Миссионерская православная газета. 2001 г. № 2. Февраль.

3 С Л О В О А Р Х И П А С Т Ы Р его деи- «падкос- Христианин, несмотря на то, что в таинстве Крещения пол­ ностью очищается от всех сво ­ их грехов (и первородного, и личных), а в таинстве Миропо­ мазания, которое в Правосла­ вии совершается сразу же пос­ ле Крещения, благодатно укреп ­ ляется для возрастания в жизни духовной, все-таки подвергает­ ся действию греха, ка к заразы, и сам согрешает. В этой ситуа­ ции нельзя ставить под сомне ­ ние или умалять действенность уп ом я н у ты х с вя ты х Таи н с тв . Грех, наполняющий наш мир, действует на всех без исключе­ ния людей, а мы подвергаемся ствию в силу восприимчивости, ти» по отношении к нему нашей челове­ ческой природы. Но Господь всем людям хочет спасе­ ния. Очищения от греха требует и наше человеческое естество, нам свойственна эта потребность. «Покаяние» (по-гречески «метания») в узком смысле обозначает специальный акт (Таинство). В широком же смысле это пе ­ ремена образа мыслей и настроения, со ­ крушение о грехах с решимостью больше не грешить. Так вот, если христианин согрешает пос­ ле омытия его грехов в Крещении и после вступления в через Крещение в среду бла­ годати, то ему остается только одно един­ ственное средство для своего очищения - таинство Покаяния. Сопоставляя Крещение с Покаянием , один церковный писатель говорит: «Хрис­ тос спасает неверующих, привлекая их к вере и даруя им благодать очищения че ­ рез Крещение, хотя бы они и совершили бесчисленное множество лютых грехов. Но и согрешающих верных, приходящих к Нему, Он спасет через исповедание и сокруше­ ние в грехах, слезы, милостыню и другие посильные добрые дела... В Покаянии про­ исходит наше очищение от новых прегре ­ шений. Этот великий дар дан нам потому, U А Яп ѵ\ D [Г С У [Г ІГ U А Р с — — - с . П ѵ\ что после Крещения нет иного благодат­ ного средства, кроме подвигов, трудов, слез, исповедания грехов и удаления от зла». Поэтому, по словам того же писате­ ля, «покаяние есть главное орудие спасе­ ния верных после Крещения. Оно есть вто­ рое Крещение, совершаемое через сми ­ ренное исповедание, посильное сокрушение и слезы». Предвестниками такого покаяния были мытари, грешники и блудницы, приходив­ шие ко Христу и прощенные Им. А с ними - и разбойник, который за исповедание и веру, выраженные в слове «помяни», спо ­ добился Царствия Небесного. И верхов ­ ный ученик Христа, плакавший «горько» после своего отречения от Него, помило­ ванный Христом и утвержденный в зва ­ нии апостола троекратным вопрошением: «Любишь ли Мя?» - и поставленный пас­ тырем Христовых «овец» (Ин. 21:15-17). Намерение и цель покаяния заключает­ ся в том, чтобы преподать совершенство человеческим душам, исправить жизнь, на­ править к добру, утвердить стоящих, вос­ становить падших, возвратить удаливших­ ся, поддержать колеблющихся и всем да­ ровать благо и спасение. Каяться весьма необходимо, как проповедовл об этом и Креститель, и Сам Владыка Христос, и Его ученики. Никто не должен лишать себя покаяния, так как все мы согрешили и согрешаем. Все должны каяться. Таинство Покаяния совер ­ шается при следующих усло­ виях, которые должен выпол­ нить кающийся: 1) испросить прощение, не­ обходимо примириться с ближ­ ними; 2) твердо веровать в то, что Спаситель наш Иисус Христос, пострадавший и умерший за нас, умертвил грех и саму смерть как следствие греха. Если мы простим ближних сво­ их, то и Он простит, помилует нас, ведь Он всем людям хо­ чет спасения; 3) искренне признать свою вину перед Господом и открыть, то есть назвать священнику вслух все свои грехи, имея при этом твердое намерение впредь не грешить; 4) получить прощение грехов через свя ­ щенника и принять возложенную епитимию. Простил ли Господь исповеданные нами грехи? Как убедиться в этом? Если исповеданы грехи с соблюдением указанных условий и, главное, с полным доверием к Господу, искренне, при твер ­ дом намерении больше не грешить, то у нас не будет по данному поводу никаких сомнений. «Принятое прощение ярко пе­ реживается. В прощении нет сомнений», - говорит архиепископ Иоанн Сан-Францис- ский (Шаховской). Часто приходится слышать, что кого-то мучают «старые грехи». Это может быть напоминанием о бывшей греховности (на­ пример, когда мы «зазнались» в чем-либо) или же обнаружением недостатка веры в совершившееся Божие прощение. Это мо­ жет быть и бесовским искушением. Напо­ минанием прежних грехов злой дух хочет заставить души бесплодно мучиться и ос ­ лабевать в святом стремлении к Богу. Та ­ кое «мучение» можно назвать духовной мнительностью. Она лишает душу цельнос­ ти, а происходит не от греха, а от мало­ верия. Епископ Симон Уважаемый владыка! Христа ради простите мою дерзость за вопрос, который меня озадачил. На днях мне попалось па глаза послание архиепископа Славепского иХерсон­ ского Никифора 1754 года, напечатанное в журна­ ле «Москва» за март 1993 года в разделе «Домаш­ няя церковь». Архиепископ высказывается против обливателыюго Крещения, доказывая неразум­ ность его ни основании Евангелия: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ ствие Божие». Архиепископ высказывается за трехкратное погружение в воду. Я с сыном крес­ тилась в Александро-Невской Лавре, но в воду нас не погружали, а обливали. Владыка, прошу разъяс­ нить этот вопрос. «Беда бывает, когда кто-либо умрет без Крещения или когда будет что-либо опу­ щено из преданного при совершении Крещения» (Святитель Василий Великий). Раба Божия Елена и раб Божий Апаіполий Общеустановленный в Православной Церк­ ви способ Крещения - через троекратное по­ гружение с произнесением необходимой мо­ литвенной формулы. В случае болезни крещаемого или же при особой необходимости срочно крестить допус­ кается замена погружения обливанием - очень широко употребляемым в настоящее время способом, хотя уже намного меньше, чем 10- 15 лет назад. Этот способ широко вошел в практику в известные времена гонения на Цер­ ковь. Причины были разные: мало храмов, запреты со стороны властей на должное для погружений оборудование храмов, преследо­ вание тех, кто крестился (нужно было побыс­ трее совершить Таинство) и др. Таким обра­ зом, практика Крещения через погружение была утрачена, и в течение десятков лет она не употреблялась. Люди привыкли к облива­ нию, ведь оно внешне практичнее, менее гро­ моздко. И сейчас отказаться полностью от обливательной практики Крещения не так лег­ ко. Для этого необходимо решить целый ряд сложных вопросов (оборудование крестилен, подготовленность людей и др.), что требует продолжительного времени. Относительно действительности и действен­ ности таинства Крещения, совершаемого сей­ час или совершенного раньше через облива­ ние, у вас, Антоний и Елена, (и у других людей тоже) не должно быть никакого сомне­ ния и беспокойства. Святой Василий Великий свои слова произнес, когда были крестильни, какими они должны быть для Крещения через погружение, и когда все люди были подготов­ лены к тому, чтобы креститься именно таким способом. Не случайно время святого Васи­ лия Великого называется «золотым веком» христианства, то есть идеальным. Мы пока «карабкаемся», чтобы выбраться из пропасти безбожия, и слава Богу, что, пребывая в той пропасти, не потеряли свою веру. Прошу Вас: ответьте. Я причащаюсь Святых Христовых Таин, а молитв очистительных после рождения ребенка и абортов не брала. Как мне быть, грешной? Очень жду ответа, прихожанка О. Относительно сделанных Вами абортов очи­ стительных молитв не существует. Вам нужно каяться, каяться, каяться - всю свою жизнь, подавать милостыню, делать пожертвования. Относительно молитвы очистительной пос­ ле рождения детей: Вам следует прийти в церковь и попросить батюшку, чтобы ее (мо­ литву эту) выполнить. На исповеди необходимо покаяться и в том, что Вы причащались без должной подготовки (без очищения на 40-й день после рождения детей).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz