Миссионерская православная газета. 2000 г. № 1. Январь.
СОКРОВЕННЫЙ МИР иконы Икона «Рождество Христово» «Дивен Бог ко святых Своих...» 19 ян варя — С в я т о е Богояв ление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Х р и с т а . В этот день в церквях или «на Иордане» (в проруби)совер шается Великое освящени воды. Служится торжественный моле бен. Крещенская вода — особая святыня — «великая агиасма». Всю жизнь провел Илья в похо дах и битвах, защищая Родину от врагов. В старости он оста вил мир, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лав ре и затворился. С тех пор он «окаменел», как поется в были нах, для земной жизни. Тогда з а кончилось его богатырское слу жение земному Отечеству и на чалось его служение Отечеству Небесному. Важнейш ая задача иконы - по казать незримый внутренний мир хри стианина, передать духовный смы сл происходящ его с человеком при его встрече с Б о гом . По этом у многие иконы «искаж аю т» видимость во имя восстановления чистого смысла про и схо д ящ е го . Чтобы понять необычность иконо гр аф и ч е с к о го изображ ени я Рождества, подумаем, как было бы «естественно», «нормаль но» изобразить его. Наверное, это было бы в стиле р ож д е ственских откры ток - хлев с овечками и Мать, любовно взи рающая на Младенца. Но на иконе Рождества самых, на наш взгляд, естественных деталей мы не увидим. Во-первых, нет хлева, нет соломы, кормушки, овечек. Младенец лежит не в яслях, а в пещере. Почему ж е пещера? Пещера — это образ мира, в самую глубину которого вхо дит Бог, подобно зерну или зак васке, вбрасываемым в поле или в тесто. Пещера дается тем ным ф оном : тьма без малей шего просвета. И на фоне этой тьмы сияет чистейшая белизна о д еж д Младенца. «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1,5). Трагические новозаветные судьбы Израиля уже предсказаны, и на иконе однозначно явлены. Вол и осёл встречают Творца всякой жизни. Про стые пастухи идут по зову Ангела. Ино земцы-волхвы приведены звездой. Но нет у яслей ни ветхозаветного священ ства, ни израильских владык, ни книжни ков, ни знатоков закона. «Свои» не при няли Искупителя. Но к Христу призыва ются все люди - откуда бы они не приходили. «Нет уже ни иудея, ни языч ника, ни элина ибо все вы одно во Хри сте Иисусе» (Гал.3,28). Итак, у яслей Богочеловека встречаются вол и осёл. В церковной символике это встреча из раильского народа и языческого. Еще одна особенность иконы Рож дества — это взаиморасположение Ма тери и Младенца. Мария полулежит от дельно от Него, не в пещере, рядом с Ним, а на склоне горы . В таком их изображении соединяются два ряда символов Царствия Божия. Младенец в пещере напоминает молящемуся о новозаветных образах Царства, а М а рия на склоне горы обращает нас к ветхозаветным ожиданиям этого Цар ства. Икона Рождества напоминает нам о борениях Иосифа. Он знал, что он не м уж Марии и не отец Ребенка и был обуреваем сомнениями - как по ступить? Сомнения разрешил Ангел Господень, явившись во сне: «Иосиф ,- сын Давидов! Не бойся принять Ма рию , жену твою : ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф . 1,20). Сцена ж е омовения Младенца (в правом нижнем углу иконы) призвана подтвердить подлинность воплощения: Сын Божий действительно стал Чело веком : все, что требуется малышам, необходимо и Ему. Иисус истинный Бог и истинный Человек. Омовение младенца совершает Са- ломия. Апокрифическое «Первоеван- гелие Иакова» рассказывает, что Сало- мия не поверила свидетельству пови в а л ь н о й б а б к и о девственности Родившей и, омывая Роженицу, дерзнула сама проверить невероятное с о о б щ е н и е . За не верие рука ее была парализована. В ответ на покаянные слезы Саломия услышала: «подне си р уку твою к Младенцу и подержи Его, и будет тебе спасение и радость», - что Саломия и исполнила. То, что на иконе об ре тш а я веру Саломия обмывает Младен ца, показывает нам, что чудо совершилось! В иконе есть еще ряд образов, раскрывающих суть Рождества как границы, как встречи Ветхого и Нового Заветов. Народ Ветхого Завета представлен пастухами, а че ловечество от язычества при шедшее прямо ко Христу, минуя с ур о в о с ть Ветхого Завета, представлено волх- вами-персами. В этом мы видим алле горию двух путей к единой Истине - путь разума и путь веры. Пастухи - образ простых неученых людей, чис тых душой, доверяющих своему сер дцу и Богу. Приняв от Ангела благую весть, они приняли ее в чистоте и про стоте сердца и поспешили к яслям. Волхвы ж е - это астрологи, астроно мы , ученые люди, которые по вычис лениям и расчетам узнали время Рож дества Всемирного Царя и отправи лись на Его поиски. Это образ людей, которые через познание мира прихо дят к признанию Творца. И. Поливцева 1 я н в а р я , подобного Ильи щя ч е р с к о г о , в І Д Ц Ц Ближних пеще- н Д к д И ного р у с с к о г о бо г а тыря Илью М у р ом ц а , р о дом из села Карачарова из-под Мурома, помнят и хорошо зна ют в каждй семье по его ска- зочно -бы линным подвигам и представляют его облик по кар тине Ильи Репина «Три бога тыря». Но он не только былин ный герой - он русский святой, преподобный Илья, Муромский Чудотворец . Об этом больше знают воцерковленные люди. В пещерах Киево-Печерской Лав ры покоятся его мощи. Левая рука его пробита копьем, пра вая сложена в кисти троеперст- но (!), как бы только что осе нившая чело крестным знаме нием. Он был воином и монахом. Х Р И С Т И А Н С К О Е / И У Т Г Е С Т Ю © Изумленный его словами, правитель сказал: - «Никто так дерзновенно не говорил со мной до сих пор!» - «Да, - отвечал Святитель, - потому что тебе не случалось ранее говорить с епископом. Во всем ином мы показываем кротость и смире ние, но когда речь идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, все прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого; тогда огонь, меч, звери и железо, терзающие тело, скорее будут радовать нас, нежели устрашать». Модест, донося императору Вапенту о непреклонности и неуст рашимости святого Василия, ска зал: - «Побеждены мы, царь насто ятелем церкви. Этот муж выше уг роз, тверже доводов, сильнее убеждений». 14 января — п а м я т ь с в я т и т е л я Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийской Однажды призвал святителя Василия Великого правитель востока Модест и стал склонять его льстивыми обеща ниями к отступничеству от Правосла вия. Не достигнув успеха в этом, он с яростью грозил святому Василию отнятием имущества, изгнанием и смертью. Святой на его угрозы с дерзновением отвечал: - «Если ты отнимешь у меня имение, то и себя этим не обога тишь, и меня не сделаешь нищим. Полагаю, что тебе не нужны эти вет хие мои одежды и несколько книг, в которых заключается все мое бо гатство. Ссылки нет для меня, по тому что я не связан местом; то ме сто, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни сошлют, бу дет мое. Лучше сказать: везде ме сто Божие, где ни буду пресельни- ком и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что разве только первый удар будет для меня чувствителен. Смерть же для меня - благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь и к Которому давно я стремлюсь». Такими верными своему Православию должны быть и мы, дорогие отцы, братья и сестры, как святитель Кесарии Каппадокийской и Вселенский учитель Василий Великий. Епископ Симон
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz