Миссионерская православная газета. 2000 г. № 11. Ноябрь.
5 пиршестве веры в новом и вечном Царстве Христовом. Знаем из Евангелия и о другом сотнике, который стоял на страже у Креста Иисусова и в час Его смерти исповедал веру свою в Спа сителя мира. А Священное Предание говорит об этом сотнике как о наиболее ревностном проповеднике Воскресения Христова. Прошли с тех пор века христианской исто рии, и на протяжении всех этих веков христо любивое воинство водружало кресты на своих знаменах, сражалось и умирало за веру и из своих рядов дало и исповедников, и мучени ков за Христа. И Церковь, благословляя воин ство, молилось о нем и в лике святых просла вила многих, которые были добрыми воинами и слугами царей земных и в то же время добрыми воинами и слугами Царя Небесного. Не только всемирная, но и предмирная ис тория в невидимом нашему физическому зре нию горнем мире духов открывается борьбой добра и зла. Борьба эта проходит и в наш земной мир, и с тех пор борьба добра и зла красною нитью проходит в истории человече ства и составляет одушевляющее и движущее ее начало. Для борьбы с мировым злом при ходил на землю Сам Сын Божий, и в первые дни своей земной жизни Он был пророчески объявлен знаменем, около которого до скон чания веков будет происходить ожесточенная борьба сил добра и зла. В сокровенной и невидимой области духа эту борьбу добра и зла ведет Христова избранница и продолжа тельница Его дела на земле - святая Божия Церковь, о которой Господь сказал: «...Я со здам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). А в области внешнего и видимого обнару жения зла ведет с ним борьбу христолюбивое, христоименитое воинство. Естественно, если оно хочет быть победоносным, если оно жела ет осмыслить высшим смыслом свое существо вание, оно должно быть в единении с тою несокрушимою духовною силою, которой обе- тована навеки победа и неодолимость силами зла и вратами ада. Неудивительно поэтому, что Иоанн Крести тель дал обычные наставления воинам, запо ведал им избегать пороков, распространенных в их среде, не отрицая самого звания воинс кого и не приказывая им оставить его. Неуди вительно, что и Спаситель, похвалив нравствен ные достоинства капернаумского сотника, не повелел ему сложить воинские доспехи, не повелел ему даже, как другим, оставить дела житейские и следовать за собою, но оставил его у долга его служения. Неудивительно, что первые христиане охотно и во множестве слу жили в рядах войск и если оставляли воинс кое звание, то в том только случае, если их заставляли кланяться кумирам и признавать за божество цезаря. Неудивительно, что при императорах-язычниках состояли целые леги оны из воинов-христиан и среди них знамени тый легион при Марке Аврелии. Известно, что из воинов вышло много мучеников за Христа, много великих благотворителей, много святых, которых ныне чтит Святая Церковь. Известный православный писатель Влади мир Соловьев в своем сочинении «Три разго вора» делает даже такое замечание: «Посмот рите, - говорит он, - в числе наших святых все больше или монахи, или воины». И действи тельно, цари, князья - воители, умиравшие за веру, сражавшиеся за веру и отечество: и Константин Великий, и Владимир Святой, Бо рис, Глеб, Игорь, Довмонт, Андрей Боголюбс- кий, Михаил Черниговский, Михаил Тверской, Александр Невский и другие - все эти воины почитаются в Церкви как святые наравне с величайшими преподобными подвижниками. Воинская служба не является грехом. Возьмем самый простой и наглядный пример. Вот перед нами разбойник, грабитель и много кратный убийца, приведенный и представлен ный на суд, и вот перед нами кавалер многих орденов и медалей, проливавший кровь на поле брани, со следами ран, увечий и пережитых страданий. Неужели в нравственном отноше нии их можно поставить на одну доску? Отче го против такого сопоставления возмущается здоровое нравственное чувство? Отчего оно никак не укладывается ни в голове, ни в сер дце? Дело очень простое. Оттого, что один шел убить, а другой шел и умереть; один идет во имя свое, во имя личной пользы, узкой коры сти и себялюбия, а другому, напротив, лич ное-то себялюбие подсказывало убежать с поля брани, но он шел во имя Бога, за Церковь, за родину, за других, за ближних прежде всего, а не за себя. Просто и убедительно высказал это разли чие один из святых первоучителей славянс ких, равноапостольный Кирилл, в миру Кон- стантин-филосов. Когда в споре с неверными последние указывали ему на видимое проти воречие христианства, заповедующего любить ближних и в то же время допускающего вой ну, св. Кирилл спросил их: «Какую, по вашему мнению, заповедь нужно прежде всего испол нить: большую или меньшую?». Ему ответили: «Большую». Тогда святой сказал: «Правда, Хри стос заповедал любовь к ближним, но Он дал и другую заповедь, которую Сам же и назвал наибольшею: «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за ближних своих». Неудивительно, что и доныне Церковь бла гословляет христолюбивое воинство. Великая, величайшая, несокрушимая сила в этом еди нении Церкви и воинства: когда Церковь воо душевляет и подкрепляет воина в исполнении долга его звания в его готовности умереть и пострадать за избранную идею и когда воин берет эту идею у Церкви и в своей жизни и деятельности исполняет задачи Церкви на зем ле. Это - тело, соединенное с духом, живое, действенное и мощное; это - мощь, способная победить все препятствия, страшная для цар ства зла. Иерей Андрей Амелин СВЯТОЙ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Ветер выл взволнованный и резкий, Дождь хлестал по городской стене: Возвращался Александр Невский, Дань платил он Золотой Орде... Серые глаза сияют болью, Широко распахнуты они - Для родной земли спасеньем, солью Князь был в эти пасмурные дни. Сердце переполнила отрава, Горечью к гортани подступила, Где же эта неземная слава? И вернуть бы неземную силу... Как войска небесные сражались В той Ледовой и жестокой битве! Но теперь без них, без них остались, И уста твердят, твердят молитвы. Возвращаясь из Орды, скончался в схиме И ушел к небесному покою Александр. А нам оставил имя, На Руси надежное, святое. МОЛЕНИЕ СВЯТОГО СЕРГИЯ Кроткий Сергий молит Бога в >^ме, Лес глухой задумчиво стоит. - Наш Господь, защита наша, с нами: Князь Димитрий в битве устоит! Спят в тиши лесной спокойно ели, Мирно все. На небе облака. Но за упокой поставит свечи Старца прозорливого рука. В Боге видит он: князья, бояре, Инок светозарный Пересвет... Не идти им с новыми боями, I В битвах отшумел их славный век. I Их Христос в раю венчает - радость, I И смешались счастье и слеза. Сергий крестится и опускает Плачем утомленные глаза. Ветер так вздохнул, как будто вести С поля Куликова приносил. Сергий мудрый не о грозной мести - О прощенье Господа просил. Да простит Христос грехи народа, Да помилует, как прежде, Русь... И слились в его святой молитве Вера, радость и о павших грусть. Галина Сиротинская
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz