Миссионерская православная газета. 2001 г. № 4. Апрель.
2 GHMEOA земли КОЛЬСКОЙ Макет 25-тиглавого Воскресенского собора из э к сп о зиции Мурманского областного краеведческого музея. Фотография автора статьи. Православные храмы Святой Руси - созидатели души нашего народа и духа государства Российского. Издревле они являются существенной частью нашей духовной культуры. В них хранилось то, что теперь историки называют «выда ющимися памятниками письменности, живописи, резьбы». В них воплощены достижения строительного искусства рус ских мастеров. Забыть обо всём этом - значит утратить память о нашем про шлом, о наших предках, осваивавших ту самую землю, на которой живём мы сегодня. Попытка рассказать - пусть коротко, в объёме газетной статьи - о величе ственном Воскресенском соборе, воз вышавшемся некогда над Колой, при звана разбудить нашу историческую память, вернуть нас к истокам нашей православной веры, национального са мосознания... Середина XIX века. Крымская вой на. Англия и Франция посылают объе динённую эскадру для блокирования Русского Севера. Вечером 10 августа 1854 года к небольшому городу Коле, на побережье Северного Ледовитого океана, под переговорным флагом зая вился английский боевой фрегат «Ми ранда», вооружённый двумя бомбичес- кими, двухпудового калибра, пушками и 14 орудиями 36-фунтового калибра. Англичане потребовали сдачи города, но получили отказ. Тогда они попыта лись высадить на шлюпках десант. Од нако солдаты маленького гарнизона Кольской крепости храбро бросились в штыковую атаку. Враги спешно ретиро вались обратно на корабль. Пушки кре пости были старыми, маломощными, и ядра их не долетали до фрегата. По этому англичане, имея дальнобойные орудия, могли действовать безнаказан но. И вот рано утром 11 августа не приятель начал «осыпать город бомба ми, гранатами, калёными ядрами с кар течью и коническими ружейными пулями с прикреплённым к ним горючим со ставом». Погром продолжался до обеда 12 августа. От города остались одни чёрные об горелые головешки. В огне великого кострища исчез огромный, в 38 метров высотой, многоглавый Воскре сенский собор - святыня Колы. Сообщение об этом гласит: «11 августа (ст. стиль), в день мученика архидиакона Евпла, в среду, в по ловине восьмого часа вечера, во время бом бардирования города Колы Воскресенский со бор сожжён до основания». Во время тех трагических событий в Рос сии ещё не существовало науки, называемой «история архитектуры». Не имелось конкрет ных сведений об огромном Кольском соборе. Казалось бы, с его гибелью все пропало, ка нуло в небытие. Но произошло чудесное явле ние. Спустя два года после бедствия в Коле побывал историк-этнограф С. Максимов. Он доставил в Петербург академику архитектуры А.Т.Жуковскому три чертежа исчезнувшего храма, вычерченные каким-то местным исто риографом - любителем. Архитектура облада ет таким свойством, что может быть воссоз дана, возрождена, и ныне образ, облик, все архитектурные формы расстрелянного и со жжённого Воскресенского собора достаточно хорошо выяснены. Несомненно, что уничтоженный врагами собор являлся самым грандиозным строени ем того времени. Сооружён он был в виде соединения трёх церквей: главный придел - посвящённый Воскресению Христову, справа - св. Николая Чудотворца, слева - св. велико мученика Георгия. Длина собора с алтарём и папертью составляла 23,5 метра, в попереч нике - 21,3 метра. Он ошеломлял очевидцев своей неповторимостью и величием: «испо линское здание ... колоссальный храм». Ар хангельский краевед В.П. Верещагин в 1849 году писал: «Этот собор есть главная достоп римечательность Колы. Он построен из чрез вычайно толстых брёвен. Над главной церко вью, над приделами её и алтарями возвыша ются девятнадцать массивных, крытых чешуёю глав, которые придают всему храму прекрас ную пирамидальность». Надпись на доске над средним алтарём гласила, что строился собор при державе царей Иоанна и Петра Алексее вичей по благословению патриарха Иоакима и преосвященного Афанасия и освящён в 1684 году. Собор не отапливался, был летним. Служ ба в нём совершалась со дня Великой Суббо ты до Успения Пресвятой Богородицы, однако исключительные события всегда отмечались здесь. В Воскресенской церкви находились две особо чтимые иконы: Воскресения Хрис та и Пресвятой Богородицы Одигитрии, обе богато украшенные золотом, серебром, драго ценными каменьями и жемчугом. Собор поражал своей прочностью. Даже спустя 170 лет после сооружения он был кре пок стенами и мог простоять ещё долго, если бы Кола не подверглась тому варварскому нападению 1854 года. Историки в своих трудах, как прави ло, называют Воскресенский собор 19-тиглавым, а порой и 18-тиглавым. Достойное внимания наблюдение отно сительно количества глав, увенчиваю щих собор, высказывает академик Г.Я. Мокеев на страницах журнала «Но вая книга России»: «Перед погромом 1854 года, - пишет автор, - на Кольс ком соборе насчитывали 18 глав - они показаны на чертежах академика ар хитектуры А.Т. Жуковского в1861 году. Но в это число входили лишь главы на церквях. Если же к ним причислить две главки с крестами на шатрах двух рун дуков крылец (рундуки, возможно, были часовнями), то общее число глав собо ра возрастает до 20! Но и это не всё. На морской панораме Колы рубежа XVIII - XIX веков, опубликованной В.В.Кос- точкиным, на трёх алтарях собора об наруживается ещё три главки с креста ми на шатровых башенках. Число глав на соборе оказывается равным 23!» Дальнейшие наблюдения Г. Мокеева не менее интересны: «Рядом, с севе- ро-запада от собора, на плане и пано раме Колы указана ещё высокая коло кольня с главой и крестом. На других панорамах города (не опубликованных В.В. Косточкиным) с противоположной юго-восточной стороны от собора ука зана ещё высокая, отдельно стоящая часовня с главкой и крестом. Коло кольня и часовня как бы фланкировали по диагонали собор. При взгляде сна ружи Кольской крепости над ней в це лом вздымалось в XVIII веке 25 глав, 25 крестов». Число «25» в христиан стве можно назвать символическим. Со гласно Библии (Откровение, 4:2-4), оз начает оно число небесных престолов судей Страшного Суда во главе с Са мим Господом Богом, которые явятся при Конце Света в Горнем Иерусали ме. И, очевидно, при строительстве Вос кресенского собора и Кольской крепос ти символ небесных престолов был принят как чудесный образ Горнего Пер вообраза. За 170 лет своего существования, с 1681 года, деревянный храм, конечно, не избежал ремонтов и подновлений, но общее число глав, вздымавшихся над Кольской крепостью, оста валось постоянным, равным 25. Во всём христианском средневековье не существовало более высокого градостроитель ного символа, чем «Небесный Град Кола» с его 25-ю небесными престолами. Находясь на самой северной окраине Русского государства, своим «небесным обликом» город Кола пред ставлял Россию вполне достойно, принимая круглый год корабли со всей Европы, на са мом высшем градостроительном - символи ческом уровне, уподобляясь этим Киеву, Мос кве, Пскову, Калуге... Город был мал разме рами, но велик своим божественным символом. И мы, конечно же, должны всегда помнить о былом существовании уникального градост роительного произведения безвестных древ нерусских зодчих и о самих талантливых гра достроителях, с Божией помощью достигших «небес» в своём архитектурном творчестве. Раб Божий Андрей Источники: Журнал «Новая книга России». - №2, 2000. Ушаков И.Ф., Дащинский С.Н. Кола. - Мурманск, 1983. Ушаков И.Ф. Храмы Кольского Севера // Мур манский вестник, - 3, 4 квартал 1995 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz