Миссионерская православная газета. 2000 г. № 1. Январь.
КОГДА Же ГІРШЕД В № IP СГІАСѴІТЕЛЬѴ Многие исследователи в последнее время, и особенно в преддверии 2000-летнего юбилея пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа, задаваясь целью определить достоверную дату Рождества Спасителя, черпали свою аргументацию из самых разнообразных, как научных, так и околонаучных источников. Для православного христианина, самым надежным источнком истинной информации было, есть и будет Священное Писание и Священное Предание. Именно из этих источников черпала древняя Русь Православная свое знание, ведя летосчис ление от сотворения Мира. В допетровскую эпо ху Рождение Христа приходилось на 5500 год от сотворения мира. В святцах патриарха Иоси фа, например, записано: «Родился Господь наш Иисус Христос в лето Августа царя, единовла- стителя тогда во вселеной. В лето от создания мира 5500, индикта 10, круга солнцу 12, Луны 9, в среду». К великому сожалению, в основу всех «за падных» календарей легли ошибочные вычисле ния года Рождества Христова, проведенные мо нахом Дионисием Малым в 525 году, который рассчитал дату Рождества на 7 лет позже, чем были фактически евангельские события в Виф лееме. В 1582 году с отменой в Западной Церкви так называемого юлианского летоисчисления и введением григорианского календаря (нового сти ля) папой Григорием XIII было утверждено и новое летоисчисление «от Рождества Христо ва» с ошибкой монаха Дионисия. Православная Церковь строго оберегала па ству от этих заблуждений. В Требнике патри арха Филарета (Романова) так говорилось об этом в «Чине приходящих от ересей»: «Проклинаю ложное их (латинян) прелестное их летописцев указание, яко Господь наш Иисус Христос воп лотится не в лето пять тысяч пять сотое». То есть если бы мы и сейчас жили по древ неправославному календарю, то нынешний юби лей христианства мы встретили бы в 1993 году. Интересно, что еще в конце XVI века аст роном Иоанн Кеплер утверждал, что «Вифле емской звездой», которая указывала восточным мудрецам (волхвам) на рождение Царя Иудейс кого - Спасителя Мира - было уникальное со единение планет Юпитера и Сатурна, произо шедшее именно в 7 году до н.э. К, сожалению, по воле ц аря-реформатора Петра I с 1 января 1700 года Россия вместе с европейским образцом исчисления лет «от Рож дества Христова» приняла в свой обиход и эту ошибку. Внимательно читая Евангельские тексты , описывающие события, предшествующие Рож деству, можно сразу определить конкретные ис торические временные рамки. «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (Мф 2,1), «В те дни вышло от кесаря Августа пове ление сделать перепись...» (Лк. 2,1). Как известно из истории, Октавиан Август правил Римской империей с 27 г. до н.э. по 14 г. н.э. Царь Ирод Великий правил в Иудее (Римс кая провинция) с 40 г. до н.э. до своей смерти в 4 г. до н.э. Таким образом, даже если предположить, что царь Ирод умер сразу по Рождеству Спа сителя, то уже разница в годе Рождественско го события и нынешнего летоисчисления состав ляет минимум четыре года. Но теперь все это относится к области ис торических исследований. Сегодня же Церковь Православная вместе со всем Христианским миром в полной мере благославляет нынешние торжества и во всей полноте участвует в праз дновании этого воистину Великого юбилея. И. Варламов t Откуда известно, родился именно 2S декабря/7 января? Изучение текста Священ ного Писания позволяет нам убедиться в том, что именно 25 декабря (разумеется, по ста рому стилю) свершилось это величайшее событие в исто рии человечества. Давайте по пробуем проверить это. Евангелист Лука, описы вая события чудесного зач а тия праведной Елисаветы , матери Иоанна Предтечи , пишет: «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды , именем Захария... Однажды, когда он в порядке своей чреды слу жил пред Богом, по жребию ... тогда явился ему ангел Гос подень» (Лк 1,5-11). Что зн ачи т «из Авиевой чреды»? Еще при царе Дави де весь священнический род ле витов был разделен на «чре ды» (смены). С л уж ени е д л я Авиевой чреды по жребию , вы п а л о во сьмым (1 - е П ар . 24,10). Всего же таких смен оп ределили 24. То есть каждой смене по две недели с л уж е н и я в год. А в и е в а ч р е д а (восьмая) начиналась таким об разом в конце четвертого ме сяца по богослужебному еврей скому календарю. Этот лунный календарь начинался с месяца «Нисан», что соответствует на шему марту-апрелю. Встреча Девы Марии и праведной Елисаветы Если прибавим четыре ме сяца до «Авиевой череды», то получим — август. Это и есть время служения Праведного З а харии, отца Иоанна Предтечи. «А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его...» (Лк 1, 23-24). Таким образом, время з а ч а т и я Елисаветой Иоанна Предтечи можно определить как сентябрь. Церковное пре дание определило этот день — 23 сентября. І Соответственно, девятью " месяцами позже (Церковное предание называет дату 24 ; июня) р о д и л с я б у дущ ий ; пророк Предтеча и Крести тель Господень Иоанн. Но считаем дальше, «В шестой ж е м е сяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, назы ваемый Назарет, к Деве, об лученной м у ж у им ен ем Иосиф...» (Лк. 1, 26-27), полу ч а е т с я , ч то Б л а г о в ещ е н и е Деве Марии произошло в мар те месяце (церковь празднует это событие 25 марта). И, соответственно, ч ер е з девять месяцев, 25 декабря/7 января — Церковь празднует Рождество Христово. Одинмойзнакомыйкак-то в споре со мной о Церкви заявил: «Церковники учили всегда, что земля плоская и на трех слонах стоит и сткгли Коперника и Галилея за то, что они говорили, что она (земля) все-таки вертится». О чем это он говорит и былоли такое? Слово «церковник» пришло к нам из лек сикона «Союза воинствующих безбожников» (1925-1947 гг.), равно как и подборка аргу ментов, когда историческая достоверность не имеет значения и главной является задача очернить Церковь и посеять ядовитые се мена сомнений в душу собеседника. Теперь по существу. Очень древний по этический миф, существовавший на терри тории Ассирии и Ин дии, по которому земля плоская и л ежи т на трех слонах, а сло ны на ч ереп а хе, а черепаха на трех китах, а ки ты п л а в аю т в о к е а н е , в о зн и к в среде языческих веро ваний, против которых как р а з столь не примиримо и боролась Церковь Христова, претерпевая подчас и жестокие гонения за это. И уже в те древние времена в Священ ном Писании имелся свой ответ о местона хождении Земли во Вселенной. В книге Иова (написана 3900 лет назад) сказано: Бог «по весил Землю ни на чем» (Иов 26,7). В Евангелии от Луки Господь наш Иисус Христос, описывая момент Своего второго пришествия, косвенно указывает нам на ша рообразность Земли. Он говорит сначала «В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме ...» (Лк 17,31), то есть речь явно идет о дне, о светлом времени суток. Но тут же далее: «В ту ночь будут двое на одной по стели...» (Лк 17, 34). Речь уже идет о тем ном времени суток. События, как мы видим, происходят на всей Земле, на всех полуша риях. На плоской ж е Земле - либо везде день, либо ночь. В дальнейшем Святые отцы Церкви, Ду хом Святым постигали истины мироздания. Много ранее научных открытий, в «Беседах на Шестоднев» святитель Василий Великий (IV век) писал: «Бездна Землю отовсюду ок ружила». Удивительно точное описание по ложения нашей планеты в космическом про странстве, и кроме того, понятно, что ок р у ж и т ь о т о в сю д у м ож н о л иш ь ч т о - т о округлое, шарообразное. Святой Кирилл Иерусалимский (ІѴвек) пишет: «Земля, на которой мы живем, как одна точка посреди неба «висит». Это же просто современная научная формулировка. Но кто ж е первым прямо сказал , что Земля круглая? Оказывается не кругосвет ные путешественники XVI века, а святой Иоанн Златоуст в V веке. В толковании на пророка Исайю: «Он есть тот, который вос седает над кругом Земли» (Ис 40, 22), Свя титель пишет: «Круг показывает круглую форму Земли. Полезно знать это, чтобы мы не соблазнялись баснями языческих фило софов которые обыкновенно думают, что земля подобна ложбине, округлости, диску, блюду или чему-нибудь такому подобному». Теперь относительно сожжений. С 1054 года православная (восточная) Церковь су ществует в разделении с католической Цер ковью и не имеет отношения к деяниям «свя той инквизиции» в Европе XVI века. Что ж е касается Коперника, как и Га лилея, то они оба умерли своей смертью и были убежденными христианами-католика- ми. И по религиозно-нравственной атмосфере
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz