Миссионерская православная газета. 2001 г. № 2. Февраль.
3 С Л О В О А Р Х И П А С Т Ы Р его деи- «падкос- Христианин, несмотря на то, что в таинстве Крещения пол ностью очищается от всех сво их грехов (и первородного, и личных), а в таинстве Миропо мазания, которое в Правосла вии совершается сразу же пос ле Крещения, благодатно укреп ляется для возрастания в жизни духовной, все-таки подвергает ся действию греха, ка к заразы, и сам согрешает. В этой ситуа ции нельзя ставить под сомне ние или умалять действенность уп ом я н у ты х с вя ты х Таи н с тв . Грех, наполняющий наш мир, действует на всех без исключе ния людей, а мы подвергаемся ствию в силу восприимчивости, ти» по отношении к нему нашей челове ческой природы. Но Господь всем людям хочет спасе ния. Очищения от греха требует и наше человеческое естество, нам свойственна эта потребность. «Покаяние» (по-гречески «метания») в узком смысле обозначает специальный акт (Таинство). В широком же смысле это пе ремена образа мыслей и настроения, со крушение о грехах с решимостью больше не грешить. Так вот, если христианин согрешает пос ле омытия его грехов в Крещении и после вступления в через Крещение в среду бла годати, то ему остается только одно един ственное средство для своего очищения - таинство Покаяния. Сопоставляя Крещение с Покаянием , один церковный писатель говорит: «Хрис тос спасает неверующих, привлекая их к вере и даруя им благодать очищения че рез Крещение, хотя бы они и совершили бесчисленное множество лютых грехов. Но и согрешающих верных, приходящих к Нему, Он спасет через исповедание и сокруше ние в грехах, слезы, милостыню и другие посильные добрые дела... В Покаянии про исходит наше очищение от новых прегре шений. Этот великий дар дан нам потому, U А Яп ѵ\ D [Г С У [Г ІГ U А Р с — — - с . П ѵ\ что после Крещения нет иного благодат ного средства, кроме подвигов, трудов, слез, исповедания грехов и удаления от зла». Поэтому, по словам того же писате ля, «покаяние есть главное орудие спасе ния верных после Крещения. Оно есть вто рое Крещение, совершаемое через сми ренное исповедание, посильное сокрушение и слезы». Предвестниками такого покаяния были мытари, грешники и блудницы, приходив шие ко Христу и прощенные Им. А с ними - и разбойник, который за исповедание и веру, выраженные в слове «помяни», спо добился Царствия Небесного. И верхов ный ученик Христа, плакавший «горько» после своего отречения от Него, помило ванный Христом и утвержденный в зва нии апостола троекратным вопрошением: «Любишь ли Мя?» - и поставленный пас тырем Христовых «овец» (Ин. 21:15-17). Намерение и цель покаяния заключает ся в том, чтобы преподать совершенство человеческим душам, исправить жизнь, на править к добру, утвердить стоящих, вос становить падших, возвратить удаливших ся, поддержать колеблющихся и всем да ровать благо и спасение. Каяться весьма необходимо, как проповедовл об этом и Креститель, и Сам Владыка Христос, и Его ученики. Никто не должен лишать себя покаяния, так как все мы согрешили и согрешаем. Все должны каяться. Таинство Покаяния совер шается при следующих усло виях, которые должен выпол нить кающийся: 1) испросить прощение, не обходимо примириться с ближ ними; 2) твердо веровать в то, что Спаситель наш Иисус Христос, пострадавший и умерший за нас, умертвил грех и саму смерть как следствие греха. Если мы простим ближних сво их, то и Он простит, помилует нас, ведь Он всем людям хо чет спасения; 3) искренне признать свою вину перед Господом и открыть, то есть назвать священнику вслух все свои грехи, имея при этом твердое намерение впредь не грешить; 4) получить прощение грехов через свя щенника и принять возложенную епитимию. Простил ли Господь исповеданные нами грехи? Как убедиться в этом? Если исповеданы грехи с соблюдением указанных условий и, главное, с полным доверием к Господу, искренне, при твер дом намерении больше не грешить, то у нас не будет по данному поводу никаких сомнений. «Принятое прощение ярко пе реживается. В прощении нет сомнений», - говорит архиепископ Иоанн Сан-Францис- ский (Шаховской). Часто приходится слышать, что кого-то мучают «старые грехи». Это может быть напоминанием о бывшей греховности (на пример, когда мы «зазнались» в чем-либо) или же обнаружением недостатка веры в совершившееся Божие прощение. Это мо жет быть и бесовским искушением. Напо минанием прежних грехов злой дух хочет заставить души бесплодно мучиться и ос лабевать в святом стремлении к Богу. Та кое «мучение» можно назвать духовной мнительностью. Она лишает душу цельнос ти, а происходит не от греха, а от мало верия. Епископ Симон Уважаемый владыка! Христа ради простите мою дерзость за вопрос, который меня озадачил. На днях мне попалось па глаза послание архиепископа Славепского иХерсон ского Никифора 1754 года, напечатанное в журна ле «Москва» за март 1993 года в разделе «Домаш няя церковь». Архиепископ высказывается против обливателыюго Крещения, доказывая неразум ность его ни основании Евангелия: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар ствие Божие». Архиепископ высказывается за трехкратное погружение в воду. Я с сыном крес тилась в Александро-Невской Лавре, но в воду нас не погружали, а обливали. Владыка, прошу разъяс нить этот вопрос. «Беда бывает, когда кто-либо умрет без Крещения или когда будет что-либо опу щено из преданного при совершении Крещения» (Святитель Василий Великий). Раба Божия Елена и раб Божий Апаіполий Общеустановленный в Православной Церк ви способ Крещения - через троекратное по гружение с произнесением необходимой мо литвенной формулы. В случае болезни крещаемого или же при особой необходимости срочно крестить допус кается замена погружения обливанием - очень широко употребляемым в настоящее время способом, хотя уже намного меньше, чем 10- 15 лет назад. Этот способ широко вошел в практику в известные времена гонения на Цер ковь. Причины были разные: мало храмов, запреты со стороны властей на должное для погружений оборудование храмов, преследо вание тех, кто крестился (нужно было побыс трее совершить Таинство) и др. Таким обра зом, практика Крещения через погружение была утрачена, и в течение десятков лет она не употреблялась. Люди привыкли к облива нию, ведь оно внешне практичнее, менее гро моздко. И сейчас отказаться полностью от обливательной практики Крещения не так лег ко. Для этого необходимо решить целый ряд сложных вопросов (оборудование крестилен, подготовленность людей и др.), что требует продолжительного времени. Относительно действительности и действен ности таинства Крещения, совершаемого сей час или совершенного раньше через облива ние, у вас, Антоний и Елена, (и у других людей тоже) не должно быть никакого сомне ния и беспокойства. Святой Василий Великий свои слова произнес, когда были крестильни, какими они должны быть для Крещения через погружение, и когда все люди были подготов лены к тому, чтобы креститься именно таким способом. Не случайно время святого Васи лия Великого называется «золотым веком» христианства, то есть идеальным. Мы пока «карабкаемся», чтобы выбраться из пропасти безбожия, и слава Богу, что, пребывая в той пропасти, не потеряли свою веру. Прошу Вас: ответьте. Я причащаюсь Святых Христовых Таин, а молитв очистительных после рождения ребенка и абортов не брала. Как мне быть, грешной? Очень жду ответа, прихожанка О. Относительно сделанных Вами абортов очи стительных молитв не существует. Вам нужно каяться, каяться, каяться - всю свою жизнь, подавать милостыню, делать пожертвования. Относительно молитвы очистительной пос ле рождения детей: Вам следует прийти в церковь и попросить батюшку, чтобы ее (мо литву эту) выполнить. На исповеди необходимо покаяться и в том, что Вы причащались без должной подготовки (без очищения на 40-й день после рождения детей).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz