Миссионерская православная газета. 2000 г. № 11. Ноябрь.

5 пиршестве веры в новом и вечном Царстве Христовом. Знаем из Евангелия и о другом сотнике, который стоял на страже у Креста Иисусова и в час Его смерти исповедал веру свою в Спа­ сителя мира. А Священное Предание говорит об этом сотнике как о наиболее ревностном проповеднике Воскресения Христова. Прошли с тех пор века христианской исто­ рии, и на протяжении всех этих веков христо­ любивое воинство водружало кресты на своих знаменах, сражалось и умирало за веру и из своих рядов дало и исповедников, и мучени­ ков за Христа. И Церковь, благословляя воин­ ство, молилось о нем и в лике святых просла­ вила многих, которые были добрыми воинами и слугами царей земных и в то же время добрыми воинами и слугами Царя Небесного. Не только всемирная, но и предмирная ис­ тория в невидимом нашему физическому зре­ нию горнем мире духов открывается борьбой добра и зла. Борьба эта проходит и в наш земной мир, и с тех пор борьба добра и зла красною нитью проходит в истории человече­ ства и составляет одушевляющее и движущее ее начало. Для борьбы с мировым злом при­ ходил на землю Сам Сын Божий, и в первые дни своей земной жизни Он был пророчески объявлен знаменем, около которого до скон­ чания веков будет происходить ожесточенная борьба сил добра и зла. В сокровенной и невидимой области духа эту борьбу добра и зла ведет Христова избранница и продолжа­ тельница Его дела на земле - святая Божия Церковь, о которой Господь сказал: «...Я со­ здам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). А в области внешнего и видимого обнару­ жения зла ведет с ним борьбу христолюбивое, христоименитое воинство. Естественно, если оно хочет быть победоносным, если оно жела­ ет осмыслить высшим смыслом свое существо­ вание, оно должно быть в единении с тою несокрушимою духовною силою, которой обе- тована навеки победа и неодолимость силами зла и вратами ада. Неудивительно поэтому, что Иоанн Крести­ тель дал обычные наставления воинам, запо­ ведал им избегать пороков, распространенных в их среде, не отрицая самого звания воинс­ кого и не приказывая им оставить его. Неуди­ вительно, что и Спаситель, похвалив нравствен­ ные достоинства капернаумского сотника, не повелел ему сложить воинские доспехи, не повелел ему даже, как другим, оставить дела житейские и следовать за собою, но оставил его у долга его служения. Неудивительно, что первые христиане охотно и во множестве слу­ жили в рядах войск и если оставляли воинс­ кое звание, то в том только случае, если их заставляли кланяться кумирам и признавать за божество цезаря. Неудивительно, что при императорах-язычниках состояли целые леги­ оны из воинов-христиан и среди них знамени­ тый легион при Марке Аврелии. Известно, что из воинов вышло много мучеников за Христа, много великих благотворителей, много святых, которых ныне чтит Святая Церковь. Известный православный писатель Влади­ мир Соловьев в своем сочинении «Три разго­ вора» делает даже такое замечание: «Посмот­ рите, - говорит он, - в числе наших святых все больше или монахи, или воины». И действи­ тельно, цари, князья - воители, умиравшие за веру, сражавшиеся за веру и отечество: и Константин Великий, и Владимир Святой, Бо­ рис, Глеб, Игорь, Довмонт, Андрей Боголюбс- кий, Михаил Черниговский, Михаил Тверской, Александр Невский и другие - все эти воины почитаются в Церкви как святые наравне с величайшими преподобными подвижниками. Воинская служба не является грехом. Возьмем самый простой и наглядный пример. Вот перед нами разбойник, грабитель и много­ кратный убийца, приведенный и представлен­ ный на суд, и вот перед нами кавалер многих орденов и медалей, проливавший кровь на поле брани, со следами ран, увечий и пережитых страданий. Неужели в нравственном отноше­ нии их можно поставить на одну доску? Отче­ го против такого сопоставления возмущается здоровое нравственное чувство? Отчего оно никак не укладывается ни в голове, ни в сер­ дце? Дело очень простое. Оттого, что один шел убить, а другой шел и умереть; один идет во имя свое, во имя личной пользы, узкой коры­ сти и себялюбия, а другому, напротив, лич­ ное-то себялюбие подсказывало убежать с поля брани, но он шел во имя Бога, за Церковь, за родину, за других, за ближних прежде всего, а не за себя. Просто и убедительно высказал это разли­ чие один из святых первоучителей славянс­ ких, равноапостольный Кирилл, в миру Кон- стантин-филосов. Когда в споре с неверными последние указывали ему на видимое проти­ воречие христианства, заповедующего любить ближних и в то же время допускающего вой­ ну, св. Кирилл спросил их: «Какую, по вашему мнению, заповедь нужно прежде всего испол­ нить: большую или меньшую?». Ему ответили: «Большую». Тогда святой сказал: «Правда, Хри­ стос заповедал любовь к ближним, но Он дал и другую заповедь, которую Сам же и назвал наибольшею: «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за ближних своих». Неудивительно, что и доныне Церковь бла­ гословляет христолюбивое воинство. Великая, величайшая, несокрушимая сила в этом еди­ нении Церкви и воинства: когда Церковь воо­ душевляет и подкрепляет воина в исполнении долга его звания в его готовности умереть и пострадать за избранную идею и когда воин берет эту идею у Церкви и в своей жизни и деятельности исполняет задачи Церкви на зем­ ле. Это - тело, соединенное с духом, живое, действенное и мощное; это - мощь, способная победить все препятствия, страшная для цар­ ства зла. Иерей Андрей Амелин СВЯТОЙ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Ветер выл взволнованный и резкий, Дождь хлестал по городской стене: Возвращался Александр Невский, Дань платил он Золотой Орде... Серые глаза сияют болью, Широко распахнуты они - Для родной земли спасеньем, солью Князь был в эти пасмурные дни. Сердце переполнила отрава, Горечью к гортани подступила, Где же эта неземная слава? И вернуть бы неземную силу... Как войска небесные сражались В той Ледовой и жестокой битве! Но теперь без них, без них остались, И уста твердят, твердят молитвы. Возвращаясь из Орды, скончался в схиме И ушел к небесному покою Александр. А нам оставил имя, На Руси надежное, святое. МОЛЕНИЕ СВЯТОГО СЕРГИЯ Кроткий Сергий молит Бога в >^ме, Лес глухой задумчиво стоит. - Наш Господь, защита наша, с нами: Князь Димитрий в битве устоит! Спят в тиши лесной спокойно ели, Мирно все. На небе облака. Но за упокой поставит свечи Старца прозорливого рука. В Боге видит он: князья, бояре, Инок светозарный Пересвет... Не идти им с новыми боями, I В битвах отшумел их славный век. I Их Христос в раю венчает - радость, I И смешались счастье и слеза. Сергий крестится и опускает Плачем утомленные глаза. Ветер так вздохнул, как будто вести С поля Куликова приносил. Сергий мудрый не о грозной мести - О прощенье Господа просил. Да простит Христос грехи народа, Да помилует, как прежде, Русь... И слились в его святой молитве Вера, радость и о павших грусть. Галина Сиротинская

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz