Миссионерская православная газета. 2001 г. № 4. Апрель.
К4К ПРАЗДНОВАЛИ ПАСХУ ПОМОРЫ Наша Кольская земля издревле имела богатые православные традиции, которые в годы атеисти ческого режима почти полностью были утрачены. В середине XV века на Терском берегу Белого моря поселились русские кре с тьяне , принесшие сюда православную веру и культуру. К сожалению, многое сейчас забыто, но кое-что осталось в памя ти старожилов. Как же праздновали Пасху в селениях Терско го берега? Чтобы узнать подробности, мы с Люд милой Валентиновной Па новой из Умбы, директо ром Музея этнографии тер ских поморов, достали свои старые записи (когда ездили на Терский берег и собирали по крупицам исторические сведения о быте терчан). Вот что нам удалось записать. К Пасхе поморы готовились задолго - весь Великий пост, все семь недель. Вспоминала Анна Петровна Клещева из Чаваньги: «Пости лись: молока не ели, ели рыбу, картошку, гри бы, капусту, репу, опару делали из муки. Было это дело, было, а теперь этого нет». Детей приучали к посту с малолетства. Фелицата Михайловна Стрелкова, уроженка Стрельны, рассказывала: «А коровы-то отелятся, моло- ка-то полно, даже крынок-то не хватало це дить молоко, а вот детям не давали - пости лись». Молоко перерабатывали на масло и копили к Пасхе. В Великий пост прекращались все развле чения, пели духовные стихи, слушали сказите лей. Особенно любимым на Терском берегу был духовный стих про Алексия, Божиего че ловека. В субботу, накануне Светлого Воскресения, шли в церковь на исповедь, душу от грехов очистить. В Кузомени, по словам Марии Пет ровны Заборщиковой, это называлось не ина че, как «сдавать грехи батюшке». А каяться в грехах ходили все - от мала до велика. К Пасхе дочиста мыли избы. Так и говори ли: «Нать избомытьем заняться». Меняли за навески и салфетки на белоснежные и на крахмаленные. До Пасхи и в церкви все мыли да чистили, чтоб сияла церковная медь и по золота да глаз радовала. В Страстную Пятницу после полудня шли на вынос плащаницы, а в ночь с пятницы на субботу совершали с крестным ходом чин по гребения Христа. Вечером в субботу селяне топили печи, с вечера и пироги стряпали, и красили яйца, и готовили все пасхальные яства. А уж в «Христову ночь», с субботы на воскресенье, к 12 часам шли в церковь на службу, наряженные, причесанные да прибран ные по случаю праздника. В это же время в честь сего торжественно го события зажигали смоляные бочки. Они горели вокруг церкви. Это, конечно, не фей ерверк, однако по тем временам зрелище было захватывающим: пламя нескольких костров вок руг святого храма воспринималось как нечто таинственное, величественное, завораживаю щее. А еще после службы восход солнца встре чали. Говорят, будто в Светлое Христово Вос кресение солнце играет на небе. И многие старались подкараулить тот момент, когда оно играет. После службы разговлялись. Кулебяки, шань ги, холодец, сыр (варили в печах) - непремен ные кушанья пасхальной трапезы. В некото рых селах делали пасху - сладкую сырную массу. А делали ее просто: творог со смета ной перемешивали с изюмом (если был) и все это складывали в деревянную трапециевид ную форму (пасочницу) и с десятифунтовой гирей - под пресс. И несколько дней в холоде держали. А в Пасху спрессованную массу ре зали на кусочки. Делали к празднику и «наквашенное моло ко». Заранее топили в печи несколько литров молока до красноватого цвета и потом в тече ние нескольких дней складывали в него про стоквашу, творог, сметану, собирали все это на холоде, чаще в кадушке - говорят, что вкуснее ряженки. В Божий храм моя дорога В снеге белом не видна. Все течете по воле Бога. Впереди моя весна. И как раз к Христовой Пасхе Я очищусб, как смогу... И согреюсь в Божьей ласке На растаявшем снегу. В храм зайду, смирив гордыню, За Россию помолюсь... Богородица незримо Охраняет нашу Русь. А пока моя дорога В „белом снеге не видна. Я далек еще от Бога. Впереди моя весна. В Пасху устанавливали качели (по-местному «гуга- ла»). Большие качели на цепях с широкой доской ус танавливали посреди села. В Пасху звонили на ко локольне. В Кузомени, на пример, колокольня стояла отдельно от церкви и име ла семь колоколов: один большой - в 63 пуда, да шесть поменьше - пятнад цати- и десяти фунтовые. Винтовая лестница вела на колокольню, а высотой она была около одиннадцати метров. В Пасху звонил луч ший сельский звонарь пе ред службой, а потом все, кто пожелает: праздник есть праздник, в течение всей Светлой седмицы малино вый звон плыл над селом и рекою, наполняя пасхальной радостью души людей и нарушая тишину и суровость север ной природы. Пасха! Пасха! «Казалось, сам воздух был напоен праздником», - вспомина ла Мария Петровна Заборщикова из Кузоме ни. Днем батюшка ходил по домам села с кре стом. Все - взрослые и дети - подходили ко кресту и прикладывались к нему со словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» - звучало в ответ. К сожалению, сегодня во многих поморс ких селах празднование Пасхи сводится толь ко к пышной трапезе и крашению яиц. Хочет ся надеяться, что Воскресший Господь вос кресит в поморах веру, оживит души, «седящие во тьме и сени смертной», и восстанут разру шенные и поруганные храмы, где вновь заз вучит молитва к Богу: «Иисусе Воскресший, воскреси души наша!» Иерей Василий Вольский, город Мурманск, Людмила Панова , поселок Умба А. Гавриков Последний священник Терского берега Николай Николаевич Гусев (служил сначала в Тетрине, а потом - до 1939 года - в Варзуге). Именно с его служением связаны воспоминания варзужан о праздновании Пасхи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz