Миссионерская православная газета. 2000 г. № 11. Ноябрь.
3 ШКОЛА «Без Бога ни до порога», - гласит русская пословица. Почему же в школе так боятся гово рить о вере? Ощущение такое, как будто гово рится о чём-то опасном, нарушающем покой, вредном! Отношение к человеку, поднимающему вопросы духовности с позиции Православия, от крыто исповедующему свою веру в Господа Иисуса Христа, по-прежнему с опаской, как к «белой вороне». Школа по-прежнему далека от Церкви, несмотря на то что в учебники вставлены фрагменты Биб лии... На деле в школе идёт усиленное умствен ное развитие, воспитание же - вопрос второсте пенный. А как проявляет себя Добро, Зло в школь ном процессе? Кажется, это никого не волнует. И Зло бесчинствует в школьных коллективах, пользуясь тем, что духовности в школьном вос питании нет места. С. А. Рачинский писал: «Вопрос о совершен ной русской школе - грозный, роковой вопрос. От качества ныне подрастающего поколения за висят судьбы мира. Ныне начинает слагаться ум ственный облик самого многочисленного, самого сплошного из христианских народов Вселенной...» Спустя век как никогда актуальны эти строки. Российская история XX века - итог жизнедея тельности того самого народа, о котором писал наш соотечественник. И если «религия молчать нас учит, терпеть, когда гнетёт и мучит» (Н. Доб ролюбов), то экзамен перед Богом на молчание и терпение мы не выдержали, да и самоё Цер ковь «загнали в угол». Хорошо бы учесть духов ные уроки образования того периода, чтобы «не наступить на грабли» снова. Уже тогда выдающи еся люди (например, К. П. Победоносцев) выска зывали сожаление о том, что светская школа вытесняет духовность из своих стен. И вытесни ла, столкнувшись «с обманом, нечестием, оби дой, словоблудием, растлением молодёжи, пьян ством, курением, развратом, душегубительством нерожденных младенцев, убийством и явным, уже узаконенным, служением сатанизму» (из покаян ной молитвы). Почему администраторы, педагоги смущенно, лукаво отводят глаза в сторону, если их верую щий коллега в рамках педагогического творче ства предлагает внушать детям в процессе школь ного воспитания на основе православной педаго гики не где-нибудь, а в России - оплоте Православия - правила богоугодной жизни, как то: «быть милосердным, сострадательным, про щать обиды, воздавать за зло добром, посещать скорбящих, утешать печалящихся, помогать не имущим, быть терпеливым и смиренным, крот ким, избегать злословия, стараться иметь мир со всеми, убеждать друг друга в любви, быть при мером для братьев не на словах, а на деле... «отвергаться от себя» - забывать свои интересы, избегать зла, сдерживать свою плоть... обузды вать свой язык, сохранить в чистоте мысли и сердце, бодрствовать против искушений... доро жить временем, быть умеренным в желаниях, быть довольным своим положением, полагаться на Бога, избегать дурного общества, мыслить и делать всё то, что истинно, честно, правдиво, чисто, во Имя и ради славы Господа», т. е. по заповедям (свящ. А. Калашников Вопросы право славной педагогики,- 1 выпуск.- М., 1992.- С. 43)? А ведь есть среди общей массы детей те, для кого духовные внушения как семя в благодатную почву. Такой человек приносит «плод» во много раз больше посеянного. Какие мы сеятели, какие семена и куда сеем мы в современной школе? Ничего нельзя добиться, действуя вразнобой. Дол жно быть единство требований не только в обу чении, но и в воспитании. Что опасного во внушении детям таких запо ведей Бога, как умение быть благодарным Богу, родителям, обществу за пищу, учение; осознание своей полной зависимости от Бога, а значит, ЦЕРКОВЬ ответственности за свои поступки, мысли перед Ним; богобоязненность, осознание себя как слу ги кого: Добра, Зла? Всякий христианин знает, что служение двум господам - добру и злу - одновременно невозможно (Мф. 6:29). Но так как главное в школе - обучение, ум ственное развитие, то учат учителя, учатся уче ники - бесплатно, платно - всему подряд, на вся кий случай. Надсаживают себя, чтобы осуществить вожделенную мечту - получить высшее образова- •H-vJ......• W * : ■ 4 . / ние. Всё равно куда. Лишь бы - вуз. Учёба при ветствуется. Современная жизнь требует образо ванности. Но - какой и какой ценой? Православная позиция в этом вопросе тако ва, что предметы надо изучать не любопытства ради, не по страсти к приобретению знаний и не для славы и корысти, но только в той мере, в какой знания их нужно и полезно для добродете ли и для Церкви. Иначе они излишни, вредны: трата сил, времени, соблазн и применение зна ний не в Добро. Как же мы не ценим свою тысячелетнюю на циональную православную религию! «Всё позна ётся в сравнении». Она - прекрасное лекарство от такого рода болезней общества, гарант душев ного здоровья и жизнестойкости нации. Право славный - всегда с Богом, потому не бывает одиноким, да ещё такое свойство нашей религии как соборность; он не сотворит себе кумира, не совершит самоубийства, т. к. это грехи; не будет «судить», вмешиваться в дела Господа, т. к. зна ет, что «на всё воля Божия». Сколько бы мы ни отворачивались от вопро сов веры, от них не уйти. Власть у Всевышнего. Почему же Закон Божий в школе не изучают? Несчастен тот, кто знает всё и не знает Бога. Не представляю, как можно способствовать духов ному вызреванию учащихся на уроках литерату ры, разбираясь в пушкинском наследии, напри мер «Метели», понять произведение, не имея христианского миропонимания? Ещё более вызы вает недоумение, когда педагог-атеист толкует извлечения из Библии. В деле воспитания необходима такая способ ность личности, как воля. «Развитие волевых спо собностей крайне важно, т. к. без воли невоз можно практическое осуществление усилий ума. Между душевными способностями воля занимает первенствующее положение, и с детства необхо димо развитие воли путём внушений, разъясне нии и главным образом путём собственной высо конравственной жизни воспитателей.» (Вопросы православной педагогики.- 1 выпуск.- М., 1992.- С. 42). О какой высокой нравственности воспита телей может идти речь, если учитель и государ ство друг друга обижают? Если учитель в силу бездуховности общества в угоду кому-то стано вится предметом насмешек?.. Можно ли в таком случае заложить в детях достаточно надёжные семена?.. И идёт развитие воли самотёком, бес контрольно, то ли в угоду Добру, то ли в угоду Злу. «О человеке с недостаточно развитой волей следует сказать обратное: при всех способностях к нему придётся отнести слова поэта: «суждены нам благие порывы, а свершить ничего не дано». Перевоспитывать себя в зрелом возрасте уже трудно, а порой и невозможно» (там же, с. 42). Поэтому так важно, чтобы хотя бы в школе ребё нок имел духовно-нравственный ориентир (зна ние Закона Божия), живя в материальном мире соблазнов. Воля поможет держаться этого ориен тира. Но на деле мы, педагоги, в школе потворству ем соблазну детей. Можно ли бездумно разво дить демократию в школе? Не случайно Платон, Аристотель относили её к худшей форме правле ния. До каких пределов (ибо существует понятие «золотой середины») она позволительна и позво лительна ли в семье, в школе, если «чти отца и мать своих и наставников своих»? Как можно давать оценивать процессы воспитания, обуче ния членам общества, заражённым завистью, вы сокомерием, обидой, склонным к ссоре, гордыне, тщеславию, предъявляющим бесконечные претен зии к государству, Президенту? Мы сами хотели бы оказаться перед судьёй, наделённым такими качествами личности? В старые времена учительство проходило че рез исповедь у духовника. Есть и сейчас такая возможность, от которой педагоги уходят, ссыла ясь на занятость. А что может быть важнее в деле воспитания, чем чистая совесть? Что такое совесть? Нигде не найдёте поразительно точного ответа на этот вопрос, кроме как в христианстве. В церкви скажут, что самые редкие гости в ней - педагоги. А из паствы - это самые «тяжёлые пациенты духовной здравницы», т. е. Церкви. На верное, правы те, кто утверждает, что, чем выше интеллект, тем меньше в личности места духов ному. В физическом труде голова одновременно может быть занята духовным, а в умственном - нет места духовному, особенно если личность увлечена до самозабвения интеллектуальной за дачей. Мы говорим о разрушенных идеалах, о паде нии до критического уровня нравственности об щества. Вопрос о самоусовершенствовании (о научении этому учеников) в христианстве реша ется гениально просто: через чтение жития свя тых и творений святых отцов церкви. 2000 лет существуют эти идеалы непоколебимо и будут стоять вечно. Что придумывать, если есть недо сягаемый ориентир духовности!? Пора государству возвращать свои долги об ществу и возродить разрушенные традиции: вер нуть в российскую школу Закон Божий и священ ников, которые его будут преподавать. Церковь имеет выверенную тысячелетиями ду ховную практику. В условиях оздоровления об щества для духовного возрождения школы необ ходима помощь Церкви. Вспомните блестящий педагогический опыт работы в гимназии святого праведного Иоанна Кронштадтского. Без религии ни о какой духовности не может идти речи. Ко рень слова «дух»: Отец и Сын, и Святой Дух... А . Егорова, учитель СШ №1, поселок Видяево
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz