Миссионерская православная газета. 2000 г. № 9. Сентябрь.
3 шШШШШКТТГъТПл ЛАЗАРЕВ подворья Трифонов Печві ЧГСКОГО Мі онастыря Впервые на подворье Трифонов Печенг- ского мужского монастыря не было Преоб раженской праздничной литургии. В пер вый раз за прошедшие восемь лет я не пела радостное: «Преобразился еси на горе Христе Боже...». Я сидела у телефона, ожи дая известий из Видяева, куда отец Даниил уехал служить литургию. Поддержать дух людей, сломленных горем, - непонятная, трудная, волнующая, очень ответственная задача. Нас, певчих, вызвали днем позже. Ехали как на войну: торжественно, страш новато... Процарапала сердце фраза, бро шенная одним из родных: «Понятно, там покойники, значит, нужны церковники». Но покойников не было. Были люди с потрясающей силою верившие в то, что их отцы, дети, мужья - живы и молитва помо жет вызволить из плена «в пучине водной погребенных». Такой молитвы прежде мы не слыхали. Панихиду петь было невозможно: моли лись единодушно о спасении и о здравии. Пели акафисты, хотя сами мы понимали и чувствовали, что «о упокоении» было бы более к месту. Но, раз увидев этих людей, стыдно было хоть чем-то показать свои со мнения. В пламенном молитвенной порыве все опускались на колени, когда на екте- нии батюшка начинал перечислять имена. И к небу несся вопль их сердец. И невоз можно было не припустить эту боль сквозь себя. За несколько дней они стали для нас родными. Но было и другое: нетрезво брошенное с крыльца ДОФа: «Эй, батюшки! Видяево - за здравие!»; ненавидящее: «Не дадим хо ронить наших детей!»; презрительное: «Сле телись как вороны!» В большом городе человек может быть «расплывчатым», полухорошим-полуплохим, так и проживет всю жизнь, маскируясь, при меряя то одну роль, то другую. В Мурман ске не так бросается в глаза образ жизни каждого. Гарнизон же - деревня, в которой приходится выбирать - или быть хорошим, или - плохим. «Коктейль» не получается. Все на виду друг у друга. «Поэтому и решили основать общину, - рассказывает Ирина, хозяйка квартиры, у которой мне довелось гостить. - Раньше гуляли на праздники, веселились, а потом стали задумываться: что дальше?» Отец Александр из Заозерска приезжает раз в неделю совершать требы. На этот раз он еще не успел вернуться из отпуска, поэтому Катя, жена Владимира, начальни ка штаба дивизии, организовала приглаше ние игумена Аристарха. Так мы с отцом Даниилом оказались в эпицентре событий. Отец Аристарх в одной из проповедей сказал: «...это подвиг - уходить в море от разоренного Видяева». Один из опшарпан- ных подъездов промелькнул на экранах TV благодаря Президенту России, бывшему в гостях у Лячиных... Горячую воду в посел ке дали в честь приезда Путина и множе ства родственников погибших моряков. Дома у Ирины поверх газовой плиты, ненужной из-за отсутствия газа, стоит элек троплитка, во всех комнатах - по обогрева телю. Люди привыкли жить без газа, ото пления, горячей воды круглый год. Это вра зумляет. Мы тут, в Мурманске, возмущаемся, что в сентябре отопления нет. Для того, чтобы люди увидели условия жизни и службы подводников, была органи зована экскурсия на «Воронеж» - брат-близ нец «Курска». Лодка похожа на огромную пузатую рыбу. Спина - над водой, «пузо» - внизу. Но когда попадаешь внутрь, ощуще ние огромности куда-то улетучивается. Уз кая труба с лестницей, в которую только стройный проползет - таков «вход». Даль ше - как в стиральную машину забираешь ся в каждый отсек. Узкое пространство и кругом приборы, приборы... В момент уда ра сместилась ось вала, проходящего че рез отсеки, и жутко представить, что было там, в этой гробовой тесноте. Душно, хочется скорей выбраться на волю. Как же они там по два месяца и более в «автономке»? После этой экскурсии наша служба в храме без выходных и отпусков кажется курортом. Последний день. Кульминация событий. Похороны. «Клавдия Еланская» выходит в море. Но перед этим - торжественная це ремония у условной могилы. Возлагают цветы. Проходят строем офицеры. Люди падают в обморок. Медики действуют чет ко, слаженно, оперативно. Замечаем ог ромную разницу в поведении людей право славных и не имеющих отношения к Церк ви. Мама одного из матросов: «Молитесь за моего мальчика. С мужем не повезло, а Димочка был - не нарадоваться». Отец Вла димира, Тихон, колоритный старик, как ка питан из фильма о пиратах, приехал из Севастополя. «Спасибо, что были с нами, большое дело сделали. Правда, стресс вы с меня не сняли, но как так у вас горло уст роено, что за душу берет?» Это была высшая награда для нас - благодарность. С другой мамой си дим на корточках в ДОФе, не обращая внимания на окружа ющий люд, ей надо высказать свою боль тому, кто услышит. Кто-то подбегает к ней со стаканом воды. Она: «Пошли вы с ва шей водой!» Ну вот и пирс, с од ной стороны - «Воро неж», с другой - «Клав дия Еланская». Пере кличка. Духовенство пропускают в первую очередь, и мы оказы ваемся в одной каюте с мусульманами. Они будут совершать намаз после нашей православ ной панихиды. Мусуль мане не верят в то, что молитва об усоп ших может облегчить их загробную участь. Эта молитва нужна для живых. Она засчи тывается как добродетель тем, кто молит ся. А усопшие - «жить надо честно, правед но, а не надеяться, что потом кто-то тебя отмолит». Что ж, нам есть о чем задумать ся. Общительный мусульманин, прочитав нам с отцом Даниилом целую лекцию о своей религии, спрашивает меня: «А у вас есть шапочка?» (имея в виду клобук). Отвечаю: «Как владыка благословит». На этом наше общение прекращается, так как в каюту вводят рыдающую женщину, и мы, оставив мусульманина, выходим на палубу. Там - красота. Впервые в жизни я поня ла, почему цвет морской волны так назы вается. Он такой и есть под солнцем - яркий, сочный, как на картине. Но вода непрозрачная, как будто заправлена моло ком. Местные жители говорят, что вода не всегда была такой. Она изменила свой цвет 12 августа. Еще Ирина рассказывает, что многие дивились и страшились от небесно го знамения, бывшего в начале августа: небо вдруг разделилось на две части, сверху - черная бездна, а снизу - кровавая багря ница. «Никогда в жизни такого страху на небе не видела». А на третий день нашего пребывания в Видяево, перед вечерним богослужением, в помещение храма (бывший магазин) вбе жала Катя: «Радуга! Мы только что видели радугу, они живы!» Радуга была нетипич ная, сверхъестественная, стояла подковой, похожая на епитрахиль священника. Кто-то спрашивает владыку: «У меня брат был лютеранин, могу ли я за него свечи ставить в православном храме?» Владыка властно и уверенно отвечает всем собрав шимся в храме: «А кто посмеет возразить, если я скажу, чта они все православные мученики, принявшие крещение в ледяной воде? Кто может доказать, что они не мо лились Господу перед смертью?» Это мученичество - плата за все наше российское зло. Помню, как в детстве мать ругалась: «Зажрались, войны вам не хва тает!» А вот теперь - хватает: и войны, и голода, и нищеты... Хватило бы веры - вы стоять до конца!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz