Миссионерская православная газета. 2000 г. № 11. Ноябрь.

7 Икона новых святых Российских мучени­ ков и исповедников, пострадавших за Христа в трагическом XX веке, написана к прослав­ лению их на Юбилейном Архиерейском Собо­ ре Русской Православной Церкви 13-16 авгу­ ста 2000 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых. Создание иконы было сложной твор­ ческой задачей. Число людей, имев­ ших духовное мужество отдать свои жизни ради веры во Христа Спасите­ ля, чрезвычайно велико, оно исчис­ ляется сотнями тысяч имен. На се­ годняшний день известна лишь малая часть тех, кто достоин прославления в лике святых. Поэтому перед иконо­ писцами стояла задача создать соби­ рательный образ подвига, совершен­ ного Русской Церковью в XX веке в лице бесчисленного сонма Ее членов, которые предпочли страдание даже до смерти временным сладостям земной жизни. Вместе с тем, создавая литур­ гический образ, иконописцы должны были средствами живописи явить сви­ детельство вечной славы, которую свя­ тые мученики получили у Господа по­ средством подвига ради Христа. Показать сияние подвига святых в вечности невозможно средствами ил­ люзорной живописи, которая показы­ вает лишь временное бытие. Поэтому была избрана древняя каноническая система живописи, выработанная по­ лутора тысячелетним опытом церков­ ного искусства и основанная на зна­ ково-символическом понимании обра­ зов, являющих мир в эсхатологическом измерении, как преображенный и ос­ вященный космос, как новое небо и новую землю, где праведники пребы­ вают в равноангельском состоянии, «идеже несть болезнь ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Подвиги святых, в первую очередь подвиги мучеников, преподаются в иконе не как видимая, ощутимая глазом ре­ альность, а лишь как воспоминание, очерчен­ ное в основных признаках воспоминаемого события и необходимое как свидетельство о подвиге, победе святых над силами зла, но, при этом, подаваемое в контексте образов Царствия Небесного. Разумеется, художник не может в материальном образе буквально изоб­ разить то, чего «не видел глаз и не слышало ухо...что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Поэтому каноническая традиция церков­ ного искусства выработала систему, ориенти­ рованную на обозначение бытия через худо­ жественно-гармоническое, ритмическое согла­ сование и сочетание знаков, символов и об­ разов, заимствованных из реалий земной жиз­ ни, но обозначающих вечность. Воспоминание о страдании или о каком- либо ином деянии во славу Божию, вводимое в структуру иконного образа, пребывает в нем только как обозначение подвига. Именно сам подвиг и является предметом изображения, но как лишь вторичный и не имеющий само­ стоятельного бытия элемент отображения в иконе Славы Божией и вечной жизни. Соот­ ветственно перед иконописцем стоит сложная задача создать непротиворечивое отображе­ ние вечного в сочетании с преходящим. Раз­ работанная в средние века художественная система отображения вечного является на­ столько совершенной, что позволяет наибо­ лее адекватно воплощать церковно-историчес­ кие события любого, в том числе новейшего времени. Икона новых святых мучеников, по замыс­ лу, должна была показать и подвиги святых, коими они вошли в вечную жизнь, и их про­ славленное предстояние пред Господом во Цар­ ствии Небесном. Ввиду сложности содержа­ ния, икона должна была быть выполнена по типу икон «с деянием», для которых характерно сочетание центрального, основного изображения - средника - с небольшими боковыми сценами, так называемыми «клеймами», в которых должна раскрываться суть подвига. В результате напряженной коллек­ тивной работы были определены ос­ новные идеи и сюжеты композиций. В окончательно сложившемся виде икона состоит из трех частей: сред­ ника как главной части, где представ­ лен собор святых, предстоящих в про­ славленном состоянии; деисусного чина в верхнем ряду; боковых клейм с изображениями мученических под­ вигов. Если средник и деисусный чин выполнены, в целом, в соответствии с традиционными каноническими об­ разцами, то клейма являются практи­ чески новыми композициями. Они впервые созданы для отображения подвигов новых мучеников в процес­ се работы над данной иконой. Ввиду отсутствия готовых образцов, необходимости введения новых исто­ рических реалий, огромного количе­ ства новых, иконографически еще не разработанных образов святых (на­ писано около двухсот ликов), возни­ кали значительные творческие труд­ ности, которые, быть может, не во всем удалось до конца преодолеть. Стилистика иконы приближена к па­ мятникам начала XVI века - эпохи становления Московского царства. Для разработки стиля и форм использова­ ны, в первую очередь, произведения великого иконописца конца XV - на­ чала XVI века Дионисия, а также не­ которые произведения северных пи­ сем и другие памятники преимуще­ ственно XVI столетия. Из произведений современной иконописи привлекалась икона «Всех святых, в Земле Российской просияв­ ших» монахини Иулиании (Соколовой), нахо­ дящаяся в Троице-Сергиевой Лавре. Икона создана группой ведущих иконопис­ цев Православного Свято-Тихоновского Бого­ словского Института. Общие размеры иконы - 167x135 см; средник - 101x80 см; клеймо при­ близительно 25x19 см. Живопись осуществле­ на в технике яичной темперы с использовани­ ем натуральных пигментов. Для изображения фона использовано сусальное золото. По материалам компьютерной сети «Интернет» Ш' ■ 0 МОЛИТВА СВЯТЫМ НОВОМУЧЕНИКАМ И ИСПОВЕДНИКАМ РОССИЙСКИМ О святии новомученицы и исповедницы Российстии: святите- лие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, бла- говернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, бла- гочестивии мужие и Жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавший, верность Ему даже до смерти свидетель­ ствовавший и венец жизни от Него приявшии! Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постиг- шаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непос- тыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в рай сладо­ сти наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстои­ те и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Три­ единому Богу возносите. Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом Каинова братоубий­ ства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отяг- ченнаго. Умолите Господа сил, да утвердит Церковь Свою непоко- лебиму в мире сем многомятежном и лукавом; да возродит в земле нашей дух разума и благочестия, дух святости и страха Божия, дух братолюбия и мира: да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. ИКОНА СОБОРА НОВЫХ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ, ЗА ХРИСТА ПОСТРАДАВШИХ, ЯВЛЕННЫХ И НЕЯВЛЕННЫХ - . ж ffe gpj ...... *■ Недавно в Свято-Никольском соборе за правым клиросом на аналоях появились две новые иконы. Многие прихожане интересуются, кто на них изображен. С историей создания одного из этих образов - «Собора новомучеников и исповед­ ников Российских» - мы знакомим наших читателей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz