Миссионерская православная газета. 2001 г. № 10. Октябрь.

n P O T O U E P E U C E P r U U К У З Н Е Ц О В (Окончание. Начало в девятом номере газеты.) Так выглядел Свято-Никольский храм, когда в нем служил протоиерей Сергий Кузнецов Храм преподобного Трифона Печенгского. Фото 1956 года. для священнических семей. Ненависть к свя­ щеннослужителям со стороны властей пере­ ходила и на детей: притеснения, насмешки, издевательства в школе и на работе. Батюш­ ку с матушкой вызывали в школу, стыдили за то, что их дети носят крестики, что они не­ правильно воспитывают детей. Серафима, сына отца Сергия, не брали в армию, так как отец служил в церкви. Дочь Маргарита поступила в Мурманский пединститут на физмат. Через неделю после начала учебного года ее отчис­ лили: якобы перебор получился. Понятно, что скии храм, затем построили маленькую цер­ ковь преподобного Трифона Печенгского (на этом месте сейчас стоит епархиальная мини- пекарня). Это было сделано на большие по­ жертвования, которые тогда поступали в ос­ новном от рыбаков, возвращавшихся с про­ мысла в порт. Рядом с солеей был ящик, куда люди при­ носили ковры, вазы - одним словом, все не­ обходимое для церкви. Жертвовали много золотых денег царского времени достоинством в 1, 5, 10 рублей. При отце Сергии все это его проповедей. Осталось в памяти людей, что батюшка говорил, что надо отмечать День Ангела, а не день рождения. Конец 50-х и начало 60-х годов были отме­ чены в нашей стране новыми гонениями на Церковь Христову. Не оставили в покое и наш северный край. В 1961 году в области действовала только одна Казанская церковь в Кировске. Вот такая была «оттепель» при Хрущеве. В 1960 году закрыли Благовещенс­ кую церковь в Коле, а затем уполномочен­ ный по связям с Русской Православной Цер­ ковью Шабанов добрался и до Никольского храма в городе Мурманске. Настоятелем (и одновременно благочинным) тогда был прото­ иерей Порфирий Казанский, а протоиерей Сергий Кузнецов по возрасту попросился у владыки быть вторым священником. Шабанов сообил Хрущеву в Москву, что в Мурманске на Пасху в храме было всего пять человек (на самом деле храм был переполнен моля- / Настоятелем в Никольском храме Мурман­ ска в конце 40-х годов служил протоиерей Николай Пулькин, который до этого был на­ стоятелем Благовещенской церкви в городе Коле. Отец Николай был переведен из Колы так никогда не делается. Узнали, что отец - священник, и решили отомстить. Только глу­ бокая вера и убежденность в правильности выбранного пути помогла выстоять этим лю­ дям в те годы. В 50-60-е годы в четырех уцелевших при­ ходах Мурманского благочиния (в Мурманске, Коле, Кировске и Ковде), кроме отца Сергия, служили священники, прошедшие ГУЛАГ, пыт­ ки и издевательства. Это такие светильники веры Христовой, как протоиерей Владимир Обнорский из Колы, протоиерей Иоанн Шас- тов и священник Стефан Мишурин из Киров- ска, иерей Димитрий Афанасьев из Мурманс­ ка. Отец Владимир Обнорский пять лет про­ вел в Бамлаге Амурской области, там потерял свое здоровье, но не отрекся от веры. Одно время он служил и в Мурманске. В годы гонений в Кировске было много репрессиро­ ванных: епископов, священников, диаконов, монашествующих. Архиереев потом куда-то увезли, а священников и диаконов оставили. Среди них были священники Александр Шапо­ валов, Стефан Мишурин, Иоанн Шастов, слу­ жившие потом в Казанском храме города Кировска. Их осудили по 58-й статье (выступ­ ления против советской власти). Например, отцу Иоанну Шастову никогда не разрешали выезжать за пределы Мурманской области (даже в отпуск), так он и служил в течение многих лет без отпусков, пока не вышел за штат. Отец Димитрий Афанасьев был в Ки­ ровске псаломщиком, потом его рукоположи­ ли во диакона, затем священника, и он служил вместе с отцом Сер- / ................ гием и отцом Николае?-. Пульки- | ным в Мурманске до 1. 52 года і (похоронен на старом кладбище). j Эти исповедники дружили и под­ держивали друг друга в тяжелые времена. Отец Сергий Кузнецов много сделал для мурманского прихода: при нем расширяли Свято-Николь- в Мурманск в 1947 году, когда уехал отец Владимир Жохов. Отца Николая отправили в Мурманскую область в ссылку. Прослужил он здесь недолго - до 1951 года, а затем уехал на родину, в Котлас (Архангельская область), и служил там. О себе в Мурманске протоие­ рей Николай оставил память: палисадник за алтарем Свято-Никольского собора посажен его руками. После отъезда отца Николая священник Сергий Кузнецов стал настоятелем храма. Труд­ ные это были годы для верующих, а особенно хранилось, а куда потом делось - неизвестно. Ходил отец Сергий и по домам совершать требы. Брал с собой внучку Ариадну (боялись родственники отпускать его одного: мало ли что). Часто люди приглашали причастить боль­ ного, умирающего, а на самом деле под ви­ дом этого надо было окрестить младенца. Даже влиятельные люди в городе приглашали ба­ тюшку окрестить их детей. Были тогда в Мурманске и среди руковод­ ства верующие люди (как праведный Никодим - тайный ученик Христа). Секретарь обкома партии был верующим человеком, он тайно жертвовал на храм большие деньги. Его мать ходила в храм, и через нее он передавал свои пожертвования. Она повязывала платок на самые глаза, чтобы ее в храме никто не узнал, приносила эти деньги от своего сына в храм и отдавала батюшкам, чтобы те разда­ вали нуждающимся людям. В то время в Мурманск заходили многие иностранные суда из Англии, Франции, Шве­ ции. Иностранные моряки всегда хотели по­ сетить в городе церковь. Но их всячески ста­ рались не допустить, выдвигая разные причи­ ны: то дорога ремонтируется, то храм закрыт. Во время отпуска отец Сергий с матушкой ездили по святым местам: Киев, Печоры. Москва. Батюшка был разносторонним чело­ веком, имел большую библиотеку, читал мно­ го и духовной, и художественной литературы (поэтому был замечательным проповедником). Конечно, сейчас никто не может вспомнить Священники Сергий Кузнецов (слева) и Николай Пулькин у Свято-Никольского храма. Крайняя справа Александра Куршева (будущая схимонахиня Херувима). Фото 1951 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz