Миссионерская православная газета. 2001 г. № 10. Октябрь.

На снимке священники (слева направо): Александр Кудрявцев. Сергий Кузнецов и настоятель Порфирий Казанский. Фото 1958 года. щимися), из Москвы пришло распоряжение: храм закрыть. Отец Порфирий со слезами приехал из горисполкома, опустился на коле­ ни: «Храм закрывают». Верующие решили не допустить разорения храма. Церковь закрыли на замок, а ключи были у уборщицы Алексан­ дры Афанасьевны Куршевой (будущей схимо­ нахини Херувимы), она их где-то спрятала. Приехали власти, требовали открыть храм, Александра Куршева ответила: «Что хотите делайте со мной, хоть в Москву увозите, а ключей у меня нет». Ее увезли в милицию, вместе с ней был арестован Илья Митрофа­ нович Трефильев (отец свечницы Марии Иль­ иничны), их сутки держали, потом отпустили. Верующие примерно около года дежурили около храма, чтобы не допустить его разорения. Еще перед закрытием храма безбожники устраивали у алтаря митинги с лозунгами, чтобы храм закрыть. На батюшек и устно, и через областные газеты лили всякую грязь, потом священников лишили жилья, и даже не все свои вещи они смогли забрать с собой. Отец Порфирий купил дом на Больничном (по­ том он уехал в Сергиев Посад), а отец Сер­ гии попросился у вла­ дыки перевести его в Красноборск Архан ­ гельской области. Было ему тогда уже 73 года, но, привыкший с дет­ ства служить Богу и Святой Его Церкви, ба­ тюшка не представлял себе дальнейшей жиз­ ни без храма. И вот 12 апреля 1961 года (эту дату в семье Кузнецовых хо­ рошо запомнили: полет Ю. Гагарина в космос) дочь Маргарита поеха­ ла провожать отца в . аэропорт. Он должен был улететь в Архангельск. Вдруг диспетчер объявляет: «Кузнецов Сергей Алексеевич, сроч­ но явиться к начальнику вокзала». Начальник вокзала сообщает, что отца Сергия требует к себе уполномоченный Шабанов. Сдали билет, взяли такси, приехали к уполномоченному. Он над батюшкой издевался целый день, кри­ чал на старого священника: «Я здесь хозяин, а ты кто?» Батюшка смиренно переносил все унижения и оскорбления. Потом все-таки удалось переехать в Ар­ хангельск. Там отец Сергий служил «по сле­ дам» священника Владимира Жохова: Крас­ ноборск, Котлас, Кочпон (Республика Коми), Вельск. В Красноборск зимой к батюшке из соседних деревень приезжало много людей. Это было настоящее паломничество, люди жили при храме по несколько недель, ходили в храм, молились. В 1962 году отец Сергий с матушкой в Вельске отмечали золотую свадьбу. К ним съехалось много детей, внуков. В Вельске 20 декабря 1967 года в возрасте 79 лет батюшка вышел за штат, и они с матушкой вернулись в Мурманск. П Р А В О . С Л А В Н О Г О Б Л А Г О Ч Е С Т И ДИА\ИТРИеВСКАЯ родительокАя C Y E E 0 T & В отличие от других родительских суббот, имеющих общецерковное значение, Димитри- евская родительская суббота, представляет собой русское благочестивое установление. По преданию Русской Православной Церк­ ви, поминовение усопших в субботу (в этом году - 3 ноября) перед праздником святого Димитрия Солунского установлено в 1380 году святым великим князем Димитрием Иоанно­ вичем Донским для поминовения павших на Куликовом попе в битве с Мамаем 8 сентяб­ ря (ст.ст. ) 1380 года. Постепенно ослабела память о воинах, пав­ ших на Куликовом поле, и суббота перед Ди­ митриевым днем стала обычной поминальной субботой. В Священном Писании есть немало указа­ ний на молитвенное поминовение умерших, на милостыню о них. Так, в ветхозаветной Церкви существовал обычай преломлять по умершим хлебы и раздавать их при гробах неимущим, налагать на себя пост по случаю кончины близких. Все это делалось с целью испросить умершим прощение их грехов. Обычай этот перешел и в новозаветную Церковь, так как в Новом Завете еще ярче выражена мысль о том, что тело христиан умирает, а душа остается бессмертной. Пото­ му, руководствуясь законом любви, Православ­ ная Церковь творит мопитву за усопших, ис­ прашивая у Господа прощения их грехов. Все мы знаем о том, что за усопших необ­ ходимо творить молитву, подавать записки в алтарь об упокоении, заказывать сорокоусты, творить милостыню. Но очень часто эти наши благие намерения сопровождаются беззако­ ниями, безобразиями - языческими, антихри­ стианскими. Первое зло, которое неискоренимо в на­ шем народе еще с языческих времен, - это поминовение усопших алкогольными напитка­ ми. Поминки - это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы будем услаждать себя вином? Не случайно из-за этого многие поминки превращаются в еще один повод для родственников собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть - об усоп­ шем здесь напрочь забывается. По слову свя­ тителя Иоанна Златоуста, тот, кто поминает умерших винопитием, ходатайствует не об избавлении от мук души усопшего, а об умно­ жении ей огня геенского. Очень часто прихо­ дится наблюдать такую картину: не успели закопать покойника, а уже открываются бу­ тылки с водкой, закуска, и начинается язы­ ческая тризна. При этом никто не думает о том, постный день или нет. Некоторые для этих цепей целые рестораны на кладбищах устраивают, столы, скамейки. А вместо кади­ ла - табачный дым. Прямое служение сатане! Все это недостойно православного христиани­ на. Кто поминал усопших водкой, тот должен пойти на могилу, просить у них прощения, а затем в храме на исповеди раскаяться. 5 9 августа 1968 года умерпа матушка Ев­ лампия Яковлевна - верная помощница, все­ гда и везде следовавшая за своим мужем, разделявшая с ним все тяготы и лишения священнического служения в те годы. Для ба­ тюшки это было большое горе. Он ее отпел и сразу же слег. Родственники думали, что и батюшка уйдет вслед за матушкой. Пригласи­ ли друга батюшки протоиерея Илию Кутузова (после закрытия Никольского храма в селе Ковда он служил в Кировске, а потом был переведен в Мурманск). Отец Илия пособоро- вал, причастил отца Сергия и сказал, что будет жить. Так и получилось: батюшка после этого прожил еще три года. Будучи за штатом, отец Сергий всегда ста­ рался в воскресенье и праздничные дни при­ езжать в храм. Его привозила дочь Маргари­ та. Он причащался, очень бывал рад, если удавалось послужить. Только два месяца, ког­ да батюшка тяжело заболел, он не был в храме. Когда отец Сергий еще мог ходить, он выходил с палочкой на улицу, сидел около подъезда. Люди знали, что это батюшка, под­ ходили, беседовали, задавали вопросы, и он отвечал на них, делился своим богатым ду­ ховным опытом. Не исключено, что батюшка имел дар про­ зорливости. Незадолго до смерти отец Сер­ гий, лежа на кровати, приподнялся и сказал: «Костенька, Костенька, спаси тебя Господи». Вскоре после этого пришло известие: внук Константин погиб в армии в Тихвине. Скончался отец Сергий Кузнецов 21 фев­ раля 1971 года. Отпевал его протоиерей Сер­ гий Кульчинский. Похоронили батюшку вмес­ те с матушкой на старом кладбище в север­ ной промзоне. Низкий поклон и вечная память протоиерею Сергию Кузнецову, прослуживше­ му в нашем городе в течение 14 лет. Иерей Василий Вольский От редакции. Если кто-то помнит отца Сергия Кузне­ цова или лично был знаком с ним, мы будем роды дополнить наш рассказ вашими воспоминаниями. Часто, когда привозят покойников в храм, мы видим, что они одетьі в дорогие одежды, сами гробы очень дорогие. Да и на могилах устанавливают дорогие памятники вместо того, чтобы поставить крест. Люди заботятся о внеш­ нем, как бы пошикарнее все обставить. Лишь бы мяса побольше, водки - о молитве разго­ вора нет. В лучшем случае можно услышать: «Пусть земля ему будет пухом» - чисто язы­ ческое изречение. Как будто мертвое тело что-то чувствует. И когда начинаешь вразум­ лять, что положено так и так, в ответ часто слышишь: про нас люди скажут, что денег на мясо и на водку пожалели! Нам должно быть безразлично, что люди скажут! Что Господь скажет и как наше поминовение будет полез­ но для усопшего - вот что нас должно волно­ вать, а не слава, которая про нас пойдет. «Люди сегодня хвалят, а завтра свалят», - гласти русская народная пословица. Недопустимо не только есть на кладбище, но и оставлять еду, ставить рюмку. Это са­ мое примитивное язычество. Еду лучше от­ дать нищему или голодному. Недопустимо в гроб класть никакие лишние предметы: рас­ ческу, деньги, косметику, сигареты. Будем же так поминать наших усопших, как установлено Духом Святым в нашей Цер­ кви. Как пишет апостол Павел в 1 послании к Коринфянам: «все должно быть благообразно и чинно». Тогда и нашим сродникам усопшим польза будет, и мы вступим в стихию, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Аминь. Иерей Василий Вольский

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz