Миссионерская православная газета. 2001 г. № 11. Ноябрь.
4 РУБИ ТЬ НАДО КОРНИ А НЕ ЛИ С Т ЬЯ Едва ли не за каждым Богослужением воз носятся в наших православных храмах мо литвы за одержимых недугом пьянства, слу жатся молебны и акафисты. И, по немалому числу верных свидетельств, не остаются тщетны в своём уповании матери, жёны, дети, взыва ющие ко Господу об исцелении дорогих им людей. Но вот в последнее десятилетие новый для России змий - наркомания - требует в жертву души наших детей и близких. И если за про шедшие века люди приобрели духовный опыт борьбы со страстью винопития, то пути исце ления от наркомании для многих остаются неизвестны. Что же делать человеку, попавшему в эти дьявольские сети? С этим вопросом я обра тился к руководителю миссионерского отдела Мурманской и Мончегорской епархии иерею Андрею Амелину. Цель предстоящей беседы стояла, конечно же, шире. Ведь это бедствие приобретает в последнее время всё более широкие масштабы. По данным Минздрава Российской Федерации, свыше 60 процентов наркоманов - молодёжь в возрасте от 15 до 20 лет. - До 90-х годов, - поясняет отец Андрей, - в нашей стране не было такой острой пробле мы, потому что так называемый «железный занавес» не допускал проникновения к нам отбросов западной идеологии. Многое в тог дашнем советском обществе держалось на запретах. Но вот «железный занавес» рухнул, и негативная зарубежная информация лави ной хлынула в Россию. И наши люди, проведшие десятилетия в бездуховности, к сожалению, стали, подобно губке, впитывать то, что западная цивилиза ция давно из себя извергла. США, к примеру, тратят сегодня миллиарды долларов, чтобы воспитать в своих гражданах целомудрие. А разврат, собственно, и порождает в человеке желание заполнить хоть чем-то образовавшу юся духовную пустоту. В нашей стране сей час классическую художественную литерату ру мало кто читает, вероятно, потому, что она заставляет напрягать ум, думать. А со временному человеку думать не особо хочет ся. Проще обратиться к таким суррогатам, как эротические романы, «крутые» детектив- чики, пойти на дискотеку или провести всё свободное время у телевизора, где в основ ном пропагандируется культ насилия, развра та и жестокости. Всё это вкупе с социальной необустроенностью порождает в человеке желание «потопить» свои проблемы в вине, в наркотике. Пьянство в какой-то степени тоже наркотическая зависимость. Разница, пожа луй, лишь в том, что алкоголику несколько легче совладать с собой, обратиться ко Хри сту и встать на путь исправления. В нарко мане же через сравнительно короткое время растворяется личность, воля сводится к нулю, что делает его зависимым не только от само го наркотика, но и от тех, кто это зелье рас пространяет. Таким образом, он становится потенциальным преступником, потому что, во- первых, тоже начинает привлекать к этому людей. Во-вторых, когда ему не хватает денег на очередную дозу, он способен посягнуть на жизнь человека, предать даже родную мать. Ложь становится его вторым естеством. А отец лжи - дьявол. Словом, можно признать, что наркомания - ещё более тяжкий грех, нежели алкоголизм. - Многие наркоманы хотели бы вырваться из этих пут, но не знают, как покончить с этой бесовской зависимостью... И некоторые от безысходности кончают с собой. - Вообще, враг рода человеческого очень радуется, когда люди заканчивают жизнь са моубийством. Собственно, это и есть одна из целей тёмных сил. Демоны обладают большой информацией о человеческой жизни, соответ ственно, и большим опытом низведения чело веческой души в ад. Их голоса слышат и ал коголики, и наркоманы, и даже физически здоровые люди. И задача бесовских сил - ввести человека в такое состояние, в кото ром он потеряет всякую надежду на что-либо светлое и доброе. Это, к примеру, состояние отчаяния, безысходности, находясь в котором ослабший духовно человек порой накладыва ет на себя руки. Чтобы избежать этого, сле дует непрестанно работать над собой в д у ховном плане. Ведь наша душа так же, как и тело, нуждается в пище, только в духовной. - Однако и среди православных христиан встречаются люди, попавшие в наркотичес кую зависимость, не готовые дать исполнен ный духовной силы ответ на вызов греха. - Здесь, пожалуй, следует разделить поня тие «православный христианин» на «церков ный человек» и «нецерковный». Православ ный, истинно верующий человек вряд ли ста нет принимать наркотики. Да и детей своих воспитает так , что те к наркотику не притро нутся. А крещёных сегодня очень много, но не все являются христианами в подлинном смысле этого слова. Можно, конечно, говорить о пос ледних временах с их оскудением веры, ког да противостояние добра и зла обостряется до предела, и это будет верно. Но всё же главная причина в нас самих. Поколение за поколением мы привыкли жить теплохладно, двойственно, забывая один из главных прин ципов христианской аскетики: «Время это есть время борьбы». И иного пути, по слову апос тола, нет: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». (Ин. 1, 5) что противник ваш диавол ходит, как рыкаю щий лев, ища, кого поглотить» (Петр. 5, 8). Но если же наша жизнь во Христе сводится к ставшему обыденным хождению в храм, ме ханическому прочтению молитв, если день наш протекает вне Христа, то стоит ли удивляться, что мы, не привыкшие к постоянной борьбе с грехом, не знаем не только, как помочь сво им близким, но и себе самим в борьбе со страстью. А ведь люди крещёные, но нецер ковные ещё больше подвержены бесовским нападкам, нежели некрещёные. И им гораздо легче пасть. Но в то же время, осознав глу бину своего падения, легче и подняться. Благодать Божия изливается на весь мир, на каждого человека в равной степени. Другое дело, что многие люди по своим грехам не способны пользоваться этой благодатью. И, отвернувшись от божественного света, они уходят во тьму, причём сами, добровольно. И так же добровольно обрекают себя на стра дания, проблемы, одна из которых - наркома ния. Однако надо помнить, что Милостивый Гос- подь никому не желает погибнуть. И Церковь, как Невеста Христова, имеет великие благо датные силы для помощи погибающим. Изве стно, сколь сильна церковная соборная мо литва, сколь многих вернула к покаянной жизни слёзная молитва матерей и жён. Поэтому не будем забывать, что спасение - это встреча воли Божией (всегда благой) и воли челове ческой. - Отец Андрей, насколько эффективны, на ваш взгляд, различные «марафоны», прово димые светскими организациями в так назы ваемые «декады SOS»? - Чтобы погубить сорняк, надо вырубить корень. Если же будем срубать только листья или стебель, через короткое время сорняк вырастет вновь. Так вот, подобные мероприятия суть сру бание листьев. Корень же зла кроется в сер дце человеческом. А искоренить зло можно лишь в Церкви Христовой. Да, медики помо гут телу. Его подлечат, снимут ломку, почис тят. Но кто поможет измученной, израненной душе? У наркоманов есть пословица: «Опиум умеет ждать». Следовательно, если человек не при обретёт в себе мощного духовного стержня, то через какое-то время снова возьмётся за шприц и погибнет. - Не так давно в Мурманске на Копытова, 25а, открылась клиника «Панацея», где про ходят реабилитацию наркозависимые, а так же страдающие алкоголизмом и токсикомани ей. Известно, что наша епархия взаимодей ствует с этим наркологическим центром. - Да, это действительно так. Для реабили тации больных специалисты клиники приме няют программу «12 шагов», которая направ лена на полный отказ человека от любых наркотиков и алкоголя, на изменение его от ношений с окружающим миром и духовный рост. В общепринятой программе, разрабо танной ещё в 50-х годах в Америке, только упоминается религия и некоторые законы те ологии. Отличие же применяемой в «Пана цее» программы заключается в том, что «шаги» (т. е. этапы) связаны непосредственно с Пра вославием. И священники нашей епархии уже работают с пациентами клиники, ознакамли-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz