Миссионерская православная газета. 2001 г. № 11. Ноябрь.

4 РУБИ ТЬ НАДО КОРНИ А НЕ ЛИ С Т ЬЯ Едва ли не за каждым Богослужением воз­ носятся в наших православных храмах мо­ литвы за одержимых недугом пьянства, слу­ жатся молебны и акафисты. И, по немалому числу верных свидетельств, не остаются тщетны в своём уповании матери, жёны, дети, взыва­ ющие ко Господу об исцелении дорогих им людей. Но вот в последнее десятилетие новый для России змий - наркомания - требует в жертву души наших детей и близких. И если за про­ шедшие века люди приобрели духовный опыт борьбы со страстью винопития, то пути исце­ ления от наркомании для многих остаются неизвестны. Что же делать человеку, попавшему в эти дьявольские сети? С этим вопросом я обра­ тился к руководителю миссионерского отдела Мурманской и Мончегорской епархии иерею Андрею Амелину. Цель предстоящей беседы стояла, конечно же, шире. Ведь это бедствие приобретает в последнее время всё более широкие масштабы. По данным Минздрава Российской Федерации, свыше 60 процентов наркоманов - молодёжь в возрасте от 15 до 20 лет. - До 90-х годов, - поясняет отец Андрей, - в нашей стране не было такой острой пробле­ мы, потому что так называемый «железный занавес» не допускал проникновения к нам отбросов западной идеологии. Многое в тог­ дашнем советском обществе держалось на запретах. Но вот «железный занавес» рухнул, и негативная зарубежная информация лави­ ной хлынула в Россию. И наши люди, проведшие десятилетия в бездуховности, к сожалению, стали, подобно губке, впитывать то, что западная цивилиза­ ция давно из себя извергла. США, к примеру, тратят сегодня миллиарды долларов, чтобы воспитать в своих гражданах целомудрие. А разврат, собственно, и порождает в человеке желание заполнить хоть чем-то образовавшу­ юся духовную пустоту. В нашей стране сей­ час классическую художественную литерату­ ру мало кто читает, вероятно, потому, что она заставляет напрягать ум, думать. А со­ временному человеку думать не особо хочет­ ся. Проще обратиться к таким суррогатам, как эротические романы, «крутые» детектив- чики, пойти на дискотеку или провести всё свободное время у телевизора, где в основ­ ном пропагандируется культ насилия, развра­ та и жестокости. Всё это вкупе с социальной необустроенностью порождает в человеке желание «потопить» свои проблемы в вине, в наркотике. Пьянство в какой-то степени тоже наркотическая зависимость. Разница, пожа­ луй, лишь в том, что алкоголику несколько легче совладать с собой, обратиться ко Хри­ сту и встать на путь исправления. В нарко­ мане же через сравнительно короткое время растворяется личность, воля сводится к нулю, что делает его зависимым не только от само­ го наркотика, но и от тех, кто это зелье рас­ пространяет. Таким образом, он становится потенциальным преступником, потому что, во- первых, тоже начинает привлекать к этому людей. Во-вторых, когда ему не хватает денег на очередную дозу, он способен посягнуть на жизнь человека, предать даже родную мать. Ложь становится его вторым естеством. А отец лжи - дьявол. Словом, можно признать, что наркомания - ещё более тяжкий грех, нежели алкоголизм. - Многие наркоманы хотели бы вырваться из этих пут, но не знают, как покончить с этой бесовской зависимостью... И некоторые от безысходности кончают с собой. - Вообще, враг рода человеческого очень радуется, когда люди заканчивают жизнь са­ моубийством. Собственно, это и есть одна из целей тёмных сил. Демоны обладают большой информацией о человеческой жизни, соответ­ ственно, и большим опытом низведения чело­ веческой души в ад. Их голоса слышат и ал­ коголики, и наркоманы, и даже физически здоровые люди. И задача бесовских сил - ввести человека в такое состояние, в кото­ ром он потеряет всякую надежду на что-либо светлое и доброе. Это, к примеру, состояние отчаяния, безысходности, находясь в котором ослабший духовно человек порой накладыва­ ет на себя руки. Чтобы избежать этого, сле­ дует непрестанно работать над собой в д у ­ ховном плане. Ведь наша душа так же, как и тело, нуждается в пище, только в духовной. - Однако и среди православных христиан встречаются люди, попавшие в наркотичес­ кую зависимость, не готовые дать исполнен­ ный духовной силы ответ на вызов греха. - Здесь, пожалуй, следует разделить поня­ тие «православный христианин» на «церков­ ный человек» и «нецерковный». Православ­ ный, истинно верующий человек вряд ли ста­ нет принимать наркотики. Да и детей своих воспитает так , что те к наркотику не притро­ нутся. А крещёных сегодня очень много, но не все являются христианами в подлинном смысле этого слова. Можно, конечно, говорить о пос­ ледних временах с их оскудением веры, ког­ да противостояние добра и зла обостряется до предела, и это будет верно. Но всё же главная причина в нас самих. Поколение за поколением мы привыкли жить теплохладно, двойственно, забывая один из главных прин­ ципов христианской аскетики: «Время это есть время борьбы». И иного пути, по слову апос­ тола, нет: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». (Ин. 1, 5) что противник ваш диавол ходит, как рыкаю­ щий лев, ища, кого поглотить» (Петр. 5, 8). Но если же наша жизнь во Христе сводится к ставшему обыденным хождению в храм, ме­ ханическому прочтению молитв, если день наш протекает вне Христа, то стоит ли удивляться, что мы, не привыкшие к постоянной борьбе с грехом, не знаем не только, как помочь сво­ им близким, но и себе самим в борьбе со страстью. А ведь люди крещёные, но нецер­ ковные ещё больше подвержены бесовским нападкам, нежели некрещёные. И им гораздо легче пасть. Но в то же время, осознав глу­ бину своего падения, легче и подняться. Благодать Божия изливается на весь мир, на каждого человека в равной степени. Другое дело, что многие люди по своим грехам не способны пользоваться этой благодатью. И, отвернувшись от божественного света, они уходят во тьму, причём сами, добровольно. И так же добровольно обрекают себя на стра­ дания, проблемы, одна из которых - наркома­ ния. Однако надо помнить, что Милостивый Гос- подь никому не желает погибнуть. И Церковь, как Невеста Христова, имеет великие благо­ датные силы для помощи погибающим. Изве­ стно, сколь сильна церковная соборная мо­ литва, сколь многих вернула к покаянной жизни слёзная молитва матерей и жён. Поэтому не будем забывать, что спасение - это встреча воли Божией (всегда благой) и воли челове­ ческой. - Отец Андрей, насколько эффективны, на ваш взгляд, различные «марафоны», прово­ димые светскими организациями в так назы­ ваемые «декады SOS»? - Чтобы погубить сорняк, надо вырубить корень. Если же будем срубать только листья или стебель, через короткое время сорняк вырастет вновь. Так вот, подобные мероприятия суть сру­ бание листьев. Корень же зла кроется в сер­ дце человеческом. А искоренить зло можно лишь в Церкви Христовой. Да, медики помо­ гут телу. Его подлечат, снимут ломку, почис­ тят. Но кто поможет измученной, израненной душе? У наркоманов есть пословица: «Опиум умеет ждать». Следовательно, если человек не при­ обретёт в себе мощного духовного стержня, то через какое-то время снова возьмётся за шприц и погибнет. - Не так давно в Мурманске на Копытова, 25а, открылась клиника «Панацея», где про­ ходят реабилитацию наркозависимые, а так­ же страдающие алкоголизмом и токсикомани­ ей. Известно, что наша епархия взаимодей­ ствует с этим наркологическим центром. - Да, это действительно так. Для реабили­ тации больных специалисты клиники приме­ няют программу «12 шагов», которая направ­ лена на полный отказ человека от любых наркотиков и алкоголя, на изменение его от­ ношений с окружающим миром и духовный рост. В общепринятой программе, разрабо­ танной ещё в 50-х годах в Америке, только упоминается религия и некоторые законы те­ ологии. Отличие же применяемой в «Пана­ цее» программы заключается в том, что «шаги» (т. е. этапы) связаны непосредственно с Пра­ вославием. И священники нашей епархии уже работают с пациентами клиники, ознакамли-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz