Миссионерская православная газета. 2001 г. № 5. Май.
издание мурманской и Мончегорской еидрхии московского патриархата По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона 1РМООШНАЯ ГА36ТА номер 5, год 2001, май мисоионерскдя п р а в о с л а в н а я глзетл овитель святой троицы ВЕЛИЮ ОБИТЕЛЬ СВЯТЫЯ И ЖИВОНА- ЧАЛЬНЫЯ, ЕДИНОСУЩНЫЯ И НЕРАЗДЕЛЬ НАЯ ТРОИЦЫ СОЗДАЛ ЕСИ... Тропарь преподобному Трифону Печенгскому Первая Троицкая церковь на Кольском по луострове была возведена преподобным Три фоном Печенгским около 1535 года. Освятил ее, согласно житию преподобного Трифона, кольский иеромонах Илия, который и самого просветителя лопарей постриг в монахи. Вок руг церкви Живоначальной Троицы и образо валась Трифонова обитель. 115 лет назад, в марте 1886 года, Священ ный Синод принял решение о возрождении Трифоно-Печенгского мужского монастыря, после уничтожения его в 1589 году отрядом финско-шведских наёмников. И уже к двадца тым годам прошлого столетия он представлял собой крепкий духовно-хозяйственный орга низм с обширными земельными угодьями, соб ственным рыболовецким флотом и пр. Но в 1920 году большевики его ликвидировали. Ог ненный вал двух последующих войн и после военные безбожные годы завершили полное разорение монастырских построек. Как же живёт самая северная православная обитель России сегодня, после вторичного возобнов ления её жизни в 1997 году? Этот и другие вопросы привели меня в Печенгу в возрож дающийся монастырь, являвшийся когда-то оплотом православной веры и государствен ности на северных рубежах Российской дер жавы. Признаться честно, предполагал по прочи танным книгам, что встречусь со строгим игу меном, проведшим не один десяток лет в ски тах и пустынях. - Как ни странно, в монашестве я недавно, - добродушно улыбнулся отец Аристарх, рас сеяв мои иллюзии, - семь лет. Но в духовной жизни около двадцати. - Как начиналась Ваша деятельность здесь, на Севере? - В марте 1999 года епископ Мурманский и Мончегорский Симон пригласил меня сюда с тем, чтобы я помог в восстановлении мона стыря и возрождении былой славы обители, о чём сердце моё горело уже давно. Ясно видно, что священник, приняв новый приход, пожинает добрые плоды труда тех людей, которые служили до него. Скажем, матушка Варлаамия - великая труженица, начинавшая работу здесь в 1995 году. Она много сделала для монастыря, прежде всего, в материальном плане. И едва ли кто будет это отрицать. Затем, с 1997 года, игумен Филипп, который немало потрудился в плане обустройства храма: алтарь находился в бе зупречном состоянии, иконы - настоящие, подобраны со вкусом. Однако богослужебная сторона жизни требовала значительной регу лировки. Не по моей воле, а в силу некото рых внутренних обстоятельств в первые же месяцы ушли иеромонахи, которые здесь слу жили. Таким образом, некоторое время бра тия состояла из нескольких послушников и одного монаха - меня. Тем не менее, службы велись каждое утро и вечер. А между тем нужно было мчаться по бригадам и админис трациям, чтобы решать миссионерские и обыч ные хозяйственные вопросы. Конечно, рабо ты хватало вдосталь. - Известно, что Вы возглавляете военный отдел епархии. Как складывается работа в этом плане? - Надо сказать, что с армейскими и флот скими подразделениями, особенно в Печенгс ком районе, у нас самые дружеские отноше ния. Командиры и начальники воинских кол лективов очень быстро почувствовали ту большую помощь и поддержку, которую мона стырь способен оказать им в деле духовного, нравственного и патриотического воспитания воинов. Беседы с молодым пополнением, по мощь в решении проблем неуставных взаи моотношений, становления новичков в воинс ких коллективах (не секрет, что молодые во ины ищут укрытия в обители и у нас есть договорённость с командованием частей о том, как действовать в таких ситуациях) - всё это становится нормой нашего сотрудничества. - Насколько мне известно, по возвращении из Чечни многие солдаты приходят побеседо вать с Вами... на печенге - На мой взгляд, человек, вернувшийся с войны, - совершенно не изведанная для со временного священства область. Помните, у Александра Трифоновича Твардовского: «Дело самое простое - человек пришёл с войны...» Так вот, вернуться с войны - это самое слож ное. Когда видишь этих опалённых войной ребят, понимаешь, что ты не просто обыкно венный штатский человек, но священник, дав ший им благословение перед отправкой на боевые действия, принявший на себя духов ную ответственность за их судьбы и, наконец, обязанный помочь преодолеть гнев, надлом ленность, душевную боль совсем ещё юных, но уже столь обожжённых воинов. Это важно и очень сложно. Как глава военного отдела, могу сказать, что у нас в епархии и, пожалуй, в Патриархии очень мало людей, способных эффективно, с большой пользой для военнос лужащих работать с теми из них, кто вернул ся с войны. Но это и понятно: мы ведь дли тельное время не были допущены в эту сфе- РУ- - Похоже, что жизнь братии близка к ар мейской: протекает в суровых условиях. На пример, когда на дворе минус 30 градусов, в келии - плюс 8, а в храме во время службы холодно до такой степени, что трудно сосре доточиться на молитве и вино для причастия порой замерзает в Чаше. Но в монастыре в основном молодые послушники. Не могут ли такие непомерные подвиги сломить их, при вести к ложному понятию, что цель монашес кой жизни - вот такая борьба за существова ние? - Сейчас время становления обители. Кто пройдёт через эти испытания, будет закалён на всю жизнь. Конечно, немало людей, кото рые приезжают к нам с тайной мыслью ос таться здесь. Но, взглянув на наш быт, на наши условия жизни, уходят. Опасность не верного понимания цели и средств духовного пути существует во всех монастырях, даже преуспевающих. От этого никуда не уйдёшь. Но в то же время могу сказать, что у нас присутствуют хорошие, доброжелательные от ношения. И братия покрывает любовью мои грехи и огрехи, и я стараюсь относиться к ним милостиво. Ведь мы живём в таких экст ремальных условиях, что, если бы не стояли спиной к спине, нам было бы просто не вы жить. - В чём же смысл монашества и каково его предназначение? - «Монахи, - говорил святитель Феофан Затворник, - это жертва Богу от мира, кото рый, предавая их Богу, из них составляет себе ограду». Можно сказать, что монаше ство - это горение сердца, стремление к (окончание на 2 странице)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz