Миссионерская православная газета. 2001 г. № 11. Ноябрь.

Некоторые родители сами не постятся и детей не приучают к посту. По учению древних отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда еще питается молоком матери, то есть примерно до трех лет (в древности еврейские женщи­ ны кормили младенца своим молоком до трех лет). Исключение поста может быть допущено лишь для больных детей. Свя­ тые ветхозаветные отроки пророк Даниил и его друзья Анания, Азария и Мисаил, находясь в Вавилонском плену, в тече­ ние десяти дней питались только хлебом и овощами. И они не только не похудели, а даже стали полнее, здоровее и краси­ вее своих товарищей. Кроме этого, стали способнее в учении. Так что не надо рас­ слаблять своих чад духовно и телесно (под видом заботы о них), а следует при­ учать их посту с самого младшего возра­ ста, чтобы для взрослых детей не были тяжелы обычные нормы поста. Православный пост отличается от по­ стов других конфессий. В большинстве про­ тестантских конфессий календарных по­ стов не существует. Вопросы о посте ре­ шаются индивидуально. В современном католичестве пост сведен до минимума: яйца и молоко считаются постной пищей. Православная Церковь, приучая своих чад к послушанию и подвижничеству, выра­ ботала особые правила поста, отражён- і ные в Уставе. :>)RT г. I Соловецкий Устав, который учитывает I условия Севера, разрешает до праздника I святителя Николая (19 декабря нового I стиля) вкушать рыбу во вторник, четверг, субботу и воскресенье, а от 19 декабря до предпразднества Рождества Христова, которое начинается 2 января, рыба раз­ решается только в субботу и воскресе­ нье. По багословению нашего правящего архиерея, епископа Симона, в Рождествен­ ский пост можно употреблять рыбу, кро­ ме среды и пятницы. В Рождественский сочельник разреша­ ется вкушать пищу с растительным мас­ лом и вино. Постясь телесно, не забудем о посте духовном: воздержании от зрелищ, от пустых, а тем более от нескромных раз­ говоров, - одним словом, от всего что возбуждает чувственность и рассеивает ум. Пост должен сопровождаться уедине­ нием и молчанием, размышлением о своей жизни и судом над самим собой. Не за­ будем во время Рождественского поста очистить свою душу в Таинствах Покая­ ния и Причащения, чтобы достойно встре­ тить воплотившегося Господа. Иерей Василий Вольский Ц — _ ^ _ _________________________________ ІбААГОСАОІІІИІТЕ ГОСПОДА, ВОН ДЕЛА ЕГО, НА ВСЯКОМ МЕСТЕ Будучи прошлой осенью в Петербурге, по­ знакомилась с двумя пожилыми паломницами из Омска - простыми русскими женщинами 73-х и 69-ти лет, Ольгой и Еленой. Это были две сестры, которые, несмотря на возраст, нездоровье и дальнее расстояние, решили по­ ехать в монастырь святого преподобного Алек­ сандра Свирского, чтобы приложиться к его нетленным мощам. Одна из них, по-видимому, была серьезно больна, хотя и не говорила об этом (это выяснилось потом). Я провела с ними около десяти дней, за это время мы хорошо познакомились. Сестры эти в Петер­ бурге никогда не были и, конечно, немного растерялись. Но Господь любит своих избран­ ных (женщины эти 40 лет посещают храм и молятся Господу), Он не оставил их. Встретились мы в паломническом бюро в Александро-Невской лавре, я помогла им доб­ раться до монастыря святого праведного Иоан­ на Кронштадтского, где уже остановилась сама. Надо было видеть их радость: Господь сподо­ бил оказаться в монастыре батюшки Иоанна. Конечно, мы посещали службы и молебны в Иоанновском монастыре, а затем по их просьбе я свозила их по святым местам Петербургс­ кой епархии. Ходили мы с ними также и в Эрмитаж, на выставку синайской иконы. По пути рассказа­ ла им, что это Зимний царский дворец, что выставка расположена в дворцовом храме, где венчались цари и ца­ рицы, в том числе и царь- мученик Николай II с ца- рицей-мученицей Алексан­ дрой. Вошли под своды Эрми­ тажа, у бабушек изумлен­ но распахнулись глаза - столько блеска, зеркал, по­ золоты. И вот наконец сама выставка в храме. Церковь сейчас не действует - нет алтаря, не ведутся служ­ бы. Кроме синайских икон, мы смогли увидеть еще византийские и древнерус­ ские иконы. Поразила меня икона «Страшный Суд», на­ писанная еще в XII веке. Как страшны даже нарисо­ ванные мучения грешников ВЛАДЫЧЕСТВА ЕГО... (огнь неугасимый, червь неусыпаемый, смола кипучая). Запомнились, конечно, иконы Божи- ей Матери и святителя Николая, двунадеся­ тых праздников. И синайские иконы запомни­ лись - пророков Моисея и Илии, Иоанна Пред­ течи. Бабушки потихоньку напевали тропари и молитвы пред иконами (так была переполне­ на душа), а перед образом святителя Николая запели почти в полный голос. Особенно радо­ валась Елена: это ее любимый и близкий свя­ той, как, впрочем, и для многих. Эта старуш­ ка шагу не ступала, не призвав святого: «Ба­ тюш ка Н и кол а , б а тюш ка Никола», - то и дело слышала я от нее; особенно усиленно призывала имя святого, когда переходили трамвайные пути или шли на эскалатор (она по- детски боялась транспорта, только к концу поездки немно­ го осмелела). К пению подклю­ чилась и я, затем еще один- два голоса. Вокруг собрался народ - так прошел импрови­ зированный молебен перед свя­ тыми иконами. И это было так естественно и органично, что не вызвало никакого удивле­ ния. Молитвы растрогали всех. И надо было видеть сияющие лица бабушек: как же, моли­ лись в самом царском дворце, в дворцовой церкви. Думаю, событие это было из редких - вряд ли кому прйшло в голову молиться в Эрмитаже. Потом были еще поездки к Серафиму Вырицкому, Ксении Петербургской, в Петропавловский собор. И наконец состоялась долгожданная поездка в монастырь святого Александра Свирского. Старушки и я, грешная, приложились к свя­ тым мощам, причастились в храме святой праведной Елизаветы (это был духовный по­ дарок для меня - встреча со своей святой). Затем мы посетили часовню над местом, где святому Александру Свирскому. явилась Пре­ святая Троица в образе трех, Ангелов. Сбы­ лась духовная мечта сестер. Посетили Ста­ рую Ладогу с остатками ее монастыря, Введе- но -Оятский монастырь с его чудесным целебным источником и, наконец, Покрово- Тервенический - эту обитель Божией Матери, созданную в 1991-96 годах. Самой Владычи­ цей Пресвятой Богородицей было указано место для обители. Там открылся святой источник. Ею же была явлена иеро­ монаху Лукиану (он окор- мляет обитель) икона, которая впоследствии по­ лучила название Тервени- ческой и стала святыней обители. И в Покрово-Тер- веническом монастыре старушки усердно моли­ лись Божией Матери в часовне, воздвигнутой над источником. Какие труженицы и мо- литвенницы эти сестры! Они возвращались домой, окрыленные благодатью. И подумалось: такими бабуш­ ками и держится вера Православная. Спаси их, Господи! Раба Божия Елизавета Покрово-Тервенический монастырь ИЛ ПУТИ г РСЖДЕСТЕУ \ І Н И I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz