Миссионерская православная газета. 2000 г. № 11. Ноябрь.
7 Икона новых святых Российских мучени ков и исповедников, пострадавших за Христа в трагическом XX веке, написана к прослав лению их на Юбилейном Архиерейском Собо ре Русской Православной Церкви 13-16 авгу ста 2000 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых. Создание иконы было сложной твор ческой задачей. Число людей, имев ших духовное мужество отдать свои жизни ради веры во Христа Спасите ля, чрезвычайно велико, оно исчис ляется сотнями тысяч имен. На се годняшний день известна лишь малая часть тех, кто достоин прославления в лике святых. Поэтому перед иконо писцами стояла задача создать соби рательный образ подвига, совершен ного Русской Церковью в XX веке в лице бесчисленного сонма Ее членов, которые предпочли страдание даже до смерти временным сладостям земной жизни. Вместе с тем, создавая литур гический образ, иконописцы должны были средствами живописи явить сви детельство вечной славы, которую свя тые мученики получили у Господа по средством подвига ради Христа. Показать сияние подвига святых в вечности невозможно средствами ил люзорной живописи, которая показы вает лишь временное бытие. Поэтому была избрана древняя каноническая система живописи, выработанная по лутора тысячелетним опытом церков ного искусства и основанная на зна ково-символическом понимании обра зов, являющих мир в эсхатологическом измерении, как преображенный и ос вященный космос, как новое небо и новую землю, где праведники пребы вают в равноангельском состоянии, «идеже несть болезнь ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Подвиги святых, в первую очередь подвиги мучеников, преподаются в иконе не как видимая, ощутимая глазом ре альность, а лишь как воспоминание, очерчен ное в основных признаках воспоминаемого события и необходимое как свидетельство о подвиге, победе святых над силами зла, но, при этом, подаваемое в контексте образов Царствия Небесного. Разумеется, художник не может в материальном образе буквально изоб разить то, чего «не видел глаз и не слышало ухо...что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Поэтому каноническая традиция церков ного искусства выработала систему, ориенти рованную на обозначение бытия через худо жественно-гармоническое, ритмическое согла сование и сочетание знаков, символов и об разов, заимствованных из реалий земной жиз ни, но обозначающих вечность. Воспоминание о страдании или о каком- либо ином деянии во славу Божию, вводимое в структуру иконного образа, пребывает в нем только как обозначение подвига. Именно сам подвиг и является предметом изображения, но как лишь вторичный и не имеющий само стоятельного бытия элемент отображения в иконе Славы Божией и вечной жизни. Соот ветственно перед иконописцем стоит сложная задача создать непротиворечивое отображе ние вечного в сочетании с преходящим. Раз работанная в средние века художественная система отображения вечного является на столько совершенной, что позволяет наибо лее адекватно воплощать церковно-историчес кие события любого, в том числе новейшего времени. Икона новых святых мучеников, по замыс лу, должна была показать и подвиги святых, коими они вошли в вечную жизнь, и их про славленное предстояние пред Господом во Цар ствии Небесном. Ввиду сложности содержа ния, икона должна была быть выполнена по типу икон «с деянием», для которых характерно сочетание центрального, основного изображения - средника - с небольшими боковыми сценами, так называемыми «клеймами», в которых должна раскрываться суть подвига. В результате напряженной коллек тивной работы были определены ос новные идеи и сюжеты композиций. В окончательно сложившемся виде икона состоит из трех частей: сред ника как главной части, где представ лен собор святых, предстоящих в про славленном состоянии; деисусного чина в верхнем ряду; боковых клейм с изображениями мученических под вигов. Если средник и деисусный чин выполнены, в целом, в соответствии с традиционными каноническими об разцами, то клейма являются практи чески новыми композициями. Они впервые созданы для отображения подвигов новых мучеников в процес се работы над данной иконой. Ввиду отсутствия готовых образцов, необходимости введения новых исто рических реалий, огромного количе ства новых, иконографически еще не разработанных образов святых (на писано около двухсот ликов), возни кали значительные творческие труд ности, которые, быть может, не во всем удалось до конца преодолеть. Стилистика иконы приближена к па мятникам начала XVI века - эпохи становления Московского царства. Для разработки стиля и форм использова ны, в первую очередь, произведения великого иконописца конца XV - на чала XVI века Дионисия, а также не которые произведения северных пи сем и другие памятники преимуще ственно XVI столетия. Из произведений современной иконописи привлекалась икона «Всех святых, в Земле Российской просияв ших» монахини Иулиании (Соколовой), нахо дящаяся в Троице-Сергиевой Лавре. Икона создана группой ведущих иконопис цев Православного Свято-Тихоновского Бого словского Института. Общие размеры иконы - 167x135 см; средник - 101x80 см; клеймо при близительно 25x19 см. Живопись осуществле на в технике яичной темперы с использовани ем натуральных пигментов. Для изображения фона использовано сусальное золото. По материалам компьютерной сети «Интернет» Ш' ■ 0 МОЛИТВА СВЯТЫМ НОВОМУЧЕНИКАМ И ИСПОВЕДНИКАМ РОССИЙСКИМ О святии новомученицы и исповедницы Российстии: святите- лие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, бла- говернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, бла- гочестивии мужие и Жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавший, верность Ему даже до смерти свидетель ствовавший и венец жизни от Него приявшии! Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постиг- шаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непос- тыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в рай сладо сти наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстои те и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Три единому Богу возносите. Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом Каинова братоубий ства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отяг- ченнаго. Умолите Господа сил, да утвердит Церковь Свою непоко- лебиму в мире сем многомятежном и лукавом; да возродит в земле нашей дух разума и благочестия, дух святости и страха Божия, дух братолюбия и мира: да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. ИКОНА СОБОРА НОВЫХ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ, ЗА ХРИСТА ПОСТРАДАВШИХ, ЯВЛЕННЫХ И НЕЯВЛЕННЫХ - . ж ffe gpj ...... *■ Недавно в Свято-Никольском соборе за правым клиросом на аналоях появились две новые иконы. Многие прихожане интересуются, кто на них изображен. С историей создания одного из этих образов - «Собора новомучеников и исповед ников Российских» - мы знакомим наших читателей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz