Миссионерская православная газета. 2001 г. № 10. Октябрь.
3 ОБ ИКОНЕ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ , СОЛОВЕЦКОМ МОНАСТЫРЕ И ПОДВИЖНИЧЕСТВЕ ТЕРМАН Святые преподобные Соловецкие чудотвор цы Зосима и Савватий известны нам как основатели Соловецкого монастыря. Этот монастырь три столетия владел угодьями в Умбской и Варзужской волостях. Три века влияния духовного просветительства и настав ничества - это, согласитесь, немало. Многие терские поморы отрабатывали трудниками по несколько лет на монастырских промыслах: зверобойных, рыболовных, солеваренных - в море, на берегу или же на основной террито рии, в стенах самого монастыря. Первые хра мы на Терском берегу (в Варзуге, Умбе, Каш- каранцах) были построены соловецкими ино ками и на средства самого монастыря, множество икон в терских храмах было напи сано в Соловецком монастыре. На монастырском кладбище Соловков, го ворят путешественники, до сих пор сохрани лись старые надгробные плиты, свидетельству ющие о захоронении под ними наших земля ков. Музей этнографии терских поморов имеет перепечатки из «Актов Соловецкого монасты ря» - ярких документов ХѴ-ХѴІ веков по ис тории земельной собственности и народного хозяйства селений Терского берега Белого моря. Читая акты, я поражалась живой вере и щедрости поморов: дарили монастырям свои земельные участки, охотничьи и рыболовные ловища, завещая поминать родных и близких. Есть ли сейчас такая вера и такая щедрость, почитание святынь среди земляков? Навер ное, есть. Давайте откроем книгу «Соловецкая вот чина ХѴ-ХѴІ веков», изданную в Перми в Икона Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, конец XX века, Афанасьевская церковь села Варзуга 1927 году. Ее автор пишет: «По-видимому, впервые Соловецкий монастырь появляется на Терском берегу в игуменство Зосимы, когда в 1466 году Тимофей Ермолин отдал в мона стырь свой участок (в воде и полеший лес) в Умбе и Варзуге... Несколько позднее, в 1470 году, будучи в Новгороде, Зосима получил от Марфы Борецкой жалованную грамоту на ее вотчину (рыбные ловли, землю, воды, пожни и леший лес) на Терском берегу от Умбския межи, от Кашкаранского ручья до Красные щелейки (между реками Умбой и Варзугой) и тони: Каменную, Кашкаранский наволок и Точильный ручей. Зосима и Савватий еще в 1547 году были причислены к лику святых. Их «Жития» явля лись увлекательным чтением русских помо ров. Любопытно, что в тексте «Жития» упо минается селение Умба. Вероятно, много чу дес, связанных с Зосимой и Савватием случилось именно на Терском берегу. Терча- не очень чтили этих святых и сооружали в их память часовни (Умба, Кузомень) и церкви (Стрельна, Варзуга), в домах и храмах терс ких имелись иконы соловецких чудотворцев. В храмах иконе Зосимы и Савватия отводи лось почетное место. Чудотворцам молились, прося здоровья, спасения на море, благопо лучия и благословения при храмовом строи тельстве, прося успехов в хозяйственной де ятельности и духовного наставничества в жизни. Иконы Зосимы и Савватия часто писались с «житием» - большим количеством биогра фических сцен (на иконе главного Соловецко го храма 56 клейм). «Образ Зосимы и Савва тия соловецких с изображением чудес» нахо дился в Успенской церкви в Варзуге. Может быть и в нашей Воскресенской церкви, нахо дящейся в селе Умба, был образ святых. И, скорее всего, он не уничтожен. Наверное, Бог спас! Вероятно, икона хранится дома у кого-то из старожилов, ждет своего возвра- ЩѲНИЯ R XPPIV’ Ноп\?<мп i t * Ч ог- — КО“ на - это молитва в красках. Соединенная с молитвой словесной, молитвой устами и сер дцем множества верующих, она, несомненно, принесет добро. Зосима и Савватий помогут нам и сегодня, как помогали нашим предкам. Будем молиться и верить. Икона (не только эта, но и любая другая) не должна пылиться под спудом в сундуке, шкафу или просто в углу за занавеской. Она предназначена для молитвы - так подарите ее, пожалуйста, Воскресенской церкви Умбы! Господь видит дарителей, земляки. Церковь будет поминать вас и ваших близких. Спустя несколько месяцев после публика ции этого материала в районной газете «Тер ский берег» в православной церкви Умбы по явился образ святых, написанный каноничес ки. Выполнил работу художник-иконописец из Кировска Владимир Бобылев по заказу при хожан Умбы. Кроме образа основателей Со ловецкого монастыря он написал для умбян и икону Богоматери «Знамение», образы пре подобных Кирилла Белозерского, Трифона Пе- ченгского, святого праведного Иоанна Кронш тадтского. Рядом с многочисленными Богородичными иконами, пожертвованными прихожанами в новый придел церкви, пришли к нам и четыре большие старинные иконы, которые уже под готовлены для реставрации. Раба Божия Л. Панова, поселок Умба СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ КОЛЬСКОЙ j преподобный вдрлдлм керетский, I польский чудотворец I (рассказ для детей) \ j Петом этого года в городе Кола была I I освящена новая церковь во имя препо- [ I добного Варлаама Керетского. I Что мы знаем об этом святом? Слу- j жил он как раз в городе Кола свяиценни- I ком в храме святителя Николая. Было { это давно, во дни царя Иоанна Грозного j в XVI веке. Родился и вырос преподоб- J ный Варлаам на Карельском побережье I Белого моря, в селе Кереть. I Варлаам усердно служил Богу и ближ- І ним. Но враг рода человеческого (лука- I вый) уловил праведного в свои сети. Он I насылал на Варлаама помыслы ревности. I Священник стал думать о своей жене, j что она не любит его и хочет от него j уйти. На самом деле это была неправда, j Варлаам не смог сразу остановиться, j раскаяться в своих злых чувствах. В душе J его разгорелся гнев. В приступе ярости I Варлаам убил свою ни в чем не повин- I ную жену. Видите, как грешно подозре- I вать людей, злиться на них? j Однако, совершив такой страшный грех, I Варлаам вскоре убедился в невиновнос- j ти своей жены. Он понял всю глубину j своего падения, стал горько плакать, строго 1 поститься, каяться. I Варлаам знал, что он уже недостоин J быть священником, и оставил свою долж- I ность. А чтобы искупить вину, он подверг 1 себя наказанию: положил труп жены в 1 I карбас (поморскую лодку) и стал плавать | I без отдыха по Северному Ледовитому | J океану, со слезами прося Господа о про- J I щении. И Милосердный Бог услышал его. J I Варлааму было даровано извещение о том, I I что страшный грех его прощён. Произош- I j ло это так. Около Святого носа плавание J I было очень опасно, потому что здесь р I водились особые морские черви (моллюс- J j ки, называемые «корабельные сверлила»). | І Эти черви протачивали суда из самого J І крепкого леса и заставляли поморов пе- f ретаскивать их берегом. Моллюски не при- J ; чинили вреда преподобному, но он хотел | { сделать плавание безопасным для всех, j j Святой помолился Богу, и черви совер- j j шенно исчезли из этих мест. Так Господь | J известил Преподобного, что грех его про- | I щен- j I После этого Варлаам оставил мир и І I стал монахом. Он поселился поначалу в I j лесу близ озера Керети, а затем удалил- | j ся к Чупской губе. Там он построил ча- J I совню и проповедовал веру Христову I I лопарям-язычникам. По преданию, про- j j жил преподобный Варлаам очень долго и I j скончался в конце ХѴІІ века. J I Неизвестно, когда и кем многостра- I дальное и трудолюбивое тело подвижника I было перенесено в село Кереть и погре- } бено при храме святого Георгия, за алта- j рем, с восточной стороны. 1 Господь прославил своего угодника j многими чудесами. Варлаам Керетский j получил от Бога особую благодать прихо- j дить на помощь мореплавателям. I Святой Варлаам Керетский - наш зем- j ляк, покровитель мореходов. Он всегда I молится Богу за наш Кольский край и за j тех, кто ходит в море. И мы должны мо- I литься Богу и преподобному Варлааму за I моряков. Память святого Варлаама Ке- j ретского 19 ноября. Г алина Сиротинская
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz