Миссионерская православная газета. 2001 г. № 4. Апрель.
ч т и «Чти отца и мать...» - заповедь, данная нам Богом еще на заре человеческой исто рии. На Руси свято чтили память о предках: из поколения в поколение передавались по минальники с именами давно ушедших в мир иной родственников, венчальные ико ны, фотографии, письма. «Живы родители - почитай, умерли - поминай», - гласит рус ская пословица. К сожалению, после 1917 года в сознание народа стала вбиваться мысль о том, что настоящая история на шего Отечества начинается после Октябрь ской революции, а все, что было до этого, большого значения не имеет. Из нас вос питывали «Иванов, не помнящих родства». Именно поэтому так безжалостно была уничтожена православная культура, со здававшаяся в течение многих веков. Но, слава Богу, в некоторых семьях сохрани лись семейные святыни, которые помогали людям жить. Есть такой человек и в городе Мурманске - Нина Владимировна Голикова. Историю своей се мьи она знает до пятого колена. В один из вече ров Великого поста я встретился с ней в ее не большой уютной квартире. Родилась Нина Владимировна в Кандалакше, ее прадеды - Дмитрий Александрович Морозов и Михаил Александрович Шпир - жили в Ковде, ра ботали на лесопильном за воде Стюарта еще в про шлом веке. Бережно сохра няет Нина Владимировна венчальные иконы своих предков, маленькие образоч ки и лампадки, пожелтевшие от времени фотографии и до кументы, старые дореволюци онные журналы, книги. С особой любовью расска зала моя собеседница о бра те своей бабушки Михаиле Д м и т р и е в и ч е М о р о зо в е . Жил он в Санкт-Петербур ге, а в сталинские времена (1933-36 г.г.) был репресси рован. Отбывал срок в Кан далакше. Был человеком глу боко верующим. Каждый год летом ездил по монастырям, выполнял разные послушания. Очень почитал дедушка (так зовет его Нина Владимиров на) отца Иоанна Кронштадтс кого. Еще до канонизации свя того, в 50-60 годы, он говорил Нине, показывая на его порт рет: «Смотри, Нинушка, умный был человек». Когда гуляли они с Ниной по Питеру и видели разрушенные или оскверненные храмы, Михаил Дмитриевич говорил: «Мерзость запустения в ме сте святе». «Чудны дела Твои, Господи, яко вся премудро- стию сотворил еси», - любимая присказка дедуш ки. А его брат, Георгий Дмитриевич Морозов, был послушником в Соловецком монастыре, о чем сви детельствует фотография из семейного архива. Православным духом веет от этих старинных фотографий и документов. В нашей газете мы пуб ликуем некоторые мате риалы из архива Н. В. Голиковой, чтобы благо честивый читатель тоже смог прикоснуться к пра вославной истории рус ского народа . Иерей Василий Вольский УНЕСИ СВЪЧЕЧКУ ДОМОЙ 12 Евангелій... До сихъ поръ это едва ли не самая любимая у народа служба, (послі) пасхальной утрени), - это «страс ти». 12 Евангелій. Какое напряженіе благогов1)йнаго вни- манія. Какія св1)тлыя, проникнутыя внутрен- нимъ светом лица... Какая напряженность душъ христіанскихъ. Bel) они съ Христомъ Страдающимъ. И вотъ кончается служба. Съ огоньками расходятся по домамъ. И какъ берегутъ, чтобы не погасли. Приходятъ домой, и зд1)сь на дверяхъ выжигаютъ крестъ. Какая глубокая мысль во всемъ этомъ. Ты слушалъ Евангеліе страстей Господ- нихъ. Но, можетъ быть, ты думаешь, что и до статочно послушать да помолиться? Hfjn>, донеси домой огонь въ рукахъ своихъ и въ сердці) своемъ. Сбереги, до неси. Мало того - выжги крестъ на дверяхъ этимъ огнемъ. Это будетъ тебі) напроминаніемъ, что не только до дому нужно донести святой восторгъ любви къ Распятому, но и дома беречь, всегда сохранять. Ты долженъ мысль о Господі) и проповедь Распятаго хранить въ доме своемъ, ей управлять жизнь свою. Пусть всегда светить тебі) огонь Вели- каго Четверга. Наши предки в течение столетий дер- j жались преданий Церкви, они обязатель- j но приходили в храм не только на Пас- j ху, но и до нее - в Страстную Пятницу, J когда верующие вспоминают Страдания j Спасителя и его смерть на Кресте. При- j водили в храм в этот день и детей. Сви- j детельство о трепетном отношении рус- j ского народа к службе утрени Великого j Пятка дошли до нащих дней. Вот одно из j них - из семейного архива Н.В. Голико- | вой. Это заметка из детского журнала j «УЧЕНИКЪ» за 1912 год. Раба Божия Галина f ПАСХА МОЕГО ДЕТСТВА О ^ Светлую Пасху в на шей семье праздновали всегда. Я с детства по мню радостные приго товления к этому вели кому дню, горку разно цветных яиц, ароматный кулич и творожную пасху с узорами по сторонам, ко торые отпечатались от резной деревянной формы. В комнате на стене венчальные иконы ба бушки и дедушки - Владимирская и Святитель Николай, перед ними горели лампадки, таин ственно поблёскивали от их огоньков оклады за стеклом киота. А под иконами всегда ви село старинное голубое фарфоровое яичко, посверкивая прикрепленной к нему и дро жавшей при малейшем движении воздуха звез дочкой. На яичке красивые позолоченные вы пуклые буквы «ХВ» - «Христос воскрес». В Великую Субботу бабушка доставала ста ринную деревянную резную форму для пасхи, разноцветные тряпочки. Мы, дети, помогали обёртывать тряпочками яйца. Бабушка умела их удивительно окрашивать, яйца получа лись как мраморные, просто загляде нье. Самое красивое хранилось це лый год - до следующей Пасхи. Иног да кроме вкуснейшей, необыкновенной пасхи и воздушного кулича бабушка с мамой делали и мороженое по ста ринному рецепту. И вот оно наступало, Светлое Хри стово Воскресенье. У всех торжествен- но-приподнятое настроение, все христо совались. Бабушкин брат объяснял: «Пасха - всех праздников Праздник! Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ!» Прихо дила давняя бабушкина подруга Александра Федоровна, добрая тетя Шура. Мы бежали к ней: - «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» - отвечала она. Потом садились за праздничный стол. Ба бушка разливала душистый чай. Мы заслушивались рассказами старших об их детстве, которое прошло в Петербурге, о том, как жили в Ковде, когда они были ешё совсем молодыми. Жили мы тогда в Кандалакше. В те атеис тические годы церкви в нашем древнем горо де уже не было. И пасхальный благовест не разносился окрест. Но всё равно на небе играло солнышко и было легко на душе от веры в торжество добра даже над самым ужасным злом. До сих пор бережно хранятся у нас в се мье драгоценные старинные реликвии: бабуш кины иконы, фарфоровое яичко, резная фор ма для пасхи, рецепты полуторавековой дав ности. Детство далеко позади, но радость праздника Пасхи остаётся с нами. Нина Голикова, город Мурманск Эта страница проиллюстрирован образ цами переводных изображений для ок рашивания пасхальных яиц и пасхаль ными открытками конца XIX века из кол лекции автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz