Миссионерская православная газета. 2001 г. № 5. Май.

издание мурманской и Мончегорской еидрхии московского патриархата По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона 1РМООШНАЯ ГА36ТА номер 5, год 2001, май мисоионерскдя п р а в о с л а в н а я глзетл овитель святой троицы ВЕЛИЮ ОБИТЕЛЬ СВЯТЫЯ И ЖИВОНА- ЧАЛЬНЫЯ, ЕДИНОСУЩНЫЯ И НЕРАЗДЕЛЬ­ НАЯ ТРОИЦЫ СОЗДАЛ ЕСИ... Тропарь преподобному Трифону Печенгскому Первая Троицкая церковь на Кольском по­ луострове была возведена преподобным Три­ фоном Печенгским около 1535 года. Освятил ее, согласно житию преподобного Трифона, кольский иеромонах Илия, который и самого просветителя лопарей постриг в монахи. Вок­ руг церкви Живоначальной Троицы и образо­ валась Трифонова обитель. 115 лет назад, в марте 1886 года, Священ­ ный Синод принял решение о возрождении Трифоно-Печенгского мужского монастыря, после уничтожения его в 1589 году отрядом финско-шведских наёмников. И уже к двадца­ тым годам прошлого столетия он представлял собой крепкий духовно-хозяйственный орга­ низм с обширными земельными угодьями, соб­ ственным рыболовецким флотом и пр. Но в 1920 году большевики его ликвидировали. Ог­ ненный вал двух последующих войн и после­ военные безбожные годы завершили полное разорение монастырских построек. Как же живёт самая северная православная обитель России сегодня, после вторичного возобнов­ ления её жизни в 1997 году? Этот и другие вопросы привели меня в Печенгу в возрож­ дающийся монастырь, являвшийся когда-то оплотом православной веры и государствен­ ности на северных рубежах Российской дер­ жавы. Признаться честно, предполагал по прочи­ танным книгам, что встречусь со строгим игу­ меном, проведшим не один десяток лет в ски­ тах и пустынях. - Как ни странно, в монашестве я недавно, - добродушно улыбнулся отец Аристарх, рас­ сеяв мои иллюзии, - семь лет. Но в духовной жизни около двадцати. - Как начиналась Ваша деятельность здесь, на Севере? - В марте 1999 года епископ Мурманский и Мончегорский Симон пригласил меня сюда с тем, чтобы я помог в восстановлении мона­ стыря и возрождении былой славы обители, о чём сердце моё горело уже давно. Ясно видно, что священник, приняв новый приход, пожинает добрые плоды труда тех людей, которые служили до него. Скажем, матушка Варлаамия - великая труженица, начинавшая работу здесь в 1995 году. Она много сделала для монастыря, прежде всего, в материальном плане. И едва ли кто будет это отрицать. Затем, с 1997 года, игумен Филипп, который немало потрудился в плане обустройства храма: алтарь находился в бе­ зупречном состоянии, иконы - настоящие, подобраны со вкусом. Однако богослужебная сторона жизни требовала значительной регу­ лировки. Не по моей воле, а в силу некото­ рых внутренних обстоятельств в первые же месяцы ушли иеромонахи, которые здесь слу­ жили. Таким образом, некоторое время бра­ тия состояла из нескольких послушников и одного монаха - меня. Тем не менее, службы велись каждое утро и вечер. А между тем нужно было мчаться по бригадам и админис­ трациям, чтобы решать миссионерские и обыч­ ные хозяйственные вопросы. Конечно, рабо­ ты хватало вдосталь. - Известно, что Вы возглавляете военный отдел епархии. Как складывается работа в этом плане? - Надо сказать, что с армейскими и флот­ скими подразделениями, особенно в Печенгс­ ком районе, у нас самые дружеские отноше­ ния. Командиры и начальники воинских кол­ лективов очень быстро почувствовали ту большую помощь и поддержку, которую мона­ стырь способен оказать им в деле духовного, нравственного и патриотического воспитания воинов. Беседы с молодым пополнением, по­ мощь в решении проблем неуставных взаи­ моотношений, становления новичков в воинс­ ких коллективах (не секрет, что молодые во ­ ины ищут укрытия в обители и у нас есть договорённость с командованием частей о том, как действовать в таких ситуациях) - всё это становится нормой нашего сотрудничества. - Насколько мне известно, по возвращении из Чечни многие солдаты приходят побеседо­ вать с Вами... на печенге - На мой взгляд, человек, вернувшийся с войны, - совершенно не изведанная для со­ временного священства область. Помните, у Александра Трифоновича Твардовского: «Дело самое простое - человек пришёл с войны...» Так вот, вернуться с войны - это самое слож­ ное. Когда видишь этих опалённых войной ребят, понимаешь, что ты не просто обыкно­ венный штатский человек, но священник, дав­ ший им благословение перед отправкой на боевые действия, принявший на себя духов­ ную ответственность за их судьбы и, наконец, обязанный помочь преодолеть гнев, надлом­ ленность, душевную боль совсем ещё юных, но уже столь обожжённых воинов. Это важно и очень сложно. Как глава военного отдела, могу сказать, что у нас в епархии и, пожалуй, в Патриархии очень мало людей, способных эффективно, с большой пользой для военнос­ лужащих работать с теми из них, кто вернул­ ся с войны. Но это и понятно: мы ведь дли­ тельное время не были допущены в эту сфе- РУ- - Похоже, что жизнь братии близка к ар­ мейской: протекает в суровых условиях. На­ пример, когда на дворе минус 30 градусов, в келии - плюс 8, а в храме во время службы холодно до такой степени, что трудно сосре­ доточиться на молитве и вино для причастия порой замерзает в Чаше. Но в монастыре в основном молодые послушники. Не могут ли такие непомерные подвиги сломить их, при­ вести к ложному понятию, что цель монашес­ кой жизни - вот такая борьба за существова­ ние? - Сейчас время становления обители. Кто пройдёт через эти испытания, будет закалён на всю жизнь. Конечно, немало людей, кото­ рые приезжают к нам с тайной мыслью ос­ таться здесь. Но, взглянув на наш быт, на наши условия жизни, уходят. Опасность не­ верного понимания цели и средств духовного пути существует во всех монастырях, даже преуспевающих. От этого никуда не уйдёшь. Но в то же время могу сказать, что у нас присутствуют хорошие, доброжелательные от­ ношения. И братия покрывает любовью мои грехи и огрехи, и я стараюсь относиться к ним милостиво. Ведь мы живём в таких экст­ ремальных условиях, что, если бы не стояли спиной к спине, нам было бы просто не вы­ жить. - В чём же смысл монашества и каково его предназначение? - «Монахи, - говорил святитель Феофан Затворник, - это жертва Богу от мира, кото­ рый, предавая их Богу, из них составляет себе ограду». Можно сказать, что монаше­ ство - это горение сердца, стремление к (окончание на 2 странице)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz