Миссионерская православная газета. 2001 г. № 5. Май.

4 П Р А В ОС Л А В НЫ Е HOB l OCT :ш» П У Т Ь j В ПЕТЕРБУРГЕ БУДЕТ ВОССОЗДАН I ХРАМ «СПАС НА СЕННОЙ» j Один из самых больших в северной j столице, пятипрестольный «Спас-на-Сен- I ной» был возведен в 1761 году. В начале I 60-х годов XX века он был взорван, что- j бы освободить место под строительство j наземного вестибюля станции метро «Сен- I ная площадь». В6РА - ДАР БОЖИЙ 10 июня 1999 года рухнул железобе­ тонный козырек вестибюля. Погибли 7 че­ ловек, еще 12 получили ранения. Тогда же был поднят вопрос о возрождении храма. В ближайшие месяцы по распоря­ жению губернатора Владимира Яковлева Сенная должна быть расчищена и благо­ устроена. Восстановление святыни долж­ но стать для Санкт-Петербурга актом по­ каяния за время богоборчества. ИТАР-ТАСС / РАДОНЕЖ От редакции. Не подумать ли и нам, мурманчанам, о строительстве городско­ го собора в центре города, где в 1916 году для этого было освящено место епис­ копом Архангельским и Холмогорским На­ фанаилом ? ______ Недавно в Петер­ б ур ге произошло чудо: была явлена новая икона Божи- ей Матери, именуе­ мая «Георгиевская». Образ Богородицы явился в сонном ви­ дении иконописцу Александру Больша­ кову. Владычица Не­ бесная указывала рукой на храм, в ногах Пречистой вос­ седал на коне Геор­ гий Победоносец, и именовалась икона «Георгиевская». Ху- . j ~ дожник, не найдя іѴ 'f y * ’Чр ЛдАС? увиденный , образ в < м дФ * if Л f 'v ;', канонниках, написал его. И через долгое • время Господь при­ вел иконописца в строящийся храм во имя Георгия Победоносца на проспекте Славы. Написанная на иконе церковь чу­ десным образом совпала с проектом стро­ ящегося храма. С явлением иконы Пресвятой Богоро­ дицы в Георгиевской церкви все измени­ лась. Сама Пречистая Дева, избрав этот, еще не достроенный храм домом Своим, собирает на молитву все больше и боль­ ше людей, даруя сей церкви и всем при­ текающим к Ней благодать и Свое Мате­ ринское заступничество. По благословению благочинного Невско­ го округа протоиерея Виктора Голубева новоявленная икона была освящена и теперь перед образом Богородицы совер­ шаются молебны с чтением акафиста. Путь ко Господу у каждого свой. Мой начался у смертного одра мамы в 1991 году. Когда она умирала, я испытала потрясение, увидев, как у нее на смертном одре открылось духовное зре­ ние. Будучи без сознания, она говорила о том, что происходило вблизи нее. Я очень испуга­ лась, даже испытала некий ужас, потому что никогда об этом не задумывалась... В последую­ щем, наблюдая за умирающими (я работаю в больнице), замечала это еще не раз. А тогда, испугавшись, как только меня сменили, я бук­ вально побежала в храм, потому, что до этого времени иначе как случайно в храме не была. Вспоминая прошедшее, подумала, что могла бы к вере прийти и раньше. Например, в авгус­ те 1978 года, когда тяжело заболел мой тогда еще маленький сын. Он попал в больницу, я очень страдала и боятесь за него, была очень' оди­ нокой в своем тогдашнем несчастье. И однаждйі от безысходности оказалась в Александро-Невской Лавре (мы тогда жили в Петербурге). Я зашла в храм и почти тотчас же вышла, подумав: «На ули­ це сияние солнечного дня, голубое небо, буйное цве­ тение, а в храме, где Сум­ рачно, запах ладана, све­ чи, темные лики икон, - и зачем мне. это?» Такие мысли были навеяны мне лукавым, по моей грехов­ ности я вняла им, а не гласу души - Божиего тво­ рения. И путь к вере за­ медлился. В 1991 году я не знала ничего. Не знала, как войти в храм, куда ставить свечи, не знала ни одной молитвы. Преходя в храм, я могла уйти до конца службы, например когда начиналось Святое Причастие. Пс^ своему неведению я счи­ тала, что служба закончилась. А между тем на­ чинался кульминационный момент Богослужения - Таинство Евхаристии, во время которого веру­ ющие должны стоять затаив дыхание и не ше­ лохнувшись. Но все это я узнала позже... Однако, несмотря на дремучее незнание, душа моя почувствовала все раньше моего сознания. Слушая великое славословие, я, еще не зная, что это за молитва, совершенно не могла сдер­ живать слез, а когда пелось: «...исцели душу мою», - часто плакала навзрыд. Это душа моя спящая отзывалась Господу, молила об исцеле­ нии, благодарила за все, еще не понимая ничего толком. А еще раньше того однажды я просну­ лась от слов: «СвятЫи Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмёртный, помилуй нас». Я не зна­ ла, что это за слова, только на работе сказали, что это Трисвятое пение - Ангельская молитва. Так мой Ангел-Хранитель, небесный покровитель и пестун моей души,, вел меня ко Господу. Впос­ ледствии от молитв просыпалась часто. Научил меня пониманию, что такое Боже­ ственная литургия, что такое Евхаристия, Нико­ лай Васильевич Гоголь, когда я прочитала его редко издававшееся- и многим потому неизвест­ ное произведение «Размышление о Божествен­ ной литургии». Прочитав его, я пошла в храм, стала следить за ходом службы... и все поняла. Вот, оказывается, что» все Это значит. А до той поры мне, по неведению моему, все совершав­ шееся казалось чуть ли не театрализованным «действом». Прости меня, Господи! Впоследствии видела и другие книги; посвященные -Божествен­ ной литургии. Ищущий знаний обрящет их при жела­ нии. Позже стала наблюдать за собой и делать раз­ ные открытия. Оказывается, приходя к вере, раз­ ные, незнакомые друг другу люди могут испытывать одинаковые чувства. Например, запомнилось чув­ ства, испытанные в Великую Пятницу в 1993 или 1994 году. В тот день я еле дождалась окончания работы, чтобы буквально побежать в храм на ве­ чернюю службу: такое неодолимое чувство испыты­ вала. И, придя в храм, я испытала ошеломление. Вечерней службы тогда не было (чин погребения Спасителя совершался ночью). В храме темно. Над Распятием черная драпировка. Народу мало, почти никого. Траурный свет лампад и свечей. А посреди­ не стоит Гроб-плащаница. Помню, на цыпочках, с замиранием сердца я приблизилась к Нему - и вдруг острое чувство потери посе- І / ІЮ МвНЯ : Я СТОЯЛЭ у Гроба Родного, Близкого мне Че­ ловека. Ах, как скорбела моя душа, как плакала. Плачущей, с чувством огромной потери (больше, чем от потери отца и матери) вышла я из хра­ ма: в душе что-то произош­ ло. Некоторое время спустя (может быть, даже через год или два) я услышала пере­ дачу об отце Сергии Булга­ кове, где говорилось, что еще до принятия сана, он испы­ тал однажды такие чувства. Были и другие подобные со­ впадения, например чувства, испытанные в Чистый Чет­ верг в,ч1996 году. Душа - хри­ стианка от рождения, и, не­ смотря на все напластова­ ния житейской грязи, помнит о Господе всегда. Надо только прислушаться к себе, услышать голос совес­ ти - этого гласа Божия. А еще лучше почаще затво­ ряться в келию своей души (там просторно), только это не сразу дается, а трудом - постом и молитвой, общением с самим собой. Правы были древние, говоря: «Познай самого себя». Это познание беско­ нечно. И тем, кто узнает дорогу к себе, сможет затвориться в эту келию, никогда не будет одиноко, там он отыщет и многие ответы на свои «почему»... Надо сказать, что путь ко Господу не прост. Он требует усилий. И есть два пути. Один путь ко Гос­ поду от раннего детства, по которому идет человек, растущий в верующей семье. Вера впитывается с молоком матери. Она простая, детская и чистая: верую, Господи, потому что Ты есть, и никаких со­ мнений. Труднее нам, выросшим во время атеизма и безбожия: веру приходится выстрадать, прийти к ней осознанно. И такая вера подкреплена знания­ ми. Господь посылает многие подтверждения, надо только увидеть их, услышать глас Божий. И молитвы вначале читаются с трудом, многие слова не сразу понятны, иногда вдруг при чтении находит сонливое состояние и молитва ускользает. Но это помехи от лукавого. Пройдет время, и молитва будет достав­ лять радость, она станет утешением и «хлебом на­ сущным». Я не говорю о благотворном влиянии молитвы на душу,.но даже бессонница пройдет, не потребуются успокоительные травы. Но трудом яв­ ляется и заставить себя в любую непогоду, в поляр­ ную ночь далеко пойти в храм. Это потом появится потребность бывать там как можно чаще. Большим трудом вначале будет соблюдение поста, подготовка к исповеди. Ведь перед исповедью надо прочитать определенные молитвы, а главное - «перелопатить» собственную жизнь, чтобы понять, в чем каяться. А ведь мы порой не видим «бревна в своем глазу». Когда сделаны некоторые первые шаги, придет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz