Миссионерская православная газета. 2001 г. № 11. Ноябрь.
3 русский язык имеет святые иотоки . . .НО К А К МЫ К Н ЕМ У О Т Н О С ИМ С Я ? — л л т и м ц т т т т т х т л ■ І і Ѣ Т і Ш Т Т Ш І І Д 4 > Ш " ^ т т і « т t i n t шпы н іш : ■ тміі ілАПщтіщп . ,ѵ#; Т ІЛМШ ІД І 4 ,7 » № і 4 л к т і г и н в м А е п - * п&^ікіпѣшптітител Те из вас, братья и сестры, кто читал жи тия святых угодников, помнят такую особен ность: некоторые будущие святые называются там (а также в акафистах) «от утробы матери освященными». Так повествуется о святителе Николае Чудотворце, о преподобном Сергии Радонежском и о многих других. В этом из брании - и ещё до рождении человека - осо бый Промысел Божий. Но подобное происходит не только с людь ми. Господь избрал себе один народ - еврей ский. Из этого народа по плоти произошел наш Спаситель. Затем после распространения христианской веры несколько веков самой большой православной страной была Визан тия. Потом Русь приняла Святое Крещение и русский народ стал богоизбранным, «царским священством». Непосредственно с принятием христианства связано и появление у славян письменности. Еще в IX веке, до Крещения Руси, святые равноапостальые Кирилл и Мефодий создали для чехов, моравов, сербов и болгар алфавит, перевели с греческого Евангелие и Апостол. Заслуга святых первоучителей в том, что сла вяне уверовали во Христа и стали молиться Богу на родном языке. Вот почему наш рус ский язык, наша письменность изначально «от рождения» освящены. Язык всегда должен быть для нас святым. Что же мы слышим и читаем сегодня? Чаще всего день для русских людей начинается не с молитвы, а с грубой нецензурной брани. Православные знают, что гнев, ярость - боль шой грех перед Богом. Ругаться в гневе тоже грешно. Но дело в том, что люди даже не ругаются! Нет, в наше время сквернословие стало обычным явлением. Это какой-то новый язык, более распространенный, чем русский. На нем теперь говорят многие от мала до велика. Действительно, это новый и уже не русский язык. Сквернословие - язык бесов. Россия постепенно превращается в какую-то словесную помойку. Представьте себе людей, всю свою жизнь обреченных проводить среди отбросов. Страшно? А ведь это мы, русские. Из словаря русских людей уже давно ис чезли слова «покаяние», «благодать», «благо словение», «смирение», «совесть», «честь», «послушание». Они ушли (или уходят) из жиз ни вслед за понятиями и явлениями, которые обозначали. По опыту работы в воскресной школе знаю, что современным детям (доволь но неглупым и способным) приходится долго объяснять смысл слов «кроткий», «кротость» («блаженны кроткие»), «Отечество» (вместо него употребляют: «страна», «население», «люди»). Дети именно не понимают, что озна чают эти слова, не пользуются ими в своей речи. Когда слышишь нецензурную брань моло дых людей думаешь: как же они будут защи щать Россию, если с таким глумлением отно сятся к своему родному языку? Правда, красивая, правильная речь может и не означать большой нравственности. Хоро шо излагать свои мысли способен и недостой ный, порочный человек. В этом случае форма не соответствует содержанию. Нельзя не за метить, что лицемерие хуже, например, пьян ства, гнева или сквернословия. «Лицемерие хуже неверия», - говорил преподобный Амв росий Оптинский. Грех сквернословия отгоняет и от взросло го, и от ребенка благодать Божию, Ангела- хранителя и привлекает тёмные силы. На цер ковном языке «Слово» означает Спасителя, Премудрость Божию. Словом Божиим называ ют Сына Божия Господа нашего Иисуса Хри ста. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», - так начинается Евангелие от Иоанна (гл.1, ст.1). Речь - это дар Божий людям. Способность к разумной, сознательной речи отличает нас от животных. Христиан в церкви называют словесным стадом и окормляют духовно их словом. То, что нецензурные слова у многих заме нили собой нормальную человеческую речь, не случайно. Это говорит о крайней опусто шенности русских людей, безверии, отчаянии. Душу неверующего человека охватывает оз лобленность, для него нет ничего святого, нет понятия «святыня» или «грех». Россия - Дом Пресвятой Богородицы. Но огромное число русских людей превратило слово «мать» в самое страшное и непотреб ное ругательство. Вместо того, чтобы молить ся Богу и Матери Божией о помиловании, наш народ, скверно ругаясь, ежедневно на влекает на себя проклятие. Согласно истори ческому преданию, такой изощренный вид сквер нословия изобрели татары во время ига. Т огда захватчики всячески издевались над верой русских и святыми иконами Богоматери. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12,36-37). Язык, речь - вовсе не второстепенное дело. Слово имеет великую силу. «Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его - все воин ства их» (Пс. 32). Если слово произнесено человеком, имеющим власть от Бога (священ ником, отцом), оно имеет большое значение. Благословение архиерея, священника, роди тельское благословение влияет на всю жизнь их чад. Но это ведь тоже слово! Благое слово - благословение. И обратно этому - клятва. При отпевании священник всегда читает в молитве прошение об освобождении от клят вы архиерейской, или иерейской, или роди тельской. В молитвах ежедневно мы просим Господа отпустить нам то, в чем мы согрешаем сло вом, делом и помышлением. В гневе ругая кого-нибудь, мы уподобляемся убийцам. Толь ко те наносят удары телу, а мы словами - раны человеческой душе. Многие их нас по немощи согрешают, ругая кого-нибудь «гнилы ми словами». Но некоторые, слава Богу, ка ются в этом на исповеди, предварительно ис просив прощение у ближних. Другие же не считают сквернословие за грех. Скверные слова - преступление перед Богом и людьми. Они обличают нашу внутреннюю скверну - гордость, гнев, зависть, распутство. О том, что сквернословие совсем не безо бидно, говорит наша недавняя история. После революции, когда старались утвердить лозунг: «Бога нет», обычно следовало продолжение: «разрешаются любые преступления». В резуль тате террор, нарушение заповедей: «не убий», «не укради». Из воспоминаний очевидцев из вестно также,' что коммунисты и комсомоль цы разрушали храмы, вламывались в святые обители, издевались над священниками и ве рующими именно с нецензурной бранью. Этим они хотели как можно сильнее выразить ко щунство, еще больше оскорбить святыню. Сейчас начинают, слава Богу, издаваться жития или даже воспоминания новомучени- ков и исповедников (священников, монахов, верующих мирян). Многие из них перенесли тяжелые страдания: тюрьмы, лагеря, голод, побои, пытки, изнурительные болезни. Но по чти все они останавливаются в своих воспо минаниях на таком испытании, как непрестан ное сквернословие окружающих (надзирателей, уголовников). «Кончилась дорога... Наступило новое испытание - постоянный громкий разго вор. Во всех тюрьмах было то же самое, но здесь словно бес в людей вселился. И по его воле рыночные остроты, похабные частушки срывались то и дело...» - вспоминал о своем заключении протоиерей Владимир Шамонин («Страницы жизни петербургского священни ка». СПб.- 1995, С. 57). Всё это верующие люди переносили с кротостью и терпением ради Христа, Который также терпел оскорбле ния и оплевание. Часто люди рассуждают так: «Говорить гра мотно, красиво - удел немногих, а для осталь ных ругаться нехорошими словами даже есте ственно». Но воздерживаться от греха сквер нословия (как и от всех остальных) должны все мы независимо от профессии и образова ния. Когда люди обращаются к Богу с покая нием, происходит их очищение, оживотворе- ние. Очищается их души, совесть, чувство, разум. Очищается и украшается язык, речь. Надеюсь, что так случится и с нашим наро дом и языком (в древности народы называли языками, а в церковнославянском это и те перь сохранилось). Престанут наконец люди поганить родной русский язык. В школах и семьях прекратится изучение английского в ущерб русскому, будут введены в старших классах обязательные уроки церковнославян ского языка (без него невозможно изучение современного русского и отечественной лите ратуры). С Божией помощью удастся возродить жи вой великорусский язык. От церковнославянс кого произрос литературный русский язык. На нем говорили преподобный Сергий Радонежс кий, благоверный князь Александр Невский, Ломоносов, Державин, Владимир Даль и Дос тоевский... Это наследство - святую право славную веру и освященный, чистый русский язык - мы должуы сохранить и передать де тям. Галина Сиротинская
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz