Миссионерская православная газета. 2000 г. № 9. Сентябрь.

5 ВЕЛОПРОБЕГ-ПАЛОМНиЧЕСТВО ЗАВЕРШЕН 20 августа сего года, с прибытием в Трифонов Печенгский мужской монас­ тырь, завершился « Велопробег-паломни­ чество по святым местам Баренцева региона». Паломники - 15-16-летние школьники из Североморска - за 33 дня преодолели на велосипедах более 3200 км по территории России, Финляндии и Норвегии. Маршрут велопробега был со­ ставлен таким образом, чтобы юные пилигримы смогли побывать в православ­ ных храмах и монастырях, расположен­ ных на всем пути их следования. Вот что рассказал нам организатор пробега председатель североморского I велоклуба «Пилигримы» Анатолий Липин: ‘ «Наш велопробег-паломничество, со- I стоявшийся s год празднования 2000- I летия Рождества Христова, преследовал • не только спортивные, но и нравствен­ ные, воспитательные цели. Мы хотели по­ знакомить юных велосипедистов с осно­ вами Православной веры, показать мно­ говековую историю Православия в на­ шем регионе, дать ребятам возможность побывать в древнейших российских мо ­ настырях. На протяжении этого месяца мы по­ сетили Трифонов Печенгский, Соловец­ кий и Валаамский монастыри на терри­ тории России, Ново-Валаамский мужс­ кой и Свято-Троицкий женский право­ славные монастыри в Финляндии, побы­ вали в православных храмах . находящих­ ся на маршруте велопробега. Например, ребята с удивлением узнали о том, что самый древний православный храм на [ Кольской земле - часовня святого вели- \ комученика Гэоргия Победоносца - на- j ходится в Нейдене (Норвегия). Навсегда запомним мы и те тревож - | ные минуты, которые нам пришлось пе- \ режить во время путешествия на катере } по беспокойному Белому морю к Соло­ вецкому монастырю и обратно. Именно тогда многим из нас стали понятны при­ чины, по которым кольские поморы так усердно обращались за помощью ко Гос­ поду и Его святым угодникам - покрови­ телям мореплавателей. Очень интересным оказалось сравне­ ние условий жизни в православных мо ­ настырях разных стран. Во многом у нас разнятся и правила церковного благоче­ стия, отношение к Таинствам. Надеем­ ся, что эти сопоставления поселят в сер­ дцах наших ребят уверенность в благо­ датной духовной силе русского Право­ славия. И пусть не все из юных палом­ ников станут по-настоящему воцерков- ленными людьми, нравственный заряд от этого путешествия, без сомнения, дол­ жен оставить свой благотворный след в их душах. С . Филиппов V........................................................................ J Особенностью в о и н с к о й службы является в ы ­ с о к и й коллективизм. Жизнь в коллективе: с одной стороны, требует от личности жертвенно­ сти в пользу коллектива, а с другой стороны - именно в коллективе каждая личность должна обрести подлинный расцвет. Решением этой ди­ леммы в русской дореволюционной армии за­ нимался целый институт священства, а глав­ ным средством были исповедь и причащение воинов. Сегодня мы уже имеем практический опыт возрождения православных традиций, когда целые подразделения в монастыре на Боже­ ственной литургии исповедуются, причащаются Христовых Таин. Приходит разрозненная масса людей, безусловно, по своему желанию, прохо­ дит некоторое время, и Божественная служба так влияет на людей, что человек преображает­ ся. К концу службы я вижу уже не просто собрание людей, а единый целостный организм. Это делает благодать Божия. Совсем недавно во время проведения дней празднования святым мученикам благоверным князьям Борису и Глебу на пограничной заста­ ве «Екатерининская» Никельского погранотря- да прошло знаменательное событие: впервые Божественная литургия совершалась прямо на заставе Владыкой Симоном. В ходе архиерейского богослужения испове­ дался и причастился почти весь личный состав заставы, свободный от службы. И эти Таинства Церкви зримо изменили весь коллектив, Сам Бог скрепил их таинственным образом, сделал единым и целостным, хотя сами они этого, воз­ можно, еще не сознают и не понимают. Но для прихожан наших православ­ ных храмов такое духов­ ное единение реально и осязаемо. В нынешнее время на­ метился процесс, который можно назвать явлением в жизни общества: армия и флот сами идут в храм. И чем чаще воины будут по­ сещать церковь, тем бла­ готворнее это будет сказы­ ваться как на каждой лич­ ности, так и в решении об­ щественно-коллективных за­ дач. В храме духовная связь с нашими предками удивительным образом вос­ станавливается и позволя­ ет мальчишкам в мгнове­ ние ока воспринять и об­ рести в себе великое наследие христолюбивого воинства. Одна из задач возрождения армии и флота - становление духовно образованных офице- ров-воспитателей, хотя бы и не являющихся верующими. Внутренний сокровенный человек - это тот, что есть (именно отсюда образуется слово «честь»- что есть). Без понимания этого внутреннего сокровенного человека, духовного различения его от человека внешнего многие воспитательные процессы обречены на провал. Вопросом наших будущих встреч может стать ознакомление офицеров с внутренними сокро­ вищами Православия, этой удивительной кла­ дези премудрости, средств воздействия на душу человека, которые непременно нужно обрести и использовать для воспитания российского во­ инства. ственные основы жизни нашего народа. В ар­ мию приходят служить инфанты, которые не различают добро и зло. Многие не понимают, например, что неуставные взаимоотношения - это величайшее зло, и очень удивляются, когда тех, кто допускает неуставные взаимоотноше­ ния, я называю вра- ами России. Ведь не секрет, что целые ин­ ституты в США зани­ маются насаждением этой заразы в наших Вооруженных Силах, что не такой уж это стихийный процесс. Именно воспитание у матроса и солдата умения различать добро и зло, как мне кажется, и должно 6 ьіть основной состав­ ляющей работы офи- цера-воспитателя. Жертва и подвиг - это понятия право­ славной аскетики, которые так же, как воинам, близки и монахам, служение которых и жерт­ венное, и подвижническое. Условия жизни и служения монахов и послушников нашего мо­ настыря, по признанию матросов и солдат, по­ бывавших в обители, суровее, чем в их соб­ ственных подразделениях. Только братский дух, который правит в монастыре, помогает выдер­ живать любые трудности и лишения. Когда та­ кой дух будет действовать в воинском коллек­ тиве, коллектив этот станет непобедим.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz