Миссионерская православная газета. 2001 г. № 4. Апрель.

ч т и «Чти отца и мать...» - заповедь, данная нам Богом еще на заре человеческой исто­ рии. На Руси свято чтили память о предках: из поколения в поколение передавались по­ минальники с именами давно ушедших в мир иной родственников, венчальные ико­ ны, фотографии, письма. «Живы родители - почитай, умерли - поминай», - гласит рус­ ская пословица. К сожалению, после 1917 года в сознание народа стала вбиваться мысль о том, что настоящая история на­ шего Отечества начинается после Октябрь­ ской революции, а все, что было до этого, большого значения не имеет. Из нас вос­ питывали «Иванов, не помнящих родства». Именно поэтому так безжалостно была уничтожена православная культура, со­ здававшаяся в течение многих веков. Но, слава Богу, в некоторых семьях сохрани­ лись семейные святыни, которые помогали людям жить. Есть такой человек и в городе Мурманске - Нина Владимировна Голикова. Историю своей се­ мьи она знает до пятого колена. В один из вече­ ров Великого поста я встретился с ней в ее не­ большой уютной квартире. Родилась Нина Владимировна в Кандалакше, ее прадеды - Дмитрий Александрович Морозов и Михаил Александрович Шпир - жили в Ковде, ра­ ботали на лесопильном за ­ воде Стюарта еще в про­ шлом веке. Бережно сохра­ няет Нина Владимировна венчальные иконы своих предков, маленькие образоч­ ки и лампадки, пожелтевшие от времени фотографии и до­ кументы, старые дореволюци­ онные журналы, книги. С особой любовью расска­ зала моя собеседница о бра­ те своей бабушки Михаиле Д м и т р и е в и ч е М о р о зо в е . Жил он в Санкт-Петербур­ ге, а в сталинские времена (1933-36 г.г.) был репресси­ рован. Отбывал срок в Кан­ далакше. Был человеком глу­ боко верующим. Каждый год летом ездил по монастырям, выполнял разные послушания. Очень почитал дедушка (так зовет его Нина Владимиров­ на) отца Иоанна Кронштадтс­ кого. Еще до канонизации свя­ того, в 50-60 годы, он говорил Нине, показывая на его порт­ рет: «Смотри, Нинушка, умный был человек». Когда гуляли они с Ниной по Питеру и видели разрушенные или оскверненные храмы, Михаил Дмитриевич говорил: «Мерзость запустения в ме ­ сте святе». «Чудны дела Твои, Господи, яко вся премудро- стию сотворил еси», - любимая присказка дедуш­ ки. А его брат, Георгий Дмитриевич Морозов, был послушником в Соловецком монастыре, о чем сви­ детельствует фотография из семейного архива. Православным духом веет от этих старинных фотографий и документов. В нашей газете мы пуб­ ликуем некоторые мате­ риалы из архива Н. В. Голиковой, чтобы благо­ честивый читатель тоже смог прикоснуться к пра­ вославной истории рус­ ского народа . Иерей Василий Вольский УНЕСИ СВЪЧЕЧКУ ДОМОЙ 12 Евангелій... До сихъ поръ это едва ли не самая любимая у народа служба, (послі) пасхальной утрени), - это «страс­ ти». 12 Евангелій. Какое напряженіе благогов1)йнаго вни- манія. Какія св1)тлыя, проникнутыя внутрен- нимъ светом лица... Какая напряженность душъ христіанскихъ. Bel) они съ Христомъ Страдающимъ. И вотъ кончается служба. Съ огоньками расходятся по домамъ. И какъ берегутъ, чтобы не погасли. Приходятъ домой, и зд1)сь на дверяхъ выжигаютъ крестъ. Какая глубокая мысль во всемъ этомъ. Ты слушалъ Евангеліе страстей Господ- нихъ. Но, можетъ быть, ты думаешь, что и до­ статочно послушать да помолиться? Hfjn>, донеси домой огонь въ рукахъ своихъ и въ сердці) своемъ. Сбереги, до­ неси. Мало того - выжги крестъ на дверяхъ этимъ огнемъ. Это будетъ тебі) напроминаніемъ, что не только до дому нужно донести святой восторгъ любви къ Распятому, но и дома беречь, всегда сохранять. Ты долженъ мысль о Господі) и проповедь Распятаго хранить въ доме своемъ, ей управлять жизнь свою. Пусть всегда светить тебі) огонь Вели- каго Четверга. Наши предки в течение столетий дер- j жались преданий Церкви, они обязатель- j но приходили в храм не только на Пас- j ху, но и до нее - в Страстную Пятницу, J когда верующие вспоминают Страдания j Спасителя и его смерть на Кресте. При- j водили в храм в этот день и детей. Сви- j детельство о трепетном отношении рус- j ского народа к службе утрени Великого j Пятка дошли до нащих дней. Вот одно из j них - из семейного архива Н.В. Голико- | вой. Это заметка из детского журнала j «УЧЕНИКЪ» за 1912 год. Раба Божия Галина f ПАСХА МОЕГО ДЕТСТВА О ^ Светлую Пасху в на­ шей семье праздновали всегда. Я с детства по­ мню радостные приго­ товления к этому вели­ кому дню, горку разно­ цветных яиц, ароматный кулич и творожную пасху с узорами по сторонам, ко­ торые отпечатались от резной деревянной формы. В комнате на стене венчальные иконы ба­ бушки и дедушки - Владимирская и Святитель Николай, перед ними горели лампадки, таин­ ственно поблёскивали от их огоньков оклады за стеклом киота. А под иконами всегда ви­ село старинное голубое фарфоровое яичко, посверкивая прикрепленной к нему и дро­ жавшей при малейшем движении воздуха звез­ дочкой. На яичке красивые позолоченные вы­ пуклые буквы «ХВ» - «Христос воскрес». В Великую Субботу бабушка доставала ста­ ринную деревянную резную форму для пасхи, разноцветные тряпочки. Мы, дети, помогали обёртывать тряпочками яйца. Бабушка умела их удивительно окрашивать, яйца получа­ лись как мраморные, просто загляде­ нье. Самое красивое хранилось це­ лый год - до следующей Пасхи. Иног­ да кроме вкуснейшей, необыкновенной пасхи и воздушного кулича бабушка с мамой делали и мороженое по ста­ ринному рецепту. И вот оно наступало, Светлое Хри стово Воскресенье. У всех торжествен- но-приподнятое настроение, все христо совались. Бабушкин брат объяснял: «Пасха - всех праздников Праздник! Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ!» Прихо­ дила давняя бабушкина подруга Александра Федоровна, добрая тетя Шура. Мы бежали к ней: - «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» - отвечала она. Потом садились за праздничный стол. Ба­ бушка разливала душистый чай. Мы заслушивались рассказами старших об их детстве, которое прошло в Петербурге, о том, как жили в Ковде, когда они были ешё совсем молодыми. Жили мы тогда в Кандалакше. В те атеис­ тические годы церкви в нашем древнем горо­ де уже не было. И пасхальный благовест не разносился окрест. Но всё равно на небе играло солнышко и было легко на душе от веры в торжество добра даже над самым ужасным злом. До сих пор бережно хранятся у нас в се­ мье драгоценные старинные реликвии: бабуш­ кины иконы, фарфоровое яичко, резная фор­ ма для пасхи, рецепты полуторавековой дав­ ности. Детство далеко позади, но радость праздника Пасхи остаётся с нами. Нина Голикова, город Мурманск Эта страница проиллюстрирован образ­ цами переводных изображений для ок­ рашивания пасхальных яиц и пасхаль­ ными открытками конца XIX века из кол­ лекции автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz