Миссионерская православная газета. 2001 г. № 2. Февраль.
издание мурманской и Мончегорской епАРХии московского патриархата По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона ПРАВОСЛАВНАЯ ГА36ТА о __________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ ... __________ ____________________________ _ номер 2, год 2001, февраль МИООИОЫѲРОКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗвТА ■ ■(> ДВ ИГ ЛЕ Г КИМ НЕ БЫВАЕТ «Придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни» (Евангелие от Луки, 6:35). 26 февраля начинается Великий пост, са мый длинный и самый строгий. Очень часто в преддверии поста верующие люди подходят к священниками, чтобы в частном порядке по лучить благословение на пост и через это духовно укрепиться на предстоящий подвиг. Но нередко священник бывает поставлен в затруднительное положение, когда к нему под ходят, например, с такими словами: «Батюш ка, благословите на молочко». А некоторые дерзают просить благословение и на мясо. Есть такие «христиане», которые считают, что после восьмидесяти лет можно не поститься (мол, все страсти побеждены, плоть незачем смирять). Часто люди самовольно нарушают пост, ссылаясь на болезнь, не советуясь о степени строгости поста со священником. Но если учесть, что в наше время нет людей абсолютно здоровых, то в таком случае мож но никому не поститься? Попробуем ответить на этот вопрос. Когда Господь исцелил бесноватого отрока, Он сказал Своим ученикам весьма знамена тельные слова: «Сей же род (то есть бесовс кий - ред.) изгоняется только молитвою и по стом». Это потому, что истинной веры не может быть без подвигов молитвы и поста. Истинная вера порождает молитву и пост, которые, в свою очередь, содействуют еще большему ук реплению веры. Поэтому наши богослужебные песнопения восхваляют молитву и пост как обоюдоострое оружие против бесов и страс тей. «Постника и молитвенника издали чуют бесы, - говорит святитель Феофан Затворник, - и бежат от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно». Пост - это подвиг, а подвиг никогда не бывает легким. Самое главное здесь - не на деяться на свои силы, а просить в молитве благодатной помощи у Бога, и тогда Господь укрепит нас на этом спасительном пути поста. Начальный пост - это пост телесный. Смирим тело, умерим свои неограниченные потребно сти - легче будет смириться и душе. Святой Иоанн Кронштадтский писал: «Телесный пост установлен для того, чтобы было легче по ститься душою». Некоторые отказываются от те/ІЬсного по ста из-за боязни ослабить свое здоровье, про являя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно пи тать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и поддержания «упитанно сти» тела. И как часто именно эти люди стра дают всякими заболеваниями и расстройства ми внутренних органов. Несоблюдение поста стало в наше время жуткой эпидемией. Часто современные люди, не имея узды поста, не имея этой духовной тренировки над собой, духовно раскисают, начинают идти по воле своих похотений и так скатываются до самых низов греха. Не надо жалеть себя, свою плоть, не надо брать благословение на мясо, на молоко, ис кушая при этом священнослужителей, - одним словом, не надо духовно расслабляться, а лучше всего подчиниться Церкви, которая дает нам только такие правила, которые для нас полез ны. Когда создавались церковные установления о посте, то, конечно же, учитывалось, что во все времена в Церкви будут и дети, и стари ки, и болящие, и немощные, и кормящие жен щины. Об этом мы можем прочитать в «Книге правил святых апостол, святых соборов, все ленских и поместных, и святых отец», в Типи коне, в Номоканоне. Приведем некоторые из них. «Рождшая в великую (Страстную - ред.) седмицу ест масло (елей - ред.) и вино пиет, по 8 правилу святителя Тимофея» (Номока нон, 65). «Должно разрешати больному принимати пищу и питие, смотря по тому, что может он понести. Ибо совсем истощенному употребля- ти елей есть дело правое и в Великий пост» (Канонические ответы святителя Тимофея, епископа Александрийского, 10). Тот, кто просит благословения на несоблю дение поста, должен знать, что священникам дана власть только разрешать кающихся во грехах, но не дано власти разрешать на пре ступление правил церковных. Епископ Афана сий Сахаров (1887 - 1962 г.г.), недавно при численный к лику святых как священноиспо- ведник, в своей книге «О поминовении усоп ших по Уставу Православной Церкви» пишет о том, что «на замену правил поста каким- либо легким подвигом православному христи анину не может дать разрешения ни священ ник, ни епископ». В правилах церковных нет другого разре шения для больных, как только на постное масло и виноградное вино во дни строгого поста, когда это здоровым воспрещается (на пример, на первой и Страстной седмицах и в другие указанные Уставом дни). В крайнем же случае дается разрешение на рыбу, но не на мясо. Так говорит об этом патриарх Анти охийский Феодор Вальсамон (XI век), называ емый современниками «светилом правоведе ния»: «Если какой верный не постится во святую четыредесятницу перед Пасхою и во всякую среду и пяток, то, если он клирик, должен подлежать извержению; а если миря нин, должен подлежать отлучению. Исключи мне болящих. Ибо если они разрешают на рыбу, будут удостоены снисхождения. На мясо же никто не должен разрешать ни в какую среду и пяток, кроме пасхальных и других, в которые разрешается, хотя бы находился на последнем издыхании... А когда слышишь о разрешении, не говори, что это разрешение на мясо, ибо вкушать мясо в великую четыре десятницу не должно быть дозволяемо нико му, хотя бы находился при последнем издыха нии. Мы знаем, что в разные времена об этом были вопросы на соборах, но разреше ния не дано» (Толкование на 69 правило свя тых апостолов). История Церкви знает многих святых, кото рые страдали телесными недугами, однако очень внимательно относились к посту. На Святой горе Афон в прошлом веке жил старец, который тяжелыми трудами, подвига ми в сыром климате подорвал свое здоровье. Вызванный к нему врач констатировал серь езную стадию туберкулеза и сказал, что жить старцу осталось очень немного. Доктор про писал мясной бульон, сказал, что этим боль ной может облегчить свое состояние, а о выздоровлении не может быть и речи. К ве черу в келью старца пришли другие иноки и спросили, будет ли он поступать так, как ска зал врач. Старец ответил: «Нет!» И после этого он не только не ослабил своего поста, но еще стро же стал поститься. Через некоторое время старец полностью исцелился. Врач был удив лен: «Это настоящее чудо». А что вызвало это чудо? Горячая вера и упование на Про мысел Божий. (окончание на 2 странице)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz