Миссионерская православная газета. 2001 г. № 6. Июнь.
2 «время р л з р у ш л т ь , и время отроить» (окончание) должен принять схиму, и на третий день он отойдет в вечность. После этого чудесного посещения Еразм совершенно исцелился от уныния. Он испове довался, причастился. Его постригли в схиму, и на третий день инок мирно почил. Епископ Симон сказал, что этот рассказ из Киево-Печерского патерика он привел по слу чаю освящения храма. Строители, благотвори тели церквей не будут забыты у Бога. Влады ка пояснил, что за всех людей, строивших или помогавших в возведении храма преподобно го Варлаама Керетского (они присутствовали на молебне), будут возноситься в этой церкви теплые молитвы до тех пор, пока она будет стоять здесь, во веки веков. Имена строите лей и благотворителей храма будут звучать в святом алтаре. Где бы ни находились создате ли этого храма, молитва всегда поможет им. Можно привести пример: молитва матери везде и всегда по может чаду. Иногда заду мываемся: «Что держит лю дей среди всяческих житей с ких не в з год ?» А это старушка мать где-то мо лится за них. Такими мо литвами матерей мы все и живем. А молитвенники, подвижники веры будут со зревать и воспитываться вот в таких церквях. Рассказал нам епископ и другой случай из жизни святого по имени Маркелл. Знакомые этого человека удивлялись тому, что он ревностно посещал богослу жения, особенно литургии, и всегда плакал, молясь Богу. Когда его спросили о причине такого усердия, ---------------- ----------- Маркелл ответил: перед началом литургии он видит храм как бы объятым пламенем. А по завершении ее - на церковь нисходит умирот ворение, покой. «Все мы объяты греховным пламенем страстей, живем в этом пекле. Нам необходима церковная молитва, чтобы снизошли на души мир и благодать, - пояснил свой рассказ владыка. - Для того и возводим мы новые храмы». Владыка Симон особенно отметил то обстоятельство, что новая церковь - кладбищенская. Она находится на границе этого мира и загробного, потустороннего. В храме люди смогут помолиться о своих усопших сродни ках, поминая их на литургии или панихиде. Завершил свою проповедь епископ слова ми о преподобном Варлааме Керетском. Этот человек в XVI веке служил священником имен но здесь, в Коле. Он совершил преступление- убийство жены. Но сила его покаяния, слезы, молитва, пост были так велики, что Варлаам Керетский просиял в лике святых. Церковь канонизировала его. И все мы с искренней непреложной верой обращаемся к святому Варлааму с молитвами. С Божией помощью расцветет Кольский край православными церквями, как земля покры вается летом цветами. Вспомним, какие замечательные храмы воз водили поморы и православные лопари на Кольском полуострове! Варзуга... Кто не слы шал о прекрасной церкви Успения, располо женной там! Это настоящая северная жемчу жина. И я (да, наверное, и все православные жители нашего края) надеюсь, что будут стро иться в нашей области церкви в русском, православном стиле, в традициях северного зодчества. Ведь многие из нас помнят и любят храмы киевские и владимирские, древние церкви Пскова и Новгорода, неповторимые деревян ные храмы Вологодчины и Кольского полуост рова... Такие церкви, без влияния западных традиций, способны и в наше время строить русские люди - потомки древних православ ных храмоздателей. ...Все возвращается на круги своя. Была до революции при кольском кладбище церковь во имя Святой Троицы. Впоследствии бого борцы разобрали ее на дрова. И вот теперь, как раз в праздничную, Троицкую седмицу, был освящен кладбищенский храм! Действи тельно, победно звучали церковные песнопе ния, прославляющие Святую Троицу! На торжествах по случаю освящения храма во имя преподобного Варлаама Керетского Владыка Симон награждает главу администрации города Колы А. К. Осипова орденом Святого благоверного князя Даниила Московского епископ Мурманский и Мончегорский Симон вручил награды и подарки строителям и бла готворителям новой церкви. Орден Святого благоверного князя Даниила Московского III степени и патриаршую грамоту - главе адми нистрации города Колы Осипову Анатолию Ки рилловичу, архиерейские грамоты и подарки - Гузь Олегу Николаевичу, генеральному дирек тору ООО «Мурманстрой»; Черткову Станис лаву Викторовичу, генеральному директору ОАО «Институт Мурманскгражданпроект»; Катину Николаю Михайловичу, директору КМУЖПП; Сизганову Владимиру Степановичу, директору ООО «Ремпродтехника»; Малхасяну Сергею Азатовичу, учредителю ООО «Северные ре сурсы». Как важно, чтобы в наше сложное время градоправители и начальники помогали в воз ведении православных храмов! Им необходи мо уметь различать добро от зла, православ ных пастырей от хищных волков (сектантов), по возможности, с властью защищать души русских людей, а особенно детей, от сект. Для таких благих дел и дана начальствующим власть от Бога. Да пошлет нам Господь правителей благо честивых, которые возводили бы златоглавые православные церкви в нашем Отечестве. По благословению владыки Симона службы в храме преподобного Варлаама Керетского будут совершаться по субботам в 7.00 (ран няя литургия), в престольный праздник (19 ноября) - всенощное бдение и литургия с ар хиерейским служением, новая церковь будет открыта шесть дней в неделю. Г алина Сиротинская, фото Гзннадия Буздугана ИЗ ИС ТОРИИ К О Л Ь С К О Г О ПРИХОДА В 20-30 годы в Коле, кроме Благове щенского собора (а эта церковь имела тогда статус собора: в ней было, кроме главного, еще два придела - в честь свя тителя Николая Чудотворца и в честь преподобного Алексия, человека Божия), была еще кладбищенская Свято-Троицкая церковь и две часовни во имя Всемило стивого Спаса и во имя преподобного Трифона Печенгского. Из архивных данных мы узнали, что кладбищенская Свято-Троицкая церковь была деревянная, одноэтажная. Над па пертью находилась бревенчатая четырех гранная колокольня с тремя колоколами. И над церковью, и над колокольней было по одному куполу с восьмиконечными крестами. Построили коляне эту церковь в 1727 году вместо сгоревшей. В описи имущества значится множество икон в серебряных и позолоченных ризах, на престольное Евангелие издания Киево- Печерской лавры 1897 года, богослужеб ные сосуды, дорогие священнические облачения. Но не суждено было всему этому со храниться в годы богоборческой власти. В другом документе тех лет, письме цер ковной двадцатки, направленном в Мос кву во ВЦИК 10 июля 1937 года читаем: «Председателем Кольского райисполкома в настоящее время является товарищ Бойко с 1936 года. В мае месяце 1936 года пустил на дрова Троицкую кладби щенскую церковь, церковно-исторический памятник древности, которым интересо вались бывавшие в Коле знатоки цер ковной живописи... Использованная на топливо церковь для нас, рыбаков, слу жила маяком в темные осенние дни при возвращении в Колу на елах и ботах. По этому маяку (церкви) мы самоопределя лись, но и этот маяк угас по воле това рища Бойко». Но по воле Божией, пришло «время строить и собирать камни» (Еккл. 3,3-4). Возрожден этот маяк, который будет ука зывать путь к Богу всем нам. Иерей Василий Вольский П Р О Б А П Е Р А Богатством, тленной суетою Весь мир подлунный ослеплен, Блестящей, глупой мишурою Он, как ребенок, увлечен. Гордыней, суетною славою Народ растлен и соблазнен. Добыча вроде бы лукавому, Который Богом осужден. Как лихорадочно блистают Его продажные глаза, Как он трещит, не умолкая, Боясь, чтоб Божия слеза, Горящая в священных ликах, Сердца людей не окропила, Вернув духовную им силу, Послав им Божью благодать, За Родину, за мать Россию Спокойно, твердо, терпеливо Против антихриста стоять. Николина О.П., город Мончегорск
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz