Миссионерская православная газета. 2000 г. № 12. Декабрь.

3 Вечером 17 ноября, по благословению епископа Симона, мы с отцом Никодимом и двое певчих архиерейского хора сели на теплоход «Клавдия Еланская» и отправились в далекую Гремиху. Через несколько часов, когда судно выш­ ло из Кольского залива, я поднялся на палу­ бу: кругом кромешная тьма, за бортом бушу­ ющее море. По Белому морю мне приходи­ лось плавать, а по Баренцеву - первый раз. Вглядываюсь в пенящиеся волны, и прихо­ дят мысли о том, как раньше на деревянных суденышках ходили на Мурманский берег мои предки-поморы, как плавал здесь «в мале ладиице» преподобный Варла- ам Керетский в XVI веке, вспомина­ ются и моряки-подводники «Курска», погибшие в морской пучине... Утром меня разбудило сообщение по судовому радио: «Через час наш теплоход прибудет в порт «Гремиха». Собравшись, я вышел на палубу, где уже стоял отец Никодим. Показывая на скалистый берег, он сказал: «Это Святой Нос». А мне сразу вспомни­ лась поморская пословица: «Хороши палтасьи (палтусовые) мыски, но тя­ жело обегать Святоносны Носки». О трудностях плавания в районе Свя­ того Носа я слышал еще от своей бабушки (в конце 20-х годов ей вместе с другими поморами приходилось переправлять­ ся с Терского берега на Мурманский, где ловили треску, палтус, селедку). Святой Нос - это скалистый мыс на северо-востоке Кольской земли, вдающийся глубоко в море. Здесь рубеж двух морей - Белого и Баренцева - и двух побережий: отсюда к западу начинается Мурманский берег, в обратную сторону - Терский. Поче­ му мыс «Святой»? Старинные географичес­ кие названия почти всегда загадка. Место это на самом деле святое, потому что освя­ щено молитвами и подвигами преподобного Варлаама Керетского. Он был, как известно, кольский священник; в гневе убил свою жену и с её трупом плавал на карбасе (поморс­ кой лодке) вдоль берегов Белого и Баренце­ ва морей. Плавание около Святого Носа было опасно тем, что здесь водились особые мор­ ские черви - «корабельные сверлила», кото­ рые протачивали суда даже из самого креп­ кого дерева. Корабельщики проходили Свя­ той Нос не морем, а волоком. По молитве преподобного Варлаама эти черви бесслед­ но пропали и путь около Святого Носа стал безопасен для плавания. Сегодня 18 ноября, а завтра - день памяти преподобного Варлаама Керетского. Мы даже не думали об этом, когда собира­ лись в поездку. Оказывается, сам преподоб­ ный привел нас на место своих подвигов накануне дня своей памяти. Дивны дела твои, Господи! Дивен Бог во святых Своих! С первого раза не смогли пришварто­ ваться. Океан во время прилива ведет себя тут бурно (может быть, поэтому и «Греми­ ха», что вода гремит). Вода возле мыса вол­ нуется и кипит, как в котловине. Это сувой, как говорят поморы, - столкновение встреч­ ных потоков. Накатываясь, волны ударяют в береговые утесы и, отраженные мощью гра­ нита, отбегают назад, навстречу очередному валу прилива. Показались жилые дома. Такое ощуще­ ние, что город мертвый, покрытый пеленой снега. На берегу лаем нас встречает собака по кличке Швартовый. Приход теплохода - это каждый раз событие. На причале много народа. На судно поднимается сотрудник админи­ страции Кирюшин Сергей Анатольевич, на­ чальник общего отдела. Затем мы едем в администрацию, вмес­ те с нами на теплохо­ де из Мурманска воз­ вращалась в Гремиху глава администрации Роздина Вера Михай­ ловна. В администрации узнал, что современное название этого города - ЗАТО Островной (хотя я и раньше его когда-то слышал). До Мур­ манска отсюда 360 км, добраться можно толь­ ко по воде или по воздуху. Но реально свя­ заться с «большой землей» можно только рейсовым теплоходом 3 раза в неделю. Ос­ тровным Гремиха стала называться с 1981 года (есть еще вариант названия - Мурманск - 140). Жители называют себя гремиханца- ми. Иокангский погост упоминается в доку­ ментах с 1620 года. Издавна здесь жили саамы, занимаясь рыболовством, оленевод­ ством. С 1930 года был здесь и колхоз, к началу 70-х годов и село, и колхоз ликвиди­ ровали. В годы СССР Гремиха была форпостом стратегической базы Северного флота, ядер- ным щитом Советского Союза. И сейчас здесь живут военные. В администрации мое внимание при­ влекли списки на отселение. Оставляют люди Гремиху. Вот уже вместо 3-х школ стало 2. Но в целом инфраструктура здесь развитая: Дом культуры, больница, 14 учреждений об­ разования, Дом детского творчества. Служить литургию нам предстояло в Доме детского творчества. На крыльце ждал народ. Времени уже 12 часов, а мы еще не начали (теплоход задержался), но гремихан- цы, готовившиеся к исповеди и причащению, терпеливо ждут. Так уже сложилось в нашей епархии, что антиминс на стол, и стол - престол! И вот отец Никодим произносит возглас: «Бла­ гословенно Царство...» А я после того, как исповедал, иду в другое помещение крес­ тить. Крестить принесли на руках семерых младенцев, из-за их плача меня почтц не было слышно, но, слава Богу, Таинство со­ вершено, и после Крещения всех их причас­ тили Святых Христовых Таин. А всего в этот день причастников было вместе со взрослы- ц ц . ми около 20 человек. После литургии о. Никодим помазал всех св. маслом от Гроба Господня из Иерусалима. Когда мы уходили из Дома твор­ чества, прибежала хрупкая женщина с двумя малышами (она не знала, во сколько будет Крещение) и просила нас «хотя бы три раза оку­ нуть их в чан, а молитвы потом прочитать», но, к со­ жалению, мы были ограниче­ ны во времени, так как спе­ шили на теплоход. Первое впечатление от мрачного города было оши­ бочным: мы увидели, что здесь живут добрые, образо­ ванные люди, которые тянут­ ся к Богу, к вере. Они в бук­ вальном смысле ловят с от­ крытым ртом каждое слово священника и бережно поме­ щают его в своем сердце. К вечеру погода налади­ лась: утих ветер, перестал идти мокрый снег. Гремихан- цы говорят, что так всегда бывает, когда приезжают священнослужите­ ли из Мурманска. Когда мы возвращались в Мурманск, то жалко было людей, истосковавшихся по вере, по духовности. Мы, живущие порой рядом с храмом, не ценим и не осознаем, что это великая милость Божия - пойти в храм, помолиться, удвлетворить какие-то свои духовные потребности. Есть люди в нашей области, которые лишены этого, для кого встреча со священником - это праздник. До революции в каждом населенном пун­ кте Кольского полуострова была церковь (а часто две - летняя и зимняя) или часовня. Не могли люди себе представить жизни без Бога. Храм был душой села или города: сюда жертвовалось все самое лучшее. И как че­ ловек без души - это покойник, так и город или село без храма мертвы духовно. И не надо нам ждать очередной трагедии на «Кур­ ске», когда в короткие сроки будут построе­ ны храмы, часовни. Надо всем нам осознать свою беспомощность, немощь, невозможность что-либо изменить в нашей жизни без благо­ датной помощи Божией, помня слова Спаси­ теля: «...не хлебом одним будет жить чело­ век, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Иерей Василий Вольский И Л И « Н Е Х Л Е Б О М Е Д И НЫМ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz