Миссионерская православная газета. 2000 г. № 12. Декабрь.
3 Вечером 17 ноября, по благословению епископа Симона, мы с отцом Никодимом и двое певчих архиерейского хора сели на теплоход «Клавдия Еланская» и отправились в далекую Гремиху. Через несколько часов, когда судно выш ло из Кольского залива, я поднялся на палу бу: кругом кромешная тьма, за бортом бушу ющее море. По Белому морю мне приходи лось плавать, а по Баренцеву - первый раз. Вглядываюсь в пенящиеся волны, и прихо дят мысли о том, как раньше на деревянных суденышках ходили на Мурманский берег мои предки-поморы, как плавал здесь «в мале ладиице» преподобный Варла- ам Керетский в XVI веке, вспомина ются и моряки-подводники «Курска», погибшие в морской пучине... Утром меня разбудило сообщение по судовому радио: «Через час наш теплоход прибудет в порт «Гремиха». Собравшись, я вышел на палубу, где уже стоял отец Никодим. Показывая на скалистый берег, он сказал: «Это Святой Нос». А мне сразу вспомни лась поморская пословица: «Хороши палтасьи (палтусовые) мыски, но тя жело обегать Святоносны Носки». О трудностях плавания в районе Свя того Носа я слышал еще от своей бабушки (в конце 20-х годов ей вместе с другими поморами приходилось переправлять ся с Терского берега на Мурманский, где ловили треску, палтус, селедку). Святой Нос - это скалистый мыс на северо-востоке Кольской земли, вдающийся глубоко в море. Здесь рубеж двух морей - Белого и Баренцева - и двух побережий: отсюда к западу начинается Мурманский берег, в обратную сторону - Терский. Поче му мыс «Святой»? Старинные географичес кие названия почти всегда загадка. Место это на самом деле святое, потому что освя щено молитвами и подвигами преподобного Варлаама Керетского. Он был, как известно, кольский священник; в гневе убил свою жену и с её трупом плавал на карбасе (поморс кой лодке) вдоль берегов Белого и Баренце ва морей. Плавание около Святого Носа было опасно тем, что здесь водились особые мор ские черви - «корабельные сверлила», кото рые протачивали суда даже из самого креп кого дерева. Корабельщики проходили Свя той Нос не морем, а волоком. По молитве преподобного Варлаама эти черви бесслед но пропали и путь около Святого Носа стал безопасен для плавания. Сегодня 18 ноября, а завтра - день памяти преподобного Варлаама Керетского. Мы даже не думали об этом, когда собира лись в поездку. Оказывается, сам преподоб ный привел нас на место своих подвигов накануне дня своей памяти. Дивны дела твои, Господи! Дивен Бог во святых Своих! С первого раза не смогли пришварто ваться. Океан во время прилива ведет себя тут бурно (может быть, поэтому и «Греми ха», что вода гремит). Вода возле мыса вол нуется и кипит, как в котловине. Это сувой, как говорят поморы, - столкновение встреч ных потоков. Накатываясь, волны ударяют в береговые утесы и, отраженные мощью гра нита, отбегают назад, навстречу очередному валу прилива. Показались жилые дома. Такое ощуще ние, что город мертвый, покрытый пеленой снега. На берегу лаем нас встречает собака по кличке Швартовый. Приход теплохода - это каждый раз событие. На причале много народа. На судно поднимается сотрудник админи страции Кирюшин Сергей Анатольевич, на чальник общего отдела. Затем мы едем в администрацию, вмес те с нами на теплохо де из Мурманска воз вращалась в Гремиху глава администрации Роздина Вера Михай ловна. В администрации узнал, что современное название этого города - ЗАТО Островной (хотя я и раньше его когда-то слышал). До Мур манска отсюда 360 км, добраться можно толь ко по воде или по воздуху. Но реально свя заться с «большой землей» можно только рейсовым теплоходом 3 раза в неделю. Ос тровным Гремиха стала называться с 1981 года (есть еще вариант названия - Мурманск - 140). Жители называют себя гремиханца- ми. Иокангский погост упоминается в доку ментах с 1620 года. Издавна здесь жили саамы, занимаясь рыболовством, оленевод ством. С 1930 года был здесь и колхоз, к началу 70-х годов и село, и колхоз ликвиди ровали. В годы СССР Гремиха была форпостом стратегической базы Северного флота, ядер- ным щитом Советского Союза. И сейчас здесь живут военные. В администрации мое внимание при влекли списки на отселение. Оставляют люди Гремиху. Вот уже вместо 3-х школ стало 2. Но в целом инфраструктура здесь развитая: Дом культуры, больница, 14 учреждений об разования, Дом детского творчества. Служить литургию нам предстояло в Доме детского творчества. На крыльце ждал народ. Времени уже 12 часов, а мы еще не начали (теплоход задержался), но гремихан- цы, готовившиеся к исповеди и причащению, терпеливо ждут. Так уже сложилось в нашей епархии, что антиминс на стол, и стол - престол! И вот отец Никодим произносит возглас: «Бла гословенно Царство...» А я после того, как исповедал, иду в другое помещение крес тить. Крестить принесли на руках семерых младенцев, из-за их плача меня почтц не было слышно, но, слава Богу, Таинство со вершено, и после Крещения всех их причас тили Святых Христовых Таин. А всего в этот день причастников было вместе со взрослы- ц ц . ми около 20 человек. После литургии о. Никодим помазал всех св. маслом от Гроба Господня из Иерусалима. Когда мы уходили из Дома твор чества, прибежала хрупкая женщина с двумя малышами (она не знала, во сколько будет Крещение) и просила нас «хотя бы три раза оку нуть их в чан, а молитвы потом прочитать», но, к со жалению, мы были ограниче ны во времени, так как спе шили на теплоход. Первое впечатление от мрачного города было оши бочным: мы увидели, что здесь живут добрые, образо ванные люди, которые тянут ся к Богу, к вере. Они в бук вальном смысле ловят с от крытым ртом каждое слово священника и бережно поме щают его в своем сердце. К вечеру погода налади лась: утих ветер, перестал идти мокрый снег. Гремихан- цы говорят, что так всегда бывает, когда приезжают священнослужите ли из Мурманска. Когда мы возвращались в Мурманск, то жалко было людей, истосковавшихся по вере, по духовности. Мы, живущие порой рядом с храмом, не ценим и не осознаем, что это великая милость Божия - пойти в храм, помолиться, удвлетворить какие-то свои духовные потребности. Есть люди в нашей области, которые лишены этого, для кого встреча со священником - это праздник. До революции в каждом населенном пун кте Кольского полуострова была церковь (а часто две - летняя и зимняя) или часовня. Не могли люди себе представить жизни без Бога. Храм был душой села или города: сюда жертвовалось все самое лучшее. И как че ловек без души - это покойник, так и город или село без храма мертвы духовно. И не надо нам ждать очередной трагедии на «Кур ске», когда в короткие сроки будут построе ны храмы, часовни. Надо всем нам осознать свою беспомощность, немощь, невозможность что-либо изменить в нашей жизни без благо датной помощи Божией, помня слова Спаси теля: «...не хлебом одним будет жить чело век, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Иерей Василий Вольский И Л И « Н Е Х Л Е Б О М Е Д И НЫМ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz