Миссионерская православная газета. 2001 г. № 4. Апрель.

7 По-церковнославянски воскресный день назы­ вается «неделя» (от «не делать»). Православные христиане в этот день из века в век, из поколения в поколение приходили в храм Божий. До револю­ ции посещение храма каждое воскресенье вос­ принималось как долг всеми крещеными людьми. В народе этот день назывался Господним. Оста­ навливались все сельские и другие работы (даже во время страды), закрывались лавки, мастерс­ кие. Все верные устремлялись в храмы Божии. Люди шли радостные, празднично одетые, вели с собой детей. Подавали милостыню нищим. Такую картину можно было увидеть во всех городах и селах необъятной России. Наши предки наряду с заповедями: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя иных богов, кроме Меня», «Не убий», «Не прелюбодействуй» - со­ блюдали и заповедь: «Помни день субботний, что­ бы святить его: шесть дней делай все дела твои, а день седьмой - суббота Господу Богу твоему». Люди понимали, что этой же заповедью Господь заповедает всем трудиться. Но они знали также (по опыту), что, сколько ни трудись, без помощи Божией все будет тщетно. Воскресенье - это день, когда человек отрывался от работы, от заботы и суеты, обращался к Богу. В храме он хотя бы один день мог отрешиться от невзгод, помолиться о себе, о своих родных, подумать о душе. Душа всегда требует молитвы, в мире без Бога она изнемогает, погибает. Давно замечено: как помо­ лишься с утра, так и день сложится; как помо­ лишься в воскресенье, так и проживешь, прорабо­ таешь всю неделю. Каждую неделю православные причащаются пас­ хальной радости. Воскресная служба - особая. В субботу вечером на всенощном бдении поются воскресные тропари, читается Евангелие о собы­ тиях, связанных с Воскресением Спасителя. Весь народ поет: «Воскресение Христово видевше, по­ клонимся Святому Господу Иисусу, Единому, Без­ грешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим...» Затем священник совершает помазание всех прихожан освященным елеем. Этот святой обряд означает благословение Божие и милость Его, нисходящую на верующих. В воскресный день с утра всем нам, право­ славным, необходимо приходить на главную хрис­ тианскую службу - литургию. На литургии те, кто исповедовался и был допущен, приступают к Таин­ ству Причастия. После литургии священник произ­ носит проповедь, которую надо обязательно слу­ шать со вниманием. По церковному Преданию, тот, кто три воскресенья подряд не был на службе без уважительной причины, видимо или невидимо отлучается от Церкви. По воскресеньям христиане читают Евангелие, жития святых, помогают немощным, старикам, де­ лают что-либо доброе во славу Божию. Право­ славные почитают именно воскресенье, а не суб­ боту, потому что в ночь с субботы на воскресенье воскрес Христос. Потому мы и называемся хрис­ тианами, а не иудеями, что веруем во Христа и каждую неделю празднуем Его Воскресение из мертвых. Иудеи же до сих пор почитают только субботу. И в наше время каждый крещеный человек призван к тому, чтобы соблюдать все десять запо­ ведей Божиих: веровать и любить Бога, не тво­ рить себе кумиров, не убивать, не прелюбодей­ ствовать, не произносить имени Господа напрас­ но, почитать день субботний... Жить нам надо так, как повелевает Сам Спаситель. Жаль, что большинство современных людей в России не знают о почитании воскресенья. По­ мню, как мне, когда я уже крестилась, трудно было каждую неделю посещать храм. И дела отку­ да-то брались, и усталость, и стоять в церкви тя­ жело. Потом с Божией помощью все изменилось. Душа стала ощущать благодать, укреплялась в вере. Только молитва, пост, исповедь, воскресные служ­ бы, причастие - соединение с Богом позволили воцерковиться. Огорчает то, что многие люди, приходя все- таки в храм в воскресенье, детей и внуков остав­ ляют дома. Не приводят не только подростков (их сложно привести), но и ребят 7-11 лет, которые во многом еще послушны родительской воле. И мла­ денцев (детей до семи лет), и младших школьников брать в храм можно и даже необходимо, за них родители несут ответственность перед Богом и людьми. Дети быстро вырастают, выходят из-под влияния семьи. Время упущено, остается только за голову хвататься: «Опоздали!» О воспитании младенцев и отроков проникновенно пишет святи­ тель Феофан Затворник в своей книге «Путь ко спасению»: «Все церковное чудным образом во- зогревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил, кото­ рые всюду готовы проникнуть в развивающиеся только души, чтоб своим дыханием заразить ее» (Феофан Затворник. Путь ко спасению. - М., 1996). Заповедью: «Помни день субботний...» (четвер­ той из десяти) - Господь повелевает нам почитать все двунадесятые праздники и Пасху. Пасха - Светлое Христово Воскресение, Велик День, Праздник праздников и Торжество торжеств. Апостол Павел говорит, что «если Христос не вос­ крес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Но Христос воскрес, победил ад и смерть. Он и нас всех, обреченных смерти, избавил от нее. И в «Символе веры» мы произно­ сим: «чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Главное на Пасху - не только просмотр телеви­ зионной трансляции праздничного Богослужения, а посещение праздничной пасхальной службы, лич­ ное участие во всеобщей радости, посильная по­ мощь нуждающимся, больным, благотворительность. В церкви мы встречаем пением и радостными возгласами Воскресшего Спасителя. Там Он не­ зримо присутствует среди нас. Воскресение Христово празднуется целых семь дней - всю Светлую седмицу. В каждый из этих дней совершается пасхальный крестный ход. На богослужениях Светлой седмицы (хотя бы вече­ ром) по возможности надо бывать. Они приносят душе ни с чем не сравнимую радость. Время от Пасхи до Вознесения тоже праздничное, пасхаль­ ное. В эти дни христиане при встрече приветству­ ют друг друга: «Христос Воскресе!» - и отвечают на приветствие: «Воистину воскресе!» В Светлое Христово Воскресение православ­ ные празднуют торжество, победу Спасителя над смертью, для христиан это день великой радости. Поэтому Церковь установила в день Пасхи не от­ певать усопших, не посещать могилы родных на кладбищах. После Пасхи есть особый день, когда христиане поминают родных, - вторник после Свет­ лой седмицы (на Фоминой неделе). В этот день мы приносим радостную весть о Воскресении Хри­ ста нашим усопшим сродникам, потому-то и день этот называется Радоница. На Пасху даже те люди, кто ходит в церковь не чаще 2-3 раз в году, стараются посетить храм - приобщиться хотя бы немного пасхальной радости. Но вот утихнет постепенно праздничное ликоване, жизнь потечет по-прежнему буднично, в заботах и суете. Неужели мы на весь год забудем, потеряем радость и свет Пасхи? Нет, каждую неделю у нас будет маленькая Пасха - воскресный день. Право­ славные приносят один из семи дней в жертву Богу. И делают они это из любви к своему Созда­ телю и Промыслителю. Святитель Кирилл Туровский (XII век) отечески увещевал православных приходить в церковь: «...умоляю вас, пришедших сюда: вразумляйте не приходящих , чтобы ходили в храм... Не понимае­ те, что поется? Научу вас и большему того, если станете внимать и учиться. Скажите мне, братия, если при восходе солнца станет кто-нибудь закры­ вать свои глаза с нежеланием видеть свет и будет говорить: для меня мрак лучше света - одобрите вы его или осудите? То же и слово учения, Божие слово называется в Писании светом...» («Жития святых», апрель М,. 1992 г.). Раба Божия Гапина j то-Никольском кафедральном соборе, ко- I I I I торое возглавлял преосвященный епис- j j коп Симон, и на следующий день за Бо- j I I j жественной литургией на середину храма J I выносился образ Божией Матери «Курс- ) I кая-Коренная». Необычность его в том, j I что по краям иконы изображены лики I I моряков-подводников, погибших в авгус- j I те прошлого года в Баренцевом море на j I подводной лодке «Курск». Всех 118 по- J j гибших разместить на одной иконе не j j удалось, поэтому в Санкт-Петербурге бу- j I дут написаны еще три иконы.: Спасите- J I ля, святителя Николая Чудотворца и свя- j I того равноапостольного князя Владими- j j ра. В августе этого года иконы будут I I переданы в Свято-Никольский храм по- j I селка Видяево. { 1 I I Иерей Василий Вольский j

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz