Миссионерская православная газета. 2001 г. № 3. Март.
2 Реакция на запрещение в священнослуже- нии архимандрита Никодима, бывшего настоя теля Свято-Никольского кафедрального собо ра Мурманска, так остро проявившаяся на первой седмице Великого поста, показала, до чего многие православные люди, особенно неофиты, невежественны в понятиях и прин ципах деятельной подлинно христианской жиз ни. Страшно и опасно это невежество! Оно очень агрессивно! Особенно когда зиждется на амбициях, на гордыни. В данной ситуации выплеском религиозно го невежества и амбиций стал ни больше ни меньше... ажиотаж на всю Мурманскую об ласть. Я не ошибся в своем выражении: на область, а не на епархию. Ибо православные верующие всю седмицу, испросив прощение друг у друга, молились в храме за себя и за архимандрита Никодима тоже, готовились к Исповеди, к Причащению. Никто из них, ни один человек, каждый по-своему переживая случившееся, не оказался вовлеченным в эту позорную бесовскую свистопляску, вызванную руководителем отдела Администрации Мурман ской области по связям с религиозными орга низациями В. Н. Кисенко и некоторыми СМИ («ВМ», «Поляркой», телевидением). Но какой смысл, какие цели устроенной вакханалии? Скажите вы, СМИ, в своих газе тах, с экранов телевизоров открытым текстом! Устрашить своей силой, своим напором? Мол, вот мы какие, что захотим, то и сделаем с кем угодно, бойтесь нас! Бойся, православ ный народ! Бойтесь, все! Бойся, епископ, и откажись от того, что ты сделал, не смей трогать «наших» ни в коем случае! Да, это страшно. И не оттого, что кто-то «ходит, как лев рыкающий, ища кого погло тить», а оттого, что он уже поглощает - про стых смертных людей, простых священников, архимандритов. Теперь очередь за епископом Церкви. Дорогие братья и сестры! Дорогие СМИ! Дорогой Владимир Николаевич Кисенко! На сегодняшний день мне, очень - очень недо стойному, положено выполнять церковное по слушание и управлять Мурманской и Мон чегорской епархией, ее приходами, священ нослужителями, церковнослужителями и простыми верующими людьми в соответствии с законами гражданскими и каноническими (церковными) и в согласии с моей архипас тырской совестью. Души православных хрис тиан вверил мне Господь для духовно-нрав- ственного окормления. Другое предназначе ние епископа Мурманского и Мончегорского - блюсти Православную веру на Кольской зем ле, охранять ее от внешних и внутренних по сягательств. Такое предназначение определе но Церковью и скреплено моей вольной при сягой. Один из священнослужителей епархии, ар химандрит Никодим (Каленчук), допустил цер ковное преступление. Он нарушил данную им при рукоположении в священный сан присягу' (клятву) по нескольким пунктам. Он не прохо дил свое служение «в согласии со словом Божиим и правилами и канонами церковны ми», не смог находиться «в полном подчине нии своего Епархиального Архипастыря», про извольно изменял Богослужения и Таинства, не проводил «жизнь благочестивую, трезвую, без суетных мирских обычаев, в духе смирен номудрия, кротости и благости» и т.д. Полный текст ПРИСЯГИ, подписанный (без всякого принуждения или насилия) производимым во священника диаконом Николаем Каленчуком (Никодим - это его имя в монашестве, кото рое он принял после рукоположения в сан), был приведен во втором номере епархиаль ной газеты. 25-е Апостольское (установленное святыми апостолами!) правило Церкви в случае обли чения клятвопреступления со стороны еписко пов, священников, диаконов требует ИЗВЕР ЖЕНИЯ виновных из священного сана. Миря- нину-клятвопреступнику запрещается причастие на 10 лет (64-е правило св. Василия Велико го). Замечу, что в каноническом законода тельстве клятвопреступление ставится в один ряд с блудодеянием и татьбой (воровством). Так чего же вы хотите от меня, Владимир Николаевич Кисенко, СМИ, телевидение? Тоже предательства и клятвопреступления?! Чтобы епископ, блюститель Церкви, своими руками вместе со своим помощником разрушал то, чем стоит и зиждется Церковь с апостольских времен?! Чтобы у нас на Кольской земле, где моряки, пограничники, летчики, где столько ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА, не кем-нибудь, а Святой Церковью было попрано святое слово ПРИСЯГА и все святое?! К этому приурочена разыгранная вами свистопляска? Проявляя снисхождение к архимандриту Никодиму, я не применил к нему каноничес кое действие 25-го Апостольского правила в полной мере, имея надежду, что он осознает свой грех и искренне раскается: не лишил его священного сана, а только запретил в служе нии. Но газета «ВМ» передает его слова, что «каяться ему не в чем». «Как наивно!» - скажет любой православный христианин. Сам же отец Никодим к своему епископу не при ходит. Он даже не получил Указ, несмотря на неоднократные вызовы в канцелярию. При такой ситуации в силу вступают другие прави ла, которые говорят уже как раз и об отлуче нии от церковного общения. Многие говорят о насилии в Церкви. О насилии речи не может быть тогда, когда че ловек добровольно избирает себе образ жиз ни. И я, и отец Никодим, и другие священнос лужители, монашествующие добровольно обе щались и клялись подчиниться законам Церкви, без принуждения и даже без вербовки, как это бывает у сектантов. Да, бывает такое, что кто-то ошибается в своем выборе. Так надо же выйти из такого положения достойно, спо койно и мирно. Без лицемерия и злобы. Не применить мне канонических прещений, когда это требуется, - значит обнаружить свою несостоятельность как епископа Церкви. Вот на что направлена канонада, обрушившаяся на меня, как я понимаю. Вот чего ждет отец Никодим и все, «иже с ним»: чтобы я посту пился законом и внедрил в Церковь беззако ние. А потом стали бы говорить: мол, а там они все такие... лицемеры. Только нашему лю бимому отцу Никодиму нет места в епископате! Дорогой мой отец Никодим! (Пока еще мой!) Апостол Павел говорит, что, «если кто епис копства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3,1). Мы об этом говорили с Вами не раз. И я не один раз увещевал Вас (и даже настаи вал), чтобы Вы сдали не сданные за Семина рию экзамены и получили полноценный доку мент хотя бы о среднем духовном образова нии. Ведь его у Вас нет. Данный момент Святейший Патриарх применил как аргумент для отказа в Вашем посвящении во епископа, когда этот вопрос ставился Евгением Борисо вичем Комаровым и Владимиром Николаеви чем Кисенко, потому что возрождающейся из пепла Церкви нужны грамотные священнослу жители, а не невежественные. Убедитесь и Вы, и другие, в нашей конкретной сегодняш ней ситуации, как страшно, как агрессивно и опасно невежество, особенно у таких, как Вы, темпераментных людей. А таких у нас в Рос сии очень много. Окончание Семинарии дало бы Вам право учиться в Духовной Академии и закончить ее. Амбиции и лень не позволили Вам решиться на это. Не болезнь, а только амбиции и лень. Скажу больше: ссылка на недостаточность духовного образования не самый главный аргумент, которым руководствовался Святей ший Патриарх, когда не принял рекомендацию от Е.Б. Комарова. Он был существенным, но не главным. О главном говорит нам 30-е Апо стольское правило, которое я процитирую: «Аще который Епископ, мирских начальников упот ребив, чрез них получит епископскую в Церк ви власть, да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним». Видите, дорогие брать ся и сестры, с законами в Церкви строго, строже, чем в миру. А Вы, отец Никодим, в своем невежестве и себя, и бывшего губерна тора области подвергали отлучению, такому страшному позору. Вместе с Владимиром Ни колаевичем Кисенко. Несколько слов хотелось бы сказать о двух медведях в одной берлоге (или о двух лиде рах - официальном и неформальном), - идее, выдвинутой Анжеликой Ковалевой в газете «ВМ». Идея весьма посредственная. Никакое состязание в нашей ситуации невозможно, ведь совсем разные «весовые» категории. Разве что только если устроить его ради сенсации, как шоу, что и получилось. А потом еще: ведь к «норме» отношений приходят даже медведи. У них действуют принципы - старший, млад ший (по положению, по возрасту). Тем более, и эти, и другие, более совершенные принципы должны действовать у нас. людей, христиан (духовный отец, архиерей, послушание, сми рение, терпение, любовь). На эти принципы я не покушался. Нет, дорогие, личного конфликта «между Симоном и Никодимом», как это хотят пре поднести всем нам СМИ. Но есть объектив ная, духовно опасная, болезненная ситуация в нашей Мурманской области. Есть личный внутренний конфликт отца архимандрита Ни кодима. Он налицо. Это тяжелая болезнь, ко торая распространяется и несет опасные по следствия, если ее не врачевать. И средство здесь - ЕПИТИМИЯ. В виде запрещения в священнослужении, примененная правящим ар хиереем по отношению к своему священнику. Post scriptum. Дорогой отец Никодим! Запрещение - это временная епитимия. Примите ее. Примите предписанное конкретно Вам для души враче вание, оно спасет Вас. Не сомнительные дру зья, не СМИ, а только оно. Мне так не хочет ся, чтобы от Вас расстройство передавалось на слабых, не окрепших духовно людей, тре бующих открыть «интимную сторону» отноше ний между епископом и священником, вво дить их в соблазн не только названием, но и содержанием этой стороны отношений. Пусть она останется в Вашем личном деле, в серд це моем и Вашем и тех людей, кто знает Вас по-настоящему. У нас имеется возможность покрыть все любовью. Почитайте житие свя тителя Никиты Новгородского. Что пережил он, когда был архимандритом в Киево-Печер ском монастыре?! Но был прославлен «во свя тых». Дорогие СМИ! Спасибо вам за то, что на помнили мне мои грехи на первой седмице Великого поста. Это мне очень помогло при исповеди. Посмею обратиться еще к вам и с просьбой: перестаньте играть на людских чув ствах и несчастьях. Дорогой Владимир Николаевич Кисенко! Вам я не знаю, что и сказать. Ибо не знаю, какой Вы веры. То, что Вы православный, как не один раз говорили, признать пока трудно. С любовью у о Господе, ^ у / Г у У / / ; / » / / .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz