Миссионерская православная газета. 2001 г. № 11. Ноябрь.
По благословению Преосвященнейшего Епископа Мурманского и Мончегорского Симона ПРШШ® МИОСИОНбРОКДЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗвТЛ номер 11, год 2001, ноябрь НА ПУТИ Г РШДЕСТБУ \РІ^СТ€БУ 28 ноября начинается Рождественский, или Филиппов, пост, который продлится до Рожде ства Христова. Известный литургист Симеон, епископ Солунский (ХІѴ-ХѴ века), пишет, что этот пост учрежден по древнему преданию (в V веке христиане уже знали его). Установлен пост перед Рождеством Хрис товым в воспоминание того, как Сын Божий, по неизреченному Своему милосердию к че ловеческому роду, благоволил стать челове ком, избавить нас от работы диаволу, прими рить с Небесным Отцом и даровать нам сво им пришествием всё спасительное. В память этих благодеяний Божиих Церковь издревле заповедала чадам своим перед Рождеством Христовым, как и в другие посты, поститься и причащаться Пречистого Тела и Крови Хрис товой. Этот пост имеет особенную мысль. Он про должается сорок дней, как и пост пророка Моисея, который, постившись сорок дней и ночей, получил Закон Божий, начертанный на каменных скрижалях. Так же и мы, постясь сорок дней, приемлем Живое Слово, не на скрижалях каменных написанное, но родив шееся и воплотившееся от Пресвятой Девы, и приобщаемся Его Божественной Плоти. Праздник Рождества Христова не без ос- обходимость молитвы для спасения души при знается всеми христианами, обязательность применения второго оружия - поста - часто или вообще не признается, или бывает недо статочно осознана. Это одна из последних побед диавола над многими из современных христиан. В прежнее, еще недалекое время испове дание Христа было связано с исполнением всех установлений Церкви. Поэтому в быту старой русской семьи мы видим строгое ис полнение постных дней (среда и пятница) и установленных Церковью четырех постов. В наши дни многие, даже и верующие, но маловоцерковленные и совсем невоцерков- 0 посте Пост — добродетелей главизна, Источник радостей святых, Свирель подвижников-аскетов. Он — отражатель злых наветов, Хранитель девственных обетов, Желанный друг благих советов. Он — путь к Трисолнечной Отчизне, Податель мыслей неземных! Игумен Роман (Загребнев) нования в старопечат ных богослужебных кни гах именуется Пасхой. По своему значению (не было бы Рождества Хри стова, не было бы и Воскресения) и по тор жественности праздно вания он сильно выде ляется из ряда других великих праздников. По тому готовит нас к нему Святая Церковь длитель ным постом, как перед Пасхой. В чем смысл поста? Мы постимся не пото му, что Богу приятно, когда Его рабы не едят, ибо диавол вообще ни когда не ест. Нельзя также сказать, что хри стиане постятся, чтобы подвергнуть себя стра даниям, ибо Богу не приносят радости тяго ты Его людей. Они по стятся и не для того, чтобы голодом искупить свои гре хи. Такое понимание поста во обще нельзя найти ни в Писа нии, ни в учениях святых, ут верждающих, что только распятие Христово есть искупление чело веческих грехов и что спасение - это дар Божий, не заслужива емый никакими «делами чело веческими» (Рим. 5,15-17). Следовательно, христиане дол жны поститься единственно для того, чтобы избавиться от плотс ких страстей и более действен но служить Богу. Пост без стрем ления к добродетели - пустая тра та сил. Господь указал нам два вида оружия в борьбе с врагом нашего спасения: «Сей же род изгоняется только молитвою и по стом» (Мф. 17, 21). Но если не- ленные люди заражены протестантскими взгля дами на пост, то есть произвольно разреша ют себе не соблюдать посты, считая при этом себя православными. Обычно аргументация в таких случаях: «Я не придаю этому значе ния». Или: «Я раб^'аю на тяжелой работе - какие уж тут пос-.ы, да и продукты сейчас не те, чтобы поститься». Как будто раньше никто из постящихся не работал. Не довелось, зна чит, еще тем, кто так рассуждает, испытать, как Господь посылает силы исполнить невоз можные, казалось бы (по возрасту или немо щи), труды за смиренное следование установ лениям Церкви. Вот именно, смиренное. Как раз смирения-то и нет в этих и подобных им аргументах против поста, который через сми ренное исполнение его (без своевольных оп ределений!) содействует господству в христи анине духовно-нравственных стремлений над чувственными, телесными. (окончание на 2 странице)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz