Миссионерская православная газета. 2001 г. № 10. Октябрь.
На снимке священники (слева направо): Александр Кудрявцев. Сергий Кузнецов и настоятель Порфирий Казанский. Фото 1958 года. щимися), из Москвы пришло распоряжение: храм закрыть. Отец Порфирий со слезами приехал из горисполкома, опустился на коле ни: «Храм закрывают». Верующие решили не допустить разорения храма. Церковь закрыли на замок, а ключи были у уборщицы Алексан дры Афанасьевны Куршевой (будущей схимо нахини Херувимы), она их где-то спрятала. Приехали власти, требовали открыть храм, Александра Куршева ответила: «Что хотите делайте со мной, хоть в Москву увозите, а ключей у меня нет». Ее увезли в милицию, вместе с ней был арестован Илья Митрофа нович Трефильев (отец свечницы Марии Иль иничны), их сутки держали, потом отпустили. Верующие примерно около года дежурили около храма, чтобы не допустить его разорения. Еще перед закрытием храма безбожники устраивали у алтаря митинги с лозунгами, чтобы храм закрыть. На батюшек и устно, и через областные газеты лили всякую грязь, потом священников лишили жилья, и даже не все свои вещи они смогли забрать с собой. Отец Порфирий купил дом на Больничном (по том он уехал в Сергиев Посад), а отец Сер гии попросился у вла дыки перевести его в Красноборск Архан гельской области. Было ему тогда уже 73 года, но, привыкший с дет ства служить Богу и Святой Его Церкви, ба тюшка не представлял себе дальнейшей жиз ни без храма. И вот 12 апреля 1961 года (эту дату в семье Кузнецовых хо рошо запомнили: полет Ю. Гагарина в космос) дочь Маргарита поеха ла провожать отца в . аэропорт. Он должен был улететь в Архангельск. Вдруг диспетчер объявляет: «Кузнецов Сергей Алексеевич, сроч но явиться к начальнику вокзала». Начальник вокзала сообщает, что отца Сергия требует к себе уполномоченный Шабанов. Сдали билет, взяли такси, приехали к уполномоченному. Он над батюшкой издевался целый день, кри чал на старого священника: «Я здесь хозяин, а ты кто?» Батюшка смиренно переносил все унижения и оскорбления. Потом все-таки удалось переехать в Ар хангельск. Там отец Сергий служил «по сле дам» священника Владимира Жохова: Крас ноборск, Котлас, Кочпон (Республика Коми), Вельск. В Красноборск зимой к батюшке из соседних деревень приезжало много людей. Это было настоящее паломничество, люди жили при храме по несколько недель, ходили в храм, молились. В 1962 году отец Сергий с матушкой в Вельске отмечали золотую свадьбу. К ним съехалось много детей, внуков. В Вельске 20 декабря 1967 года в возрасте 79 лет батюшка вышел за штат, и они с матушкой вернулись в Мурманск. П Р А В О . С Л А В Н О Г О Б Л А Г О Ч Е С Т И ДИА\ИТРИеВСКАЯ родительокАя C Y E E 0 T & В отличие от других родительских суббот, имеющих общецерковное значение, Димитри- евская родительская суббота, представляет собой русское благочестивое установление. По преданию Русской Православной Церк ви, поминовение усопших в субботу (в этом году - 3 ноября) перед праздником святого Димитрия Солунского установлено в 1380 году святым великим князем Димитрием Иоанно вичем Донским для поминовения павших на Куликовом попе в битве с Мамаем 8 сентяб ря (ст.ст. ) 1380 года. Постепенно ослабела память о воинах, пав ших на Куликовом поле, и суббота перед Ди митриевым днем стала обычной поминальной субботой. В Священном Писании есть немало указа ний на молитвенное поминовение умерших, на милостыню о них. Так, в ветхозаветной Церкви существовал обычай преломлять по умершим хлебы и раздавать их при гробах неимущим, налагать на себя пост по случаю кончины близких. Все это делалось с целью испросить умершим прощение их грехов. Обычай этот перешел и в новозаветную Церковь, так как в Новом Завете еще ярче выражена мысль о том, что тело христиан умирает, а душа остается бессмертной. Пото му, руководствуясь законом любви, Православ ная Церковь творит мопитву за усопших, ис прашивая у Господа прощения их грехов. Все мы знаем о том, что за усопших необ ходимо творить молитву, подавать записки в алтарь об упокоении, заказывать сорокоусты, творить милостыню. Но очень часто эти наши благие намерения сопровождаются беззако ниями, безобразиями - языческими, антихри стианскими. Первое зло, которое неискоренимо в на шем народе еще с языческих времен, - это поминовение усопших алкогольными напитка ми. Поминки - это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы будем услаждать себя вином? Не случайно из-за этого многие поминки превращаются в еще один повод для родственников собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть - об усоп шем здесь напрочь забывается. По слову свя тителя Иоанна Златоуста, тот, кто поминает умерших винопитием, ходатайствует не об избавлении от мук души усопшего, а об умно жении ей огня геенского. Очень часто прихо дится наблюдать такую картину: не успели закопать покойника, а уже открываются бу тылки с водкой, закуска, и начинается язы ческая тризна. При этом никто не думает о том, постный день или нет. Некоторые для этих цепей целые рестораны на кладбищах устраивают, столы, скамейки. А вместо кади ла - табачный дым. Прямое служение сатане! Все это недостойно православного христиани на. Кто поминал усопших водкой, тот должен пойти на могилу, просить у них прощения, а затем в храме на исповеди раскаяться. 5 9 августа 1968 года умерпа матушка Ев лампия Яковлевна - верная помощница, все гда и везде следовавшая за своим мужем, разделявшая с ним все тяготы и лишения священнического служения в те годы. Для ба тюшки это было большое горе. Он ее отпел и сразу же слег. Родственники думали, что и батюшка уйдет вслед за матушкой. Пригласи ли друга батюшки протоиерея Илию Кутузова (после закрытия Никольского храма в селе Ковда он служил в Кировске, а потом был переведен в Мурманск). Отец Илия пособоро- вал, причастил отца Сергия и сказал, что будет жить. Так и получилось: батюшка после этого прожил еще три года. Будучи за штатом, отец Сергий всегда ста рался в воскресенье и праздничные дни при езжать в храм. Его привозила дочь Маргари та. Он причащался, очень бывал рад, если удавалось послужить. Только два месяца, ког да батюшка тяжело заболел, он не был в храме. Когда отец Сергий еще мог ходить, он выходил с палочкой на улицу, сидел около подъезда. Люди знали, что это батюшка, под ходили, беседовали, задавали вопросы, и он отвечал на них, делился своим богатым ду ховным опытом. Не исключено, что батюшка имел дар про зорливости. Незадолго до смерти отец Сер гий, лежа на кровати, приподнялся и сказал: «Костенька, Костенька, спаси тебя Господи». Вскоре после этого пришло известие: внук Константин погиб в армии в Тихвине. Скончался отец Сергий Кузнецов 21 фев раля 1971 года. Отпевал его протоиерей Сер гий Кульчинский. Похоронили батюшку вмес те с матушкой на старом кладбище в север ной промзоне. Низкий поклон и вечная память протоиерею Сергию Кузнецову, прослуживше му в нашем городе в течение 14 лет. Иерей Василий Вольский От редакции. Если кто-то помнит отца Сергия Кузне цова или лично был знаком с ним, мы будем роды дополнить наш рассказ вашими воспоминаниями. Часто, когда привозят покойников в храм, мы видим, что они одетьі в дорогие одежды, сами гробы очень дорогие. Да и на могилах устанавливают дорогие памятники вместо того, чтобы поставить крест. Люди заботятся о внеш нем, как бы пошикарнее все обставить. Лишь бы мяса побольше, водки - о молитве разго вора нет. В лучшем случае можно услышать: «Пусть земля ему будет пухом» - чисто язы ческое изречение. Как будто мертвое тело что-то чувствует. И когда начинаешь вразум лять, что положено так и так, в ответ часто слышишь: про нас люди скажут, что денег на мясо и на водку пожалели! Нам должно быть безразлично, что люди скажут! Что Господь скажет и как наше поминовение будет полез но для усопшего - вот что нас должно волно вать, а не слава, которая про нас пойдет. «Люди сегодня хвалят, а завтра свалят», - гласти русская народная пословица. Недопустимо не только есть на кладбище, но и оставлять еду, ставить рюмку. Это са мое примитивное язычество. Еду лучше от дать нищему или голодному. Недопустимо в гроб класть никакие лишние предметы: рас ческу, деньги, косметику, сигареты. Будем же так поминать наших усопших, как установлено Духом Святым в нашей Цер кви. Как пишет апостол Павел в 1 послании к Коринфянам: «все должно быть благообразно и чинно». Тогда и нашим сродникам усопшим польза будет, и мы вступим в стихию, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Аминь. Иерей Василий Вольский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz