Миссионерская православная газета. 2001 г. № 11. Ноябрь.

3 русский язык имеет святые иотоки . . .НО К А К МЫ К Н ЕМ У О Т Н О С ИМ С Я ? — л л т и м ц т т т т т х т л ■ І і Ѣ Т і Ш Т Т Ш І І Д 4 > Ш " ^ т т і « т t i n t шпы н іш : ■ тміі ілАПщтіщп . ,ѵ#; Т ІЛМШ ІД І 4 ,7 » № і 4 л к т і г и н в м А е п - * п&^ікіпѣшптітител Те из вас, братья и сестры, кто читал жи­ тия святых угодников, помнят такую особен­ ность: некоторые будущие святые называются там (а также в акафистах) «от утробы матери освященными». Так повествуется о святителе Николае Чудотворце, о преподобном Сергии Радонежском и о многих других. В этом из­ брании - и ещё до рождении человека - осо­ бый Промысел Божий. Но подобное происходит не только с людь­ ми. Господь избрал себе один народ - еврей­ ский. Из этого народа по плоти произошел наш Спаситель. Затем после распространения христианской веры несколько веков самой большой православной страной была Визан­ тия. Потом Русь приняла Святое Крещение и русский народ стал богоизбранным, «царским священством». Непосредственно с принятием христианства связано и появление у славян письменности. Еще в IX веке, до Крещения Руси, святые равноапостальые Кирилл и Мефодий создали для чехов, моравов, сербов и болгар алфавит, перевели с греческого Евангелие и Апостол. Заслуга святых первоучителей в том, что сла­ вяне уверовали во Христа и стали молиться Богу на родном языке. Вот почему наш рус­ ский язык, наша письменность изначально «от рождения» освящены. Язык всегда должен быть для нас святым. Что же мы слышим и читаем сегодня? Чаще всего день для русских людей начинается не с молитвы, а с грубой нецензурной брани. Православные знают, что гнев, ярость - боль­ шой грех перед Богом. Ругаться в гневе тоже грешно. Но дело в том, что люди даже не ругаются! Нет, в наше время сквернословие стало обычным явлением. Это какой-то новый язык, более распространенный, чем русский. На нем теперь говорят многие от мала до велика. Действительно, это новый и уже не русский язык. Сквернословие - язык бесов. Россия постепенно превращается в какую-то словесную помойку. Представьте себе людей, всю свою жизнь обреченных проводить среди отбросов. Страшно? А ведь это мы, русские. Из словаря русских людей уже давно ис­ чезли слова «покаяние», «благодать», «благо­ словение», «смирение», «совесть», «честь», «послушание». Они ушли (или уходят) из жиз­ ни вслед за понятиями и явлениями, которые обозначали. По опыту работы в воскресной школе знаю, что современным детям (доволь­ но неглупым и способным) приходится долго объяснять смысл слов «кроткий», «кротость» («блаженны кроткие»), «Отечество» (вместо него употребляют: «страна», «население», «люди»). Дети именно не понимают, что озна­ чают эти слова, не пользуются ими в своей речи. Когда слышишь нецензурную брань моло­ дых людей думаешь: как же они будут защи­ щать Россию, если с таким глумлением отно­ сятся к своему родному языку? Правда, красивая, правильная речь может и не означать большой нравственности. Хоро­ шо излагать свои мысли способен и недостой­ ный, порочный человек. В этом случае форма не соответствует содержанию. Нельзя не за­ метить, что лицемерие хуже, например, пьян­ ства, гнева или сквернословия. «Лицемерие хуже неверия», - говорил преподобный Амв­ росий Оптинский. Грех сквернословия отгоняет и от взросло­ го, и от ребенка благодать Божию, Ангела- хранителя и привлекает тёмные силы. На цер­ ковном языке «Слово» означает Спасителя, Премудрость Божию. Словом Божиим называ­ ют Сына Божия Господа нашего Иисуса Хри­ ста. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», - так начинается Евангелие от Иоанна (гл.1, ст.1). Речь - это дар Божий людям. Способность к разумной, сознательной речи отличает нас от животных. Христиан в церкви называют словесным стадом и окормляют духовно их словом. То, что нецензурные слова у многих заме­ нили собой нормальную человеческую речь, не случайно. Это говорит о крайней опусто­ шенности русских людей, безверии, отчаянии. Душу неверующего человека охватывает оз­ лобленность, для него нет ничего святого, нет понятия «святыня» или «грех». Россия - Дом Пресвятой Богородицы. Но огромное число русских людей превратило слово «мать» в самое страшное и непотреб­ ное ругательство. Вместо того, чтобы молить­ ся Богу и Матери Божией о помиловании, наш народ, скверно ругаясь, ежедневно на­ влекает на себя проклятие. Согласно истори­ ческому преданию, такой изощренный вид сквер­ нословия изобрели татары во время ига. Т огда захватчики всячески издевались над верой русских и святыми иконами Богоматери. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12,36-37). Язык, речь - вовсе не второстепенное дело. Слово имеет великую силу. «Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его - все воин­ ства их» (Пс. 32). Если слово произнесено человеком, имеющим власть от Бога (священ­ ником, отцом), оно имеет большое значение. Благословение архиерея, священника, роди­ тельское благословение влияет на всю жизнь их чад. Но это ведь тоже слово! Благое слово - благословение. И обратно этому - клятва. При отпевании священник всегда читает в молитве прошение об освобождении от клят­ вы архиерейской, или иерейской, или роди­ тельской. В молитвах ежедневно мы просим Господа отпустить нам то, в чем мы согрешаем сло­ вом, делом и помышлением. В гневе ругая кого-нибудь, мы уподобляемся убийцам. Толь­ ко те наносят удары телу, а мы словами - раны человеческой душе. Многие их нас по немощи согрешают, ругая кого-нибудь «гнилы­ ми словами». Но некоторые, слава Богу, ка­ ются в этом на исповеди, предварительно ис­ просив прощение у ближних. Другие же не считают сквернословие за грех. Скверные слова - преступление перед Богом и людьми. Они обличают нашу внутреннюю скверну - гордость, гнев, зависть, распутство. О том, что сквернословие совсем не безо­ бидно, говорит наша недавняя история. После революции, когда старались утвердить лозунг: «Бога нет», обычно следовало продолжение: «разрешаются любые преступления». В резуль­ тате террор, нарушение заповедей: «не убий», «не укради». Из воспоминаний очевидцев из­ вестно также,' что коммунисты и комсомоль­ цы разрушали храмы, вламывались в святые обители, издевались над священниками и ве­ рующими именно с нецензурной бранью. Этим они хотели как можно сильнее выразить ко­ щунство, еще больше оскорбить святыню. Сейчас начинают, слава Богу, издаваться жития или даже воспоминания новомучени- ков и исповедников (священников, монахов, верующих мирян). Многие из них перенесли тяжелые страдания: тюрьмы, лагеря, голод, побои, пытки, изнурительные болезни. Но по­ чти все они останавливаются в своих воспо­ минаниях на таком испытании, как непрестан­ ное сквернословие окружающих (надзирателей, уголовников). «Кончилась дорога... Наступило новое испытание - постоянный громкий разго­ вор. Во всех тюрьмах было то же самое, но здесь словно бес в людей вселился. И по его воле рыночные остроты, похабные частушки срывались то и дело...» - вспоминал о своем заключении протоиерей Владимир Шамонин («Страницы жизни петербургского священни­ ка». СПб.- 1995, С. 57). Всё это верующие люди переносили с кротостью и терпением ради Христа, Который также терпел оскорбле­ ния и оплевание. Часто люди рассуждают так: «Говорить гра­ мотно, красиво - удел немногих, а для осталь­ ных ругаться нехорошими словами даже есте­ ственно». Но воздерживаться от греха сквер­ нословия (как и от всех остальных) должны все мы независимо от профессии и образова­ ния. Когда люди обращаются к Богу с покая­ нием, происходит их очищение, оживотворе- ние. Очищается их души, совесть, чувство, разум. Очищается и украшается язык, речь. Надеюсь, что так случится и с нашим наро­ дом и языком (в древности народы называли языками, а в церковнославянском это и те­ перь сохранилось). Престанут наконец люди поганить родной русский язык. В школах и семьях прекратится изучение английского в ущерб русскому, будут введены в старших классах обязательные уроки церковнославян­ ского языка (без него невозможно изучение современного русского и отечественной лите­ ратуры). С Божией помощью удастся возродить жи­ вой великорусский язык. От церковнославянс­ кого произрос литературный русский язык. На нем говорили преподобный Сергий Радонежс­ кий, благоверный князь Александр Невский, Ломоносов, Державин, Владимир Даль и Дос­ тоевский... Это наследство - святую право­ славную веру и освященный, чистый русский язык - мы должуы сохранить и передать де­ тям. Галина Сиротинская

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz