Миссионерская православная газета. 2000 г. № 11. Ноябрь.

3 ШКОЛА «Без Бога ни до порога», - гласит русская пословица. Почему же в школе так боятся гово­ рить о вере? Ощущение такое, как будто гово­ рится о чём-то опасном, нарушающем покой, вредном! Отношение к человеку, поднимающему вопросы духовности с позиции Православия, от­ крыто исповедующему свою веру в Господа Иисуса Христа, по-прежнему с опаской, как к «белой вороне». Школа по-прежнему далека от Церкви, несмотря на то что в учебники вставлены фрагменты Биб­ лии... На деле в школе идёт усиленное умствен­ ное развитие, воспитание же - вопрос второсте­ пенный. А как проявляет себя Добро, Зло в школь­ ном процессе? Кажется, это никого не волнует. И Зло бесчинствует в школьных коллективах, пользуясь тем, что духовности в школьном вос­ питании нет места. С. А. Рачинский писал: «Вопрос о совершен­ ной русской школе - грозный, роковой вопрос. От качества ныне подрастающего поколения за­ висят судьбы мира. Ныне начинает слагаться ум­ ственный облик самого многочисленного, самого сплошного из христианских народов Вселенной...» Спустя век как никогда актуальны эти строки. Российская история XX века - итог жизнедея­ тельности того самого народа, о котором писал наш соотечественник. И если «религия молчать нас учит, терпеть, когда гнетёт и мучит» (Н. Доб­ ролюбов), то экзамен перед Богом на молчание и терпение мы не выдержали, да и самоё Цер­ ковь «загнали в угол». Хорошо бы учесть духов­ ные уроки образования того периода, чтобы «не наступить на грабли» снова. Уже тогда выдающи­ еся люди (например, К. П. Победоносцев) выска­ зывали сожаление о том, что светская школа вытесняет духовность из своих стен. И вытесни­ ла, столкнувшись «с обманом, нечестием, оби­ дой, словоблудием, растлением молодёжи, пьян­ ством, курением, развратом, душегубительством нерожденных младенцев, убийством и явным, уже узаконенным, служением сатанизму» (из покаян­ ной молитвы). Почему администраторы, педагоги смущенно, лукаво отводят глаза в сторону, если их верую­ щий коллега в рамках педагогического творче­ ства предлагает внушать детям в процессе школь­ ного воспитания на основе православной педаго­ гики не где-нибудь, а в России - оплоте Православия - правила богоугодной жизни, как то: «быть милосердным, сострадательным, про­ щать обиды, воздавать за зло добром, посещать скорбящих, утешать печалящихся, помогать не­ имущим, быть терпеливым и смиренным, крот­ ким, избегать злословия, стараться иметь мир со всеми, убеждать друг друга в любви, быть при­ мером для братьев не на словах, а на деле... «отвергаться от себя» - забывать свои интересы, избегать зла, сдерживать свою плоть... обузды­ вать свой язык, сохранить в чистоте мысли и сердце, бодрствовать против искушений... доро­ жить временем, быть умеренным в желаниях, быть довольным своим положением, полагаться на Бога, избегать дурного общества, мыслить и делать всё то, что истинно, честно, правдиво, чисто, во Имя и ради славы Господа», т. е. по заповедям (свящ. А. Калашников Вопросы право­ славной педагогики,- 1 выпуск.- М., 1992.- С. 43)? А ведь есть среди общей массы детей те, для кого духовные внушения как семя в благодатную почву. Такой человек приносит «плод» во много раз больше посеянного. Какие мы сеятели, какие семена и куда сеем мы в современной школе? Ничего нельзя добиться, действуя вразнобой. Дол­ жно быть единство требований не только в обу­ чении, но и в воспитании. Что опасного во внушении детям таких запо­ ведей Бога, как умение быть благодарным Богу, родителям, обществу за пищу, учение; осознание своей полной зависимости от Бога, а значит, ЦЕРКОВЬ ответственности за свои поступки, мысли перед Ним; богобоязненность, осознание себя как слу­ ги кого: Добра, Зла? Всякий христианин знает, что служение двум господам - добру и злу - одновременно невозможно (Мф. 6:29). Но так как главное в школе - обучение, ум­ ственное развитие, то учат учителя, учатся уче­ ники - бесплатно, платно - всему подряд, на вся­ кий случай. Надсаживают себя, чтобы осуществить вожделенную мечту - получить высшее образова- •H-vJ......• W * : ■ 4 . / ние. Всё равно куда. Лишь бы - вуз. Учёба при­ ветствуется. Современная жизнь требует образо­ ванности. Но - какой и какой ценой? Православная позиция в этом вопросе тако­ ва, что предметы надо изучать не любопытства ради, не по страсти к приобретению знаний и не для славы и корысти, но только в той мере, в какой знания их нужно и полезно для добродете­ ли и для Церкви. Иначе они излишни, вредны: трата сил, времени, соблазн и применение зна­ ний не в Добро. Как же мы не ценим свою тысячелетнюю на­ циональную православную религию! «Всё позна­ ётся в сравнении». Она - прекрасное лекарство от такого рода болезней общества, гарант душев­ ного здоровья и жизнестойкости нации. Право­ славный - всегда с Богом, потому не бывает одиноким, да ещё такое свойство нашей религии как соборность; он не сотворит себе кумира, не совершит самоубийства, т. к. это грехи; не будет «судить», вмешиваться в дела Господа, т. к. зна­ ет, что «на всё воля Божия». Сколько бы мы ни отворачивались от вопро­ сов веры, от них не уйти. Власть у Всевышнего. Почему же Закон Божий в школе не изучают? Несчастен тот, кто знает всё и не знает Бога. Не представляю, как можно способствовать духов­ ному вызреванию учащихся на уроках литерату­ ры, разбираясь в пушкинском наследии, напри­ мер «Метели», понять произведение, не имея христианского миропонимания? Ещё более вызы­ вает недоумение, когда педагог-атеист толкует извлечения из Библии. В деле воспитания необходима такая способ­ ность личности, как воля. «Развитие волевых спо­ собностей крайне важно, т. к. без воли невоз­ можно практическое осуществление усилий ума. Между душевными способностями воля занимает первенствующее положение, и с детства необхо­ димо развитие воли путём внушений, разъясне­ нии и главным образом путём собственной высо­ конравственной жизни воспитателей.» (Вопросы православной педагогики.- 1 выпуск.- М., 1992.- С. 42). О какой высокой нравственности воспита­ телей может идти речь, если учитель и государ­ ство друг друга обижают? Если учитель в силу бездуховности общества в угоду кому-то стано­ вится предметом насмешек?.. Можно ли в таком случае заложить в детях достаточно надёжные семена?.. И идёт развитие воли самотёком, бес­ контрольно, то ли в угоду Добру, то ли в угоду Злу. «О человеке с недостаточно развитой волей следует сказать обратное: при всех способностях к нему придётся отнести слова поэта: «суждены нам благие порывы, а свершить ничего не дано». Перевоспитывать себя в зрелом возрасте уже трудно, а порой и невозможно» (там же, с. 42). Поэтому так важно, чтобы хотя бы в школе ребё­ нок имел духовно-нравственный ориентир (зна­ ние Закона Божия), живя в материальном мире соблазнов. Воля поможет держаться этого ориен­ тира. Но на деле мы, педагоги, в школе потворству­ ем соблазну детей. Можно ли бездумно разво­ дить демократию в школе? Не случайно Платон, Аристотель относили её к худшей форме правле­ ния. До каких пределов (ибо существует понятие «золотой середины») она позволительна и позво­ лительна ли в семье, в школе, если «чти отца и мать своих и наставников своих»? Как можно давать оценивать процессы воспитания, обуче­ ния членам общества, заражённым завистью, вы­ сокомерием, обидой, склонным к ссоре, гордыне, тщеславию, предъявляющим бесконечные претен­ зии к государству, Президенту? Мы сами хотели бы оказаться перед судьёй, наделённым такими качествами личности? В старые времена учительство проходило че­ рез исповедь у духовника. Есть и сейчас такая возможность, от которой педагоги уходят, ссыла­ ясь на занятость. А что может быть важнее в деле воспитания, чем чистая совесть? Что такое совесть? Нигде не найдёте поразительно точного ответа на этот вопрос, кроме как в христианстве. В церкви скажут, что самые редкие гости в ней - педагоги. А из паствы - это самые «тяжёлые пациенты духовной здравницы», т. е. Церкви. На­ верное, правы те, кто утверждает, что, чем выше интеллект, тем меньше в личности места духов­ ному. В физическом труде голова одновременно может быть занята духовным, а в умственном - нет места духовному, особенно если личность увлечена до самозабвения интеллектуальной за­ дачей. Мы говорим о разрушенных идеалах, о паде­ нии до критического уровня нравственности об­ щества. Вопрос о самоусовершенствовании (о научении этому учеников) в христианстве реша­ ется гениально просто: через чтение жития свя­ тых и творений святых отцов церкви. 2000 лет существуют эти идеалы непоколебимо и будут стоять вечно. Что придумывать, если есть недо­ сягаемый ориентир духовности!? Пора государству возвращать свои долги об­ ществу и возродить разрушенные традиции: вер­ нуть в российскую школу Закон Божий и священ­ ников, которые его будут преподавать. Церковь имеет выверенную тысячелетиями ду­ ховную практику. В условиях оздоровления об­ щества для духовного возрождения школы необ­ ходима помощь Церкви. Вспомните блестящий педагогический опыт работы в гимназии святого праведного Иоанна Кронштадтского. Без религии ни о какой духовности не может идти речи. Ко­ рень слова «дух»: Отец и Сын, и Святой Дух... А . Егорова, учитель СШ №1, поселок Видяево

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz