Миссионерская православная газета. 2000 г. № 12. Декабрь.

7 « ГОСПОДЕВИ ПОКЛОНИТЕСЯ 11 т \ » Недавно и внезапно открыла еще раз одно из своих любимых стихотворений - «Причи­ тание» А. Ахматовой. В который уже раз перечитывала строки, прислушиваясь, скорее, к музыке их звучания, чем к смыслу. И вдруг - словно заоблачный луч озарил мое сознание. Причитание ... о чем? Над кем? Год (1922) создания стихотворения гово­ рит сам за себя. Конечно, это была пора причитаний о погибели земли Русской, о разрушении и осквернении святынь. Снима­ ли драгоценные ризы с древних икон святых угодников, Божией Матери. Срывали безбож­ ными руками «дар священный страждущего брата», «слезы-камни» с Иверской иконы, как написал об этом поэт эмиграции Сергей Бехтеев. От того-то и в «Причитании» Ахма­ товой Божия Матерь «сына кутает в платок, старой нищенкой оброненный...». Оттого и «выходят из обители, ризы древние отдав, чудотворцы и святители, опираясь на клю­ ки...». По всей России начиная с 1917 года про­ исходило отпадение от Бога, разорение хра­ мов и монастырей. Снимали, переплавляли колокола: «И крылом задетый ангельским, колокол заговорил, не набатным грозным голосом, а прощаясь навсегда». Согласно преданию Церкви, после распя­ тия и воскресения Христа благодать отошла от когда-то избранного Богом еврейского народа и древнего Иерусалимского храма. «Не останется здесь камня на камне», - предсказал о храме Спаситель. Это и сбы­ лось в 70-й год от Р.Х. при захвате города римлянами. Незадолго до страшных событий служители храма несколько раз слышали, как чей-то голос говорил: «Уйдем, уйдем отсю­ да!» Иудеи отвергли своего Мессию, и Бог их отверг. Так вот и из древней русской обители уходят святые: «Серафим - в леса саровс- кие, Анна - в Кашин...» И вновь, как и преж­ де, в Палестине Христу и его угодникам не­ где главу приклонить. Первые строки: «Господеви поклонитеся во Дворе Святем Его» - взяты из Псалтири (Пс. 28:2). Стихотворение - плач, причитание по разоренным святыням, поруганном Оте­ честве. Начальные же строки - призыв, об- (К ИСТОРИИ ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ) «к ирі Господеви поклонитеся Во Святом Дворе Его, Спит юродивый на паперти, На него глядит звезда. И крылом задетый ангельским Колокол заговорил, Не набатным, грозным голосом, А прощаясь навсегда. И выходят из обители, Ризы древние отдав, Чудотворцы и святители, Опираясь на клюки Серафим в леса Саровские Стадо сельское пасти, Анна - в Кашин, уж не княжити, Лен колючий теребить, Провожает Богородица, Сына кутает в платок, Старой нищенкой оброненный У Господнего крыльца. 24 мая 1922 года ращение поклониться к Богу, обратиться к святости посреди всеобщей смуты и распа­ да. И в самом звучании «Причитания» слы­ шится звон колокола, не набатный голос, а голос плача о погибающей Руси. Причитание - самые светлые, горькие и необходимые слова в народной жизни. При­ читают над усопшим братом, отцом, причи­ тают над разоренной страной... И не случай­ но - первые строки из Псалтири. Псалтирь всегда была книгой молитвы и утешения и в бедных, и в богатых домах в дни несчастий, в дни прощания с усопшим. Есть у псалмо­ певца и такие стихи: «Боже! Язычники при­ шли в наследие Твое; осквернили святой храм Твой». И у Ахматовой, как и в псалмах, звучит боль - страдание за свою родину, отданную во власть безбожникам. Странно, что я столько раз открывала «При­ читание», но смысл его открылся мне только теперь. В мае 1922 года оно было написано, в августе 1922 года после процесса об изъя­ тии церковных ценностей был расстрелян свя- щенномученик митрополит Петроградский Вениамин и другие мученики, пострадавшие за Христа. «...Я всех оплакала. А кто меня опла­ чет?» - слова Ахматовой в старости, уже в конце жизни. Был создан уже и «Реквием» о репрессиях сталинских лет, и много других стихотворений-слез о расстрелянных друзь­ ях, о том, как «безвинная, корчилась Русь под кровавыми сапогами...». Большая часть стихов Ахматовой - это именно слезы, плач, причитания... Колокола умолкли - тайно, в ежедневном страхе ареста говорила о все­ общей беде Ахматова. И если наши души отзовутся на ее слезы тоже запоздалыми, но покаянными слезами, значит, мы еще живы, а нашу память не поглотили обман и ложь. И приходят уже русские люди, заслышав благовест, покло­ ниться «Господеви во Святом Дворе Его». ...А впервые дошел до меня духовный, исторический смысл стихотворения, когда я прочитала его в книге, купленной в церкви. Книга эта называется «Жития святых в рус­ ской поэзии». Галина Сиротинская ■ * ДОРОГИЕ ПРИХОЖАНЕ СВЯТО-НИКОЛЬСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА! 0 , Просим вас помочь нам собрать ин­ формацию о священниках, служивших в нашем городе: Протоиерей Владимир Жохов, Протоиерей Сергий Кузнецов, Протоиереи Сергий и Владимир Кульчинские, Протоиерей Иоанн Бовсуновский, Протоиерей Иоанн Казаченко, Священник Василий Петровский, Священник Димитрий Священник Василий Каюн Священник Антоний Священник Александр Кудрявцев Священник Иосиф Цюркало Протоиерей Валентин Тарасик. Также нас интересуют воспоминания о правящих архиереях того времени - еписко­ пах Архангельских и Холмогорских, а затем Архангельских и Мурманских: Леонтии, Ни ­ коне, Исидоре и других. Известно, что в 30-е годы, еще до откры­ тия Никольского храма, в Мурманске на ул. Либкнехта жил священник Коноплев Арсе­ ний Михайлович (1888 г.р.), который 18 декабря 1937 г. был расстрелян. Может быть, остались люди, знавшие его. Обращаться в редакцию можно по телефону, в письменной форме или лич ­ но по адресу: 183010, г. Мурманск, ул. Зеленая, 11, Свято-Никольский кафедральный собор, иерею Василию Вольскому. Телефон: 56-43-17.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz