Миссионерская православная газета. 2001 г. № 11. Ноябрь.
Некоторые родители сами не постятся и детей не приучают к посту. По учению древних отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда еще питается молоком матери, то есть примерно до трех лет (в древности еврейские женщи ны кормили младенца своим молоком до трех лет). Исключение поста может быть допущено лишь для больных детей. Свя тые ветхозаветные отроки пророк Даниил и его друзья Анания, Азария и Мисаил, находясь в Вавилонском плену, в тече ние десяти дней питались только хлебом и овощами. И они не только не похудели, а даже стали полнее, здоровее и краси вее своих товарищей. Кроме этого, стали способнее в учении. Так что не надо рас слаблять своих чад духовно и телесно (под видом заботы о них), а следует при учать их посту с самого младшего возра ста, чтобы для взрослых детей не были тяжелы обычные нормы поста. Православный пост отличается от по стов других конфессий. В большинстве про тестантских конфессий календарных по стов не существует. Вопросы о посте ре шаются индивидуально. В современном католичестве пост сведен до минимума: яйца и молоко считаются постной пищей. Православная Церковь, приучая своих чад к послушанию и подвижничеству, выра ботала особые правила поста, отражён- і ные в Уставе. :>)RT г. I Соловецкий Устав, который учитывает I условия Севера, разрешает до праздника I святителя Николая (19 декабря нового I стиля) вкушать рыбу во вторник, четверг, субботу и воскресенье, а от 19 декабря до предпразднества Рождества Христова, которое начинается 2 января, рыба раз решается только в субботу и воскресе нье. По багословению нашего правящего архиерея, епископа Симона, в Рождествен ский пост можно употреблять рыбу, кро ме среды и пятницы. В Рождественский сочельник разреша ется вкушать пищу с растительным мас лом и вино. Постясь телесно, не забудем о посте духовном: воздержании от зрелищ, от пустых, а тем более от нескромных раз говоров, - одним словом, от всего что возбуждает чувственность и рассеивает ум. Пост должен сопровождаться уедине нием и молчанием, размышлением о своей жизни и судом над самим собой. Не за будем во время Рождественского поста очистить свою душу в Таинствах Покая ния и Причащения, чтобы достойно встре тить воплотившегося Господа. Иерей Василий Вольский Ц — _ ^ _ _________________________________ ІбААГОСАОІІІИІТЕ ГОСПОДА, ВОН ДЕЛА ЕГО, НА ВСЯКОМ МЕСТЕ Будучи прошлой осенью в Петербурге, по знакомилась с двумя пожилыми паломницами из Омска - простыми русскими женщинами 73-х и 69-ти лет, Ольгой и Еленой. Это были две сестры, которые, несмотря на возраст, нездоровье и дальнее расстояние, решили по ехать в монастырь святого преподобного Алек сандра Свирского, чтобы приложиться к его нетленным мощам. Одна из них, по-видимому, была серьезно больна, хотя и не говорила об этом (это выяснилось потом). Я провела с ними около десяти дней, за это время мы хорошо познакомились. Сестры эти в Петер бурге никогда не были и, конечно, немного растерялись. Но Господь любит своих избран ных (женщины эти 40 лет посещают храм и молятся Господу), Он не оставил их. Встретились мы в паломническом бюро в Александро-Невской лавре, я помогла им доб раться до монастыря святого праведного Иоан на Кронштадтского, где уже остановилась сама. Надо было видеть их радость: Господь сподо бил оказаться в монастыре батюшки Иоанна. Конечно, мы посещали службы и молебны в Иоанновском монастыре, а затем по их просьбе я свозила их по святым местам Петербургс кой епархии. Ходили мы с ними также и в Эрмитаж, на выставку синайской иконы. По пути рассказа ла им, что это Зимний царский дворец, что выставка расположена в дворцовом храме, где венчались цари и ца рицы, в том числе и царь- мученик Николай II с ца- рицей-мученицей Алексан дрой. Вошли под своды Эрми тажа, у бабушек изумлен но распахнулись глаза - столько блеска, зеркал, по золоты. И вот наконец сама выставка в храме. Церковь сейчас не действует - нет алтаря, не ведутся служ бы. Кроме синайских икон, мы смогли увидеть еще византийские и древнерус ские иконы. Поразила меня икона «Страшный Суд», на писанная еще в XII веке. Как страшны даже нарисо ванные мучения грешников ВЛАДЫЧЕСТВА ЕГО... (огнь неугасимый, червь неусыпаемый, смола кипучая). Запомнились, конечно, иконы Божи- ей Матери и святителя Николая, двунадеся тых праздников. И синайские иконы запомни лись - пророков Моисея и Илии, Иоанна Пред течи. Бабушки потихоньку напевали тропари и молитвы пред иконами (так была переполне на душа), а перед образом святителя Николая запели почти в полный голос. Особенно радо валась Елена: это ее любимый и близкий свя той, как, впрочем, и для многих. Эта старуш ка шагу не ступала, не призвав святого: «Ба тюш ка Н и кол а , б а тюш ка Никола», - то и дело слышала я от нее; особенно усиленно призывала имя святого, когда переходили трамвайные пути или шли на эскалатор (она по- детски боялась транспорта, только к концу поездки немно го осмелела). К пению подклю чилась и я, затем еще один- два голоса. Вокруг собрался народ - так прошел импрови зированный молебен перед свя тыми иконами. И это было так естественно и органично, что не вызвало никакого удивле ния. Молитвы растрогали всех. И надо было видеть сияющие лица бабушек: как же, моли лись в самом царском дворце, в дворцовой церкви. Думаю, событие это было из редких - вряд ли кому прйшло в голову молиться в Эрмитаже. Потом были еще поездки к Серафиму Вырицкому, Ксении Петербургской, в Петропавловский собор. И наконец состоялась долгожданная поездка в монастырь святого Александра Свирского. Старушки и я, грешная, приложились к свя тым мощам, причастились в храме святой праведной Елизаветы (это был духовный по дарок для меня - встреча со своей святой). Затем мы посетили часовню над местом, где святому Александру Свирскому. явилась Пре святая Троица в образе трех, Ангелов. Сбы лась духовная мечта сестер. Посетили Ста рую Ладогу с остатками ее монастыря, Введе- но -Оятский монастырь с его чудесным целебным источником и, наконец, Покрово- Тервенический - эту обитель Божией Матери, созданную в 1991-96 годах. Самой Владычи цей Пресвятой Богородицей было указано место для обители. Там открылся святой источник. Ею же была явлена иеро монаху Лукиану (он окор- мляет обитель) икона, которая впоследствии по лучила название Тервени- ческой и стала святыней обители. И в Покрово-Тер- веническом монастыре старушки усердно моли лись Божией Матери в часовне, воздвигнутой над источником. Какие труженицы и мо- литвенницы эти сестры! Они возвращались домой, окрыленные благодатью. И подумалось: такими бабуш ками и держится вера Православная. Спаси их, Господи! Раба Божия Елизавета Покрово-Тервенический монастырь ИЛ ПУТИ г РСЖДЕСТЕУ \ І Н И I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz