Миссионерская православная газета. 2001 г. № 2. Февраль.

издание мурманской и Мончегорской епАРХии московского патриархата По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА о __________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ ... __________ ____________________________ _ номер 2, год 2001, февраль МИООИОЫѲРОКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗвТА ■ ■(> ДВ ИГ ЛЕ Г КИМ НЕ БЫВАЕТ «Придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни» (Евангелие от Луки, 6:35). 26 февраля начинается Великий пост, са­ мый длинный и самый строгий. Очень часто в преддверии поста верующие люди подходят к священниками, чтобы в частном порядке по­ лучить благословение на пост и через это духовно укрепиться на предстоящий подвиг. Но нередко священник бывает поставлен в затруднительное положение, когда к нему под­ ходят, например, с такими словами: «Батюш­ ка, благословите на молочко». А некоторые дерзают просить благословение и на мясо. Есть такие «христиане», которые считают, что после восьмидесяти лет можно не поститься (мол, все страсти побеждены, плоть незачем смирять). Часто люди самовольно нарушают пост, ссылаясь на болезнь, не советуясь о степени строгости поста со священником. Но если учесть, что в наше время нет людей абсолютно здоровых, то в таком случае мож­ но никому не поститься? Попробуем ответить на этот вопрос. Когда Господь исцелил бесноватого отрока, Он сказал Своим ученикам весьма знамена­ тельные слова: «Сей же род (то есть бесовс­ кий - ред.) изгоняется только молитвою и по­ стом». Это потому, что истинной веры не может быть без подвигов молитвы и поста. Истинная вера порождает молитву и пост, которые, в свою очередь, содействуют еще большему ук­ реплению веры. Поэтому наши богослужебные песнопения восхваляют молитву и пост как обоюдоострое оружие против бесов и страс­ тей. «Постника и молитвенника издали чуют бесы, - говорит святитель Феофан Затворник, - и бежат от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно». Пост - это подвиг, а подвиг никогда не бывает легким. Самое главное здесь - не на­ деяться на свои силы, а просить в молитве благодатной помощи у Бога, и тогда Господь укрепит нас на этом спасительном пути поста. Начальный пост - это пост телесный. Смирим тело, умерим свои неограниченные потребно­ сти - легче будет смириться и душе. Святой Иоанн Кронштадтский писал: «Телесный пост установлен для того, чтобы было легче по­ ститься душою». Некоторые отказываются от те/ІЬсного по­ ста из-за боязни ослабить свое здоровье, про­ являя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно пи­ тать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и поддержания «упитанно­ сти» тела. И как часто именно эти люди стра­ дают всякими заболеваниями и расстройства­ ми внутренних органов. Несоблюдение поста стало в наше время жуткой эпидемией. Часто современные люди, не имея узды поста, не имея этой духовной тренировки над собой, духовно раскисают, начинают идти по воле своих похотений и так скатываются до самых низов греха. Не надо жалеть себя, свою плоть, не надо брать благословение на мясо, на молоко, ис­ кушая при этом священнослужителей, - одним словом, не надо духовно расслабляться, а лучше всего подчиниться Церкви, которая дает нам только такие правила, которые для нас полез­ ны. Когда создавались церковные установления о посте, то, конечно же, учитывалось, что во все времена в Церкви будут и дети, и стари­ ки, и болящие, и немощные, и кормящие жен­ щины. Об этом мы можем прочитать в «Книге правил святых апостол, святых соборов, все­ ленских и поместных, и святых отец», в Типи­ коне, в Номоканоне. Приведем некоторые из них. «Рождшая в великую (Страстную - ред.) седмицу ест масло (елей - ред.) и вино пиет, по 8 правилу святителя Тимофея» (Номока­ нон, 65). «Должно разрешати больному принимати пищу и питие, смотря по тому, что может он понести. Ибо совсем истощенному употребля- ти елей есть дело правое и в Великий пост» (Канонические ответы святителя Тимофея, епископа Александрийского, 10). Тот, кто просит благословения на несоблю­ дение поста, должен знать, что священникам дана власть только разрешать кающихся во грехах, но не дано власти разрешать на пре­ ступление правил церковных. Епископ Афана­ сий Сахаров (1887 - 1962 г.г.), недавно при­ численный к лику святых как священноиспо- ведник, в своей книге «О поминовении усоп­ ших по Уставу Православной Церкви» пишет о том, что «на замену правил поста каким- либо легким подвигом православному христи­ анину не может дать разрешения ни священ­ ник, ни епископ». В правилах церковных нет другого разре­ шения для больных, как только на постное масло и виноградное вино во дни строгого поста, когда это здоровым воспрещается (на­ пример, на первой и Страстной седмицах и в другие указанные Уставом дни). В крайнем же случае дается разрешение на рыбу, но не на мясо. Так говорит об этом патриарх Анти­ охийский Феодор Вальсамон (XI век), называ­ емый современниками «светилом правоведе­ ния»: «Если какой верный не постится во святую четыредесятницу перед Пасхою и во всякую среду и пяток, то, если он клирик, должен подлежать извержению; а если миря­ нин, должен подлежать отлучению. Исключи мне болящих. Ибо если они разрешают на рыбу, будут удостоены снисхождения. На мясо же никто не должен разрешать ни в какую среду и пяток, кроме пасхальных и других, в которые разрешается, хотя бы находился на последнем издыхании... А когда слышишь о разрешении, не говори, что это разрешение на мясо, ибо вкушать мясо в великую четыре­ десятницу не должно быть дозволяемо нико­ му, хотя бы находился при последнем издыха­ нии. Мы знаем, что в разные времена об этом были вопросы на соборах, но разреше­ ния не дано» (Толкование на 69 правило свя­ тых апостолов). История Церкви знает многих святых, кото­ рые страдали телесными недугами, однако очень внимательно относились к посту. На Святой горе Афон в прошлом веке жил старец, который тяжелыми трудами, подвига­ ми в сыром климате подорвал свое здоровье. Вызванный к нему врач констатировал серь­ езную стадию туберкулеза и сказал, что жить старцу осталось очень немного. Доктор про­ писал мясной бульон, сказал, что этим боль­ ной может облегчить свое состояние, а о выздоровлении не может быть и речи. К ве­ черу в келью старца пришли другие иноки и спросили, будет ли он поступать так, как ска­ зал врач. Старец ответил: «Нет!» И после этого он не только не ослабил своего поста, но еще стро­ же стал поститься. Через некоторое время старец полностью исцелился. Врач был удив­ лен: «Это настоящее чудо». А что вызвало это чудо? Горячая вера и упование на Про­ мысел Божий. (окончание на 2 странице)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz