Миссионерская православная газета. 2001 г. № 3. Март.

2 Реакция на запрещение в священнослуже- нии архимандрита Никодима, бывшего настоя­ теля Свято-Никольского кафедрального собо­ ра Мурманска, так остро проявившаяся на первой седмице Великого поста, показала, до чего многие православные люди, особенно неофиты, невежественны в понятиях и прин­ ципах деятельной подлинно христианской жиз­ ни. Страшно и опасно это невежество! Оно очень агрессивно! Особенно когда зиждется на амбициях, на гордыни. В данной ситуации выплеском религиозно­ го невежества и амбиций стал ни больше ни меньше... ажиотаж на всю Мурманскую об­ ласть. Я не ошибся в своем выражении: на область, а не на епархию. Ибо православные верующие всю седмицу, испросив прощение друг у друга, молились в храме за себя и за архимандрита Никодима тоже, готовились к Исповеди, к Причащению. Никто из них, ни один человек, каждый по-своему переживая случившееся, не оказался вовлеченным в эту позорную бесовскую свистопляску, вызванную руководителем отдела Администрации Мурман­ ской области по связям с религиозными орга­ низациями В. Н. Кисенко и некоторыми СМИ («ВМ», «Поляркой», телевидением). Но какой смысл, какие цели устроенной вакханалии? Скажите вы, СМИ, в своих газе­ тах, с экранов телевизоров открытым текстом! Устрашить своей силой, своим напором? Мол, вот мы какие, что захотим, то и сделаем с кем угодно, бойтесь нас! Бойся, православ­ ный народ! Бойтесь, все! Бойся, епископ, и откажись от того, что ты сделал, не смей трогать «наших» ни в коем случае! Да, это страшно. И не оттого, что кто-то «ходит, как лев рыкающий, ища кого погло­ тить», а оттого, что он уже поглощает - про­ стых смертных людей, простых священников, архимандритов. Теперь очередь за епископом Церкви. Дорогие братья и сестры! Дорогие СМИ! Дорогой Владимир Николаевич Кисенко! На сегодняшний день мне, очень - очень недо­ стойному, положено выполнять церковное по­ слушание и управлять Мурманской и Мон­ чегорской епархией, ее приходами, священ­ нослужителями, церковнослужителями и простыми верующими людьми в соответствии с законами гражданскими и каноническими (церковными) и в согласии с моей архипас­ тырской совестью. Души православных хрис­ тиан вверил мне Господь для духовно-нрав- ственного окормления. Другое предназначе­ ние епископа Мурманского и Мончегорского - блюсти Православную веру на Кольской зем­ ле, охранять ее от внешних и внутренних по­ сягательств. Такое предназначение определе­ но Церковью и скреплено моей вольной при­ сягой. Один из священнослужителей епархии, ар­ химандрит Никодим (Каленчук), допустил цер­ ковное преступление. Он нарушил данную им при рукоположении в священный сан присягу' (клятву) по нескольким пунктам. Он не прохо­ дил свое служение «в согласии со словом Божиим и правилами и канонами церковны­ ми», не смог находиться «в полном подчине­ нии своего Епархиального Архипастыря», про­ извольно изменял Богослужения и Таинства, не проводил «жизнь благочестивую, трезвую, без суетных мирских обычаев, в духе смирен­ номудрия, кротости и благости» и т.д. Полный текст ПРИСЯГИ, подписанный (без всякого принуждения или насилия) производимым во священника диаконом Николаем Каленчуком (Никодим - это его имя в монашестве, кото­ рое он принял после рукоположения в сан), был приведен во втором номере епархиаль­ ной газеты. 25-е Апостольское (установленное святыми апостолами!) правило Церкви в случае обли­ чения клятвопреступления со стороны еписко­ пов, священников, диаконов требует ИЗВЕР­ ЖЕНИЯ виновных из священного сана. Миря- нину-клятвопреступнику запрещается причастие на 10 лет (64-е правило св. Василия Велико­ го). Замечу, что в каноническом законода­ тельстве клятвопреступление ставится в один ряд с блудодеянием и татьбой (воровством). Так чего же вы хотите от меня, Владимир Николаевич Кисенко, СМИ, телевидение? Тоже предательства и клятвопреступления?! Чтобы епископ, блюститель Церкви, своими руками вместе со своим помощником разрушал то, чем стоит и зиждется Церковь с апостольских времен?! Чтобы у нас на Кольской земле, где моряки, пограничники, летчики, где столько ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА, не кем-нибудь, а Святой Церковью было попрано святое слово ПРИСЯГА и все святое?! К этому приурочена разыгранная вами свистопляска? Проявляя снисхождение к архимандриту Никодиму, я не применил к нему каноничес­ кое действие 25-го Апостольского правила в полной мере, имея надежду, что он осознает свой грех и искренне раскается: не лишил его священного сана, а только запретил в служе­ нии. Но газета «ВМ» передает его слова, что «каяться ему не в чем». «Как наивно!» - скажет любой православный христианин. Сам же отец Никодим к своему епископу не при­ ходит. Он даже не получил Указ, несмотря на неоднократные вызовы в канцелярию. При такой ситуации в силу вступают другие прави­ ла, которые говорят уже как раз и об отлуче­ нии от церковного общения. Многие говорят о насилии в Церкви. О насилии речи не может быть тогда, когда че­ ловек добровольно избирает себе образ жиз­ ни. И я, и отец Никодим, и другие священнос­ лужители, монашествующие добровольно обе­ щались и клялись подчиниться законам Церкви, без принуждения и даже без вербовки, как это бывает у сектантов. Да, бывает такое, что кто-то ошибается в своем выборе. Так надо же выйти из такого положения достойно, спо­ койно и мирно. Без лицемерия и злобы. Не применить мне канонических прещений, когда это требуется, - значит обнаружить свою несостоятельность как епископа Церкви. Вот на что направлена канонада, обрушившаяся на меня, как я понимаю. Вот чего ждет отец Никодим и все, «иже с ним»: чтобы я посту­ пился законом и внедрил в Церковь беззако­ ние. А потом стали бы говорить: мол, а там они все такие... лицемеры. Только нашему лю­ бимому отцу Никодиму нет места в епископате! Дорогой мой отец Никодим! (Пока еще мой!) Апостол Павел говорит, что, «если кто епис­ копства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3,1). Мы об этом говорили с Вами не раз. И я не один раз увещевал Вас (и даже настаи­ вал), чтобы Вы сдали не сданные за Семина­ рию экзамены и получили полноценный доку­ мент хотя бы о среднем духовном образова­ нии. Ведь его у Вас нет. Данный момент Святейший Патриарх применил как аргумент для отказа в Вашем посвящении во епископа, когда этот вопрос ставился Евгением Борисо­ вичем Комаровым и Владимиром Николаеви­ чем Кисенко, потому что возрождающейся из пепла Церкви нужны грамотные священнослу­ жители, а не невежественные. Убедитесь и Вы, и другие, в нашей конкретной сегодняш­ ней ситуации, как страшно, как агрессивно и опасно невежество, особенно у таких, как Вы, темпераментных людей. А таких у нас в Рос­ сии очень много. Окончание Семинарии дало бы Вам право учиться в Духовной Академии и закончить ее. Амбиции и лень не позволили Вам решиться на это. Не болезнь, а только амбиции и лень. Скажу больше: ссылка на недостаточность духовного образования не самый главный аргумент, которым руководствовался Святей­ ший Патриарх, когда не принял рекомендацию от Е.Б. Комарова. Он был существенным, но не главным. О главном говорит нам 30-е Апо­ стольское правило, которое я процитирую: «Аще который Епископ, мирских начальников упот­ ребив, чрез них получит епископскую в Церк­ ви власть, да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним». Видите, дорогие брать­ ся и сестры, с законами в Церкви строго, строже, чем в миру. А Вы, отец Никодим, в своем невежестве и себя, и бывшего губерна­ тора области подвергали отлучению, такому страшному позору. Вместе с Владимиром Ни­ колаевичем Кисенко. Несколько слов хотелось бы сказать о двух медведях в одной берлоге (или о двух лиде­ рах - официальном и неформальном), - идее, выдвинутой Анжеликой Ковалевой в газете «ВМ». Идея весьма посредственная. Никакое состязание в нашей ситуации невозможно, ведь совсем разные «весовые» категории. Разве что только если устроить его ради сенсации, как шоу, что и получилось. А потом еще: ведь к «норме» отношений приходят даже медведи. У них действуют принципы - старший, млад­ ший (по положению, по возрасту). Тем более, и эти, и другие, более совершенные принципы должны действовать у нас. людей, христиан (духовный отец, архиерей, послушание, сми­ рение, терпение, любовь). На эти принципы я не покушался. Нет, дорогие, личного конфликта «между Симоном и Никодимом», как это хотят пре­ поднести всем нам СМИ. Но есть объектив­ ная, духовно опасная, болезненная ситуация в нашей Мурманской области. Есть личный внутренний конфликт отца архимандрита Ни­ кодима. Он налицо. Это тяжелая болезнь, ко­ торая распространяется и несет опасные по­ следствия, если ее не врачевать. И средство здесь - ЕПИТИМИЯ. В виде запрещения в священнослужении, примененная правящим ар­ хиереем по отношению к своему священнику. Post scriptum. Дорогой отец Никодим! Запрещение - это временная епитимия. Примите ее. Примите предписанное конкретно Вам для души враче­ вание, оно спасет Вас. Не сомнительные дру­ зья, не СМИ, а только оно. Мне так не хочет­ ся, чтобы от Вас расстройство передавалось на слабых, не окрепших духовно людей, тре­ бующих открыть «интимную сторону» отноше­ ний между епископом и священником, вво­ дить их в соблазн не только названием, но и содержанием этой стороны отношений. Пусть она останется в Вашем личном деле, в серд­ це моем и Вашем и тех людей, кто знает Вас по-настоящему. У нас имеется возможность покрыть все любовью. Почитайте житие свя­ тителя Никиты Новгородского. Что пережил он, когда был архимандритом в Киево-Печер­ ском монастыре?! Но был прославлен «во свя­ тых». Дорогие СМИ! Спасибо вам за то, что на­ помнили мне мои грехи на первой седмице Великого поста. Это мне очень помогло при исповеди. Посмею обратиться еще к вам и с просьбой: перестаньте играть на людских чув­ ствах и несчастьях. Дорогой Владимир Николаевич Кисенко! Вам я не знаю, что и сказать. Ибо не знаю, какой Вы веры. То, что Вы православный, как не один раз говорили, признать пока трудно. С любовью у о Господе, ^ у / Г у У / / ; / » / / .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz