Миссионерская православная газета. 2001 г. № 4. Апрель.

2 GHMEOA земли КОЛЬСКОЙ Макет 25-тиглавого Воскресенского собора из э к сп о ­ зиции Мурманского областного краеведческого музея. Фотография автора статьи. Православные храмы Святой Руси - созидатели души нашего народа и духа государства Российского. Издревле они являются существенной частью нашей духовной культуры. В них хранилось то, что теперь историки называют «выда­ ющимися памятниками письменности, живописи, резьбы». В них воплощены достижения строительного искусства рус­ ских мастеров. Забыть обо всём этом - значит утратить память о нашем про­ шлом, о наших предках, осваивавших ту самую землю, на которой живём мы сегодня. Попытка рассказать - пусть коротко, в объёме газетной статьи - о величе­ ственном Воскресенском соборе, воз­ вышавшемся некогда над Колой, при­ звана разбудить нашу историческую память, вернуть нас к истокам нашей православной веры, национального са­ мосознания... Середина XIX века. Крымская вой­ на. Англия и Франция посылают объе­ динённую эскадру для блокирования Русского Севера. Вечером 10 августа 1854 года к небольшому городу Коле, на побережье Северного Ледовитого океана, под переговорным флагом зая­ вился английский боевой фрегат «Ми­ ранда», вооружённый двумя бомбичес- кими, двухпудового калибра, пушками и 14 орудиями 36-фунтового калибра. Англичане потребовали сдачи города, но получили отказ. Тогда они попыта­ лись высадить на шлюпках десант. Од­ нако солдаты маленького гарнизона Кольской крепости храбро бросились в штыковую атаку. Враги спешно ретиро­ вались обратно на корабль. Пушки кре­ пости были старыми, маломощными, и ядра их не долетали до фрегата. По­ этому англичане, имея дальнобойные орудия, могли действовать безнаказан­ но. И вот рано утром 11 августа не­ приятель начал «осыпать город бомба­ ми, гранатами, калёными ядрами с кар­ течью и коническими ружейными пулями с прикреплённым к ним горючим со­ ставом». Погром продолжался до обеда 12 августа. От города остались одни чёрные об­ горелые головешки. В огне великого кострища исчез огромный, в 38 метров высотой, многоглавый Воскре­ сенский собор - святыня Колы. Сообщение об этом гласит: «11 августа (ст. стиль), в день мученика архидиакона Евпла, в среду, в по­ ловине восьмого часа вечера, во время бом­ бардирования города Колы Воскресенский со­ бор сожжён до основания». Во время тех трагических событий в Рос­ сии ещё не существовало науки, называемой «история архитектуры». Не имелось конкрет­ ных сведений об огромном Кольском соборе. Казалось бы, с его гибелью все пропало, ка­ нуло в небытие. Но произошло чудесное явле­ ние. Спустя два года после бедствия в Коле побывал историк-этнограф С. Максимов. Он доставил в Петербург академику архитектуры А.Т.Жуковскому три чертежа исчезнувшего храма, вычерченные каким-то местным исто­ риографом - любителем. Архитектура облада­ ет таким свойством, что может быть воссоз­ дана, возрождена, и ныне образ, облик, все архитектурные формы расстрелянного и со­ жжённого Воскресенского собора достаточно хорошо выяснены. Несомненно, что уничтоженный врагами собор являлся самым грандиозным строени­ ем того времени. Сооружён он был в виде соединения трёх церквей: главный придел - посвящённый Воскресению Христову, справа - св. Николая Чудотворца, слева - св. велико­ мученика Георгия. Длина собора с алтарём и папертью составляла 23,5 метра, в попереч­ нике - 21,3 метра. Он ошеломлял очевидцев своей неповторимостью и величием: «испо­ линское здание ... колоссальный храм». Ар­ хангельский краевед В.П. Верещагин в 1849 году писал: «Этот собор есть главная достоп­ римечательность Колы. Он построен из чрез­ вычайно толстых брёвен. Над главной церко­ вью, над приделами её и алтарями возвыша­ ются девятнадцать массивных, крытых чешуёю глав, которые придают всему храму прекрас­ ную пирамидальность». Надпись на доске над средним алтарём гласила, что строился собор при державе царей Иоанна и Петра Алексее­ вичей по благословению патриарха Иоакима и преосвященного Афанасия и освящён в 1684 году. Собор не отапливался, был летним. Служ­ ба в нём совершалась со дня Великой Суббо­ ты до Успения Пресвятой Богородицы, однако исключительные события всегда отмечались здесь. В Воскресенской церкви находились две особо чтимые иконы: Воскресения Хрис­ та и Пресвятой Богородицы Одигитрии, обе богато украшенные золотом, серебром, драго­ ценными каменьями и жемчугом. Собор поражал своей прочностью. Даже спустя 170 лет после сооружения он был кре­ пок стенами и мог простоять ещё долго, если бы Кола не подверглась тому варварскому нападению 1854 года. Историки в своих трудах, как прави­ ло, называют Воскресенский собор 19-тиглавым, а порой и 18-тиглавым. Достойное внимания наблюдение отно­ сительно количества глав, увенчиваю­ щих собор, высказывает академик Г.Я. Мокеев на страницах журнала «Но­ вая книга России»: «Перед погромом 1854 года, - пишет автор, - на Кольс­ ком соборе насчитывали 18 глав - они показаны на чертежах академика ар­ хитектуры А.Т. Жуковского в1861 году. Но в это число входили лишь главы на церквях. Если же к ним причислить две главки с крестами на шатрах двух рун­ дуков крылец (рундуки, возможно, были часовнями), то общее число глав собо­ ра возрастает до 20! Но и это не всё. На морской панораме Колы рубежа XVIII - XIX веков, опубликованной В.В.Кос- точкиным, на трёх алтарях собора об­ наруживается ещё три главки с креста­ ми на шатровых башенках. Число глав на соборе оказывается равным 23!» Дальнейшие наблюдения Г. Мокеева не менее интересны: «Рядом, с севе- ро-запада от собора, на плане и пано­ раме Колы указана ещё высокая коло­ кольня с главой и крестом. На других панорамах города (не опубликованных В.В. Косточкиным) с противоположной юго-восточной стороны от собора ука­ зана ещё высокая, отдельно стоящая часовня с главкой и крестом. Коло­ кольня и часовня как бы фланкировали по диагонали собор. При взгляде сна­ ружи Кольской крепости над ней в це­ лом вздымалось в XVIII веке 25 глав, 25 крестов». Число «25» в христиан­ стве можно назвать символическим. Со­ гласно Библии (Откровение, 4:2-4), оз­ начает оно число небесных престолов судей Страшного Суда во главе с Са­ мим Господом Богом, которые явятся при Конце Света в Горнем Иерусали­ ме. И, очевидно, при строительстве Вос­ кресенского собора и Кольской крепос­ ти символ небесных престолов был принят как чудесный образ Горнего Пер­ вообраза. За 170 лет своего существования, с 1681 года, деревянный храм, конечно, не избежал ремонтов и подновлений, но общее число глав, вздымавшихся над Кольской крепостью, оста­ валось постоянным, равным 25. Во всём христианском средневековье не существовало более высокого градостроитель­ ного символа, чем «Небесный Град Кола» с его 25-ю небесными престолами. Находясь на самой северной окраине Русского государства, своим «небесным обликом» город Кола пред­ ставлял Россию вполне достойно, принимая круглый год корабли со всей Европы, на са­ мом высшем градостроительном - символи­ ческом уровне, уподобляясь этим Киеву, Мос­ кве, Пскову, Калуге... Город был мал разме­ рами, но велик своим божественным символом. И мы, конечно же, должны всегда помнить о былом существовании уникального градост­ роительного произведения безвестных древ­ нерусских зодчих и о самих талантливых гра­ достроителях, с Божией помощью достигших «небес» в своём архитектурном творчестве. Раб Божий Андрей Источники: Журнал «Новая книга России». - №2, 2000. Ушаков И.Ф., Дащинский С.Н. Кола. - Мурманск, 1983. Ушаков И.Ф. Храмы Кольского Севера // Мур­ манский вестник, - 3, 4 квартал 1995 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz