Миссионерская православная газета. 2001 г. № 3. Март.
V Православный храм, как целостное явление, представляет собой синтез различных видов ду ховного творчества, сердцевиной и смысловым стержнем которого является Божественная ли тургия. Все остальное - архитектурное простран ство и иконы, священническое облачение и дра гоценные сосуды, хоровая музыка и движение света - обретает свое подлинное значение лишь в контексте происходящего Таинства. Структура храма представляет собой простран ственный крест, несущий центральный купол. Вхо дя в здание церкви, верующий телесно входит в пространство креста, оказавшись внутри, он ли тургически приобщается к крестной жертве Хри ста. Купол - самое высокое место в храме - увен чивает центральный световой колодец, являю щийся ядром внутреннего пространства. Смысл купола определяет поясное изображение Хрис- та-Вседержителя. Бог есть Вседержитель: «...Он держит в ла дони земную сферу и измеряет рукой глубину моря; Он объемлет в себе всякое духовное тво рение, дабы все могло пребывать в бытии, уп равляемое Его вседержительной властью» (Св. Григорий Нисский). Эта же мысль звучит и у псевдо-Дионисия в объяснении Символа веры, предназначенном для мирян. Бог называется Все держителем, «ибо все пребывает в Нем, Он содержит и обнимает все... Он все творит из Себя, подобно источнику, который все сохраня ет и все возвращает в Себя самого, и подобно опоре, которая все подпирает, Он поддерживает мир, как все-держитель... дабы ничто не исчез ло и не лишилось своего совершенного место пребывания». Пантократор (Вседержитель), расположенный в вогнутой чаше свода, буквально охватывает пространство под Ним, где находится тст, кто на него смотрит. Пантократор в куполе - это все объемлющий Христос. Купол венчает народ Бо жий, собранный для участия в литургии. По существу, литургическое действие - это освящение и Причастие; и то, и другое имеет целью внутреннее уподобление верующего Хри сту. Первая половина литургии - это литургия Сло ва, руководство в Божественном Откровении. Неизменным атрибутом Пантократора является книга - Евангелие, поскольку торжественный вынос Евангелия со свечами и кадилом, то есть малый вход, - это кульминация первой полови ны литургии. И происходит это прямо под купо лом. Затем идет чтение Евангелия - важнейший момент в наставлении верующих (диакон совер шает чтение на возвышении - амвоне - под куполом). Вот как говорит об этом преподобный Максим Исповедник: «Святое Евангелие вообще служит символом совершения века сего, и в частности оно показывает совершенное уничто жение древнего заблуждения у уверовавших. Для 1 людей деятельного склада это умерщвление и | конец плотского закона и мудрования, для лю- j дей же умозрительного склада это собирание 1 воедино многих и различных логосов и возведе ние их к всеобщему Слову, после того как пре кратится естественное созерцание в его пестро те и многообразии». Чтение Евангелия, таким образом, очищает ум верующих и возводит его g к Первопричине. | Если церковное пение и слово освящают нашу j душу посредством слуха, то образ - икона - j освящают ее посредством зрения - первого из § чувств, по толкованию святых отцов. «Светиль- J ник телу есть око, - говорит Сам Господь, - аще j убо око твое будет просто, see тело твое светло \ будет» (Мф. 6:22). «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жиз ни» (Ин. 8:12) - слова, которые обычно и вое- : производятся, если Евангелие изображено открытым. Пантократор в куполе - это Тот, Кто просветляет, Кто ведет сле дующих за Ним по пути света. Вторая половина литургии - это . / 7 , Евхаристия, кульминация которой ' - , - Причастие, принимаемое вер ными под куполом. Именно в Причастии христианин подходит I в этом мире ближе всего к осу ществлению идеи христианской жизни, к уподоблении себя Христу и отождествлении е і Ним. Христос царит над всем ( пространством. Наблюдая за | всем происходящим, Он яв- | ляется логическим центром | обширного пространства. Композиция апсиды (алтар ной части храма) тесней- . шим образом связана с Пантократором в куполе. Богородица, восседаю- I щая с Богомладенцем на троне, - олицетворе ние Церкви земной. Занимая в небесной иерархии второе место \ после Христа. Она и в храме господствует вме- I сте с Пантократором в куполе. Рядом с нею I архангелы Михаил и Гавриил. Нижняя часть ап- \ сиды - Евхаристия. В «Причащении апостолов» | акцентируется роль Христа как Первосвященни- ка (подобно тому, как архиерей причащает уча- f ствующих в литургии священников). При взгляде I на «Причащение апостолов», помещенное над реальным престолом храма, возникает картина ; священной иерархии Церкви земной и небесной а с вершиной в образе Христа • Великого Архи- j ерея (купол). | Таким образом, роспись на нижней части хра- I ма ставится в непосредственную связь с ку- і; польной композицией, где Христос - Глава Цер- I кви небесной, через Богородицу (образ Церкви 1 земной), через апостолов, евангелистов и свя- j тых находится в вечном единении с Церковью с на земле. А Церковь есть продолжающаяся Пя- | тидесятница, и силой Духа Святого человек вкпю- j чается в Тело, возглавляемое Христом, Который | присутствует здесь и телесно (в Святых Дарах), ; и в образе (иконе). j Икона не только доказательство Боговоплс- j щения, но и свидетельство историчности Христа; j она тем самым есть свидетельство и истинности j Таинства Евхаристии. Таким образом, сочета- j ние реального тела и образом и молитвой дает | полноту участия в литургии: телесное причаще ние и общение в молитве через образ. К этому образу и возводит верующего икона | Христова: «перед его взором открывается иное откровение, а именно небесная Литургия, веч- \ ная евхаристическая жертва, начавшаяся в не- | драх Святой Троицы о вечности и продолжаю- % щаяся всегда, ныне, присно и во веки веков». | Роман Дайнеко, иконописец | ПОЕЗДКА В ОБИТЕЛЬ ХэОЖИЕЙ МАТЕРИ Давно уже у меня было желание посетить обитель Пресвятой Богородицы - Псково-Пе- черский Успенский монастырь. В 1976 году, 1 еще .не будучи верующей, я была там в тури- 1 стической поездке и впечатлилась благода- 1 тью, разлитой в этих местах. Запомнились синие, в золотых звездах, купола Успенского храма, звонница с царскими подарками-ко локолами, живописные крепостные стены с бойницами и башнями... Запомнилось и впе чатление, которое осталось от мимолетной встречи с одним молодым монахом или по слушником -• он ехал на возу с сеном, не спешно погоняя лошадку. Увидев его лицо, подумала тогда: «Что заставило его уйти из . мира, от всех его интересов, ведь он так j молод?» Понять это тогда не было дано - должно было пройти много лет, прежде чем прозрели «очи духовные» и хоть что-то от крылось внутреннему взору. Это теперь мне I понятно, что ищут, отрекаясь от мира и ухо дя в монастырь... Наконец-то возможность побывать в Пе- чорах появилась, и вот я в пути. За окнами I электрички проплывают луга с серо-зеленой травой, болотца с пожелтевшей осокой и ка мышом, бархатные верхушки которого распу шились. Проплывает прозрачный лес с поре девшей листвой. Ехала в Печоры с пересадками, добралась поздно. Уже было темно. Но все устроилось с помощью Царицы Небесной хорошо. Утром отправилась в храм Успения Пресвятой Бо городицы на литургию. Невысокий храм этот построен в 1473 году. Над ним пять куполов. Слева от храма звонница с колоколами, есть среди них и колокола, подаренные русскими царями Иоанном Грозным и Петром Первым. На фронтоне храма фрески с изображени ем Благовещения, Успения Пресвятой Бого- I родицы, Воскресения Господня, Спасителя, схо- I дящего во ад. Внутри благоговейная старина - позолота иконостаса, темные лики икон. Своды не высокие. Арочные проходы, соеди няющие приделы храма. В одном из них сто- ит рака с мощами святого преподобномуче- ника Корнилия. Во время службы возле нее всегда молится старец-схимонах. В ближнем к нему приделе - главная святыня храма - икона Успения Пресвятой Богородицы. Ико- 1 на огромная, в серебряном окладе, в центре , изображение Успения, по краям - события из жизни Пресвятой Богородицы. Как хорошо молиться у этой иконы! «Ра дуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая!» Пресвятая Богородица, спаси нас! Побывала на ранней литургии в храме Свя тителя Николая, что встроен у крепостной стены, сразу при входе в ворота обители. Этот древнерусский белокаменный храм со оружен в 1565 году при святом преподобно- мученике Корнилии. Мощные стены... крепость Божия. Внутри помещение невелико. При входе в храм встречает святитель Николай - его чудотворная икона в виде скульптурного изоб ражения с мечом и церковью в руках. Таким родным показался мне он, хранитель и зас тупник земли Русской. Да это так и было - храм привратный, святитель Николай защи- j щал тогда и теперь защищает обитель (вспом- S нился город Можайск и чудотворный образ, . хранивший город от нападений). Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Слава Тебе, Боже, слава Тебе за все, за великую радость побывать в доме Пресвятой Богородицы, по молиться в Ее храмах! (окончание на 8 странице)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz