьев, Иерей Антоний Фурманов, Иерей Николай Азлов, Диакон Н. Захаров, Протоиерей Иоанн Бовсуновский, Протоиерей Иоанн Казаченко, Протоиерей Валентин Тарасик, Протоиерей Василий Каюн, Священник Василий Петровский, Иерей Александр Кудрявцев, Священник Иосиф Цюркало, Священник Арсений Коноплев, Протоиерей Николай Карпец. Также нас интересуют воспоминания о правящих архиереях того времени - епис­ копах Архангельских и Холмогорских, а за ­ тем Архангельских и Мурманских: Леонтии , Феодосии, Никоне, Исидоре и других. Известно, что в 30-е годы, еще до откры­ тия Никольского храма, в Мурманске на ул. Либкнехта жил священник Коноплев Арсе­ ний Михайлович (1888 г.р.), который 18 де ­ кабря 1937 г. был расстрелян. Может быть, остались люди, знавшие его. Обращаться в редакцию можно по теле­ фону, в письменной форме или лично по адресу: 183010, г. Мурманск, ул. Зеленая, 11, Свято-Никольский кафедральный собор, иерею Василию Вольскому. Телефон: 56-43-71. фа Ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz