Миссионерская православная газета. 2000 г. № 10. Октябрь.

6 СКАУТЫ В ПРАВОСЛА т м ММ, • F В последнее время в храмах города на богослужениях можно увидеть детей и под­ ростков в форменных рубашках и разно­ цветных галстуках. У многих прихожан, возможно, возникает вопрос: «Кто это та­ кие? Какое отношение эти дети имеют к Русской Православной Церкви?» Это скауты, и появились они в нашем Отечестве более 90 лет назад, и называ­ лась эта детская организация «Юные раз­ ведчики». Смысл названия далеко не воен­ ный. Слово «разведчик» означает - «раз­ ведчики доброго дела». Сегодня эта организация называется скауты-разведчи­ ки России, и развивается она под омофо­ ром Русской Православной Церкви. Пер­ вые скауты-разведчики появились в 1909 г. в г. Павловске под Санкт-Петербургом. У истоков создания первых скаутских отря­ дов стояли известные представители рус­ ской интеллигенции и Дома Романовых: ком­ позитор П. И. Чайковский, княгиня Елиза­ вета Федоровна (причисленная к лику святых) и др. Император Николай I! издал высочайший Императорский Указ о поддер­ жке нового движения, Священный Синод Русской Православной Церкви высказался о поддержки отрядов скаутов-разведчиков на местах, по городам и весям Руси. Ска­ утом был и Цесаревич Алексей, как и дру­ гие дети рода Романовых. Что же привлекло Царя и Священный Синод в данной организации? Прежде все­ го ее цели. Основная задача скаутов как воспитательной организации - воспитать ду­ ховных, нравственных, физически здоровых и крепких детей, отроков и юношей, воспи­ тать их патриотами своего Отечества, спо­ собных отстаивать традиционные ценности русского народа, православную веру Руси. Вся работа в отрядах проводится через не­ посредственный контакт детей с природой. Для этого проводятся различные походы, палаточные лагеря, экспедиции, с вечерни­ ми посиделками у костра. Ребята изучают историю Отечества, культурные традиции I И . дача организации - православное воспита­ ние. Именно по этой причине процесс со­ здания «юных разведчиков» поддержал Св. Синод Русской Православной Церкви. К сожалению, в смутное время Октябрь­ ской революции скауты-разведчики постра­ дали как и все другое, связанное с царской православной Россией. Новым властям не понравилась мировоззренческая основа организации - православная вера. Больше­ вики нуждались в безбожных организаци­ ях, воспитывающих детей без веры, гото­ вых выполнить любое приказание новой власти, ради построения светлого будущего без Бога. Начались репрессии, гонения. Почти всех руководителей организации «Юных разведчиков» ссылали в лагеря, поз­ же - расстреливали, а детям запрещали вспо­ минать свое детство в этой организации, переучивая их на свой манер. Оставшиеся чудом в живых руководители вместе с ин­ теллигенцией и русским дворянством эмиг­ рировали и продолжили скаутское движе­ ние уже за границей. В Советской России появились пионеры, которые много заим­ ствовали у скаутов, многое, кроме основ­ ного - воспитания детей в православном духе. В 1990 г., когда рухнуло безбожное госу­ дарство, началось возрождение скаутов-раз- ведчиков. Сейчас в России действует 170 отрядов «юных разведчиков», активно под­ держивает скаутов Русская Православная Церковь, в некоторых епархиях назначают­ ся специальные священники, которые зани­ маются духовным окормлением скаутов. В нашей области действует 7 отрядов «юных разведчиков» в 5 городах области. В Мур­ манске работает «Православная дружина скаутов-разведчиков имени Государя Нико­ лая ІІ». Вся работа проводится по благо­ словению епископа Мурманского и Монче­ горского Симона, некоторые дети несут по­ слушания в храмах города. Недавно Его Преосвященство посетил областной пала­ точный лагерь скаутов нашего края. К сожалению, современная школа не занимается духовным воспитанием, а вос­ питанием вообще - крайне мало. Из-за от­ сутствия достойного православного воспи­ тания наших детей воспитывают другие: заезжие «миссионеры», криминальные груп­ пы, всевозможные общества магов, окуль- тистов, экстрасенсов, улица, так называе­ мая «подвальная жизнь». Плоды такого вос­ питания налицо: огромное количество беспризорников, ранняя наркомания, раз­ врат и безбожие среди большинства детей. Радует, что еще остаются дети православ­ ного воспитания, но им тяжело в нынеш­ ней школе, поэтому они приходят в отряды «юных разведчиков», где и находят близ­ ких им по духу сверстников. В отрядах скаутов ребята знакомятся с Православием, посещают богослужения и воцерковляются не только на словах, но и на деле: восстанавливают монастыри и хра­ мы. Мурманские скауты-разведчики помо­ гали строить подворье Трифонов Печенгс- кого монастыря у нас в городе, оказывали посильную помощь в восстановительных ра­ ботах самого монастыря. Возможно, некоторые скажут: «Зачем нужны такие организации, ведь есть вос­ кресные школы?» Между воскресными шко­ лами и отрядами скаутов есть общее, и много. Прежде всего, это направленность к Богу и Церкви. И в скаутском отряде, и в воскресной школе это главное. Главное отличие - в словах «школьный» и «внешкольный». Когда мы говорим о ска­ утской работе, мы имеем в виду весь пласт внешкольной работы с детьми. Когда гово­ рят о воскресной школе, имеют в виду обу­ чающие занятия. В скаутский отряд дети вступают, в воскресную школу детей обыч­ но просто записывают. Вступление подра­ зумевает свободный выбор, ответственность, какие-то обязательства. По сути это некое посвящение, которое делает ребенка чле­ ном отряда. Та степень духовной ответствен­ ности, которая доступна детям, в скаутской жизни реализуется. Это живой опыт цер­ ковной жизни, опыт ответственности друг за друга, опыт сопричастности, опыт обще­ го дела. Воцерковления требует вся жизнь ре­ бенка, а не только область его познания. По своей идее, скаутское движение - это попытка охватить как раз набор тех инте­ ресов, в которых дети в этом возрасте нуж­ даются. Это интересы и духовные, и душев­ ные, и физические. В скаутской жизни есть много ступеней, которые ведут ребенка с 6 лет до руководительского возраста, и нет жесткой грани между детьми и взрослыми. Можно говорить о таком братстве взрос­ лых и детей. Школа когда-то кончается. Большинство детей в 13-15 лет выходят из-под влияния взрослых, у них свои интересы, свои компа­ нии. В отрядах скаутов подростки ведут ту самую внешкольную жизнь, которая им так нужна, и которой они не нашли в школе. К сожалению, находятся в обществе люди, которые, не стремясь глубоко изучить воп­ рос создания и развития движения скау- тов-разведчиков, не обладая достаточной информацией о деятельности скаутов, спе­ шат развешивать ярлыки: «Что, де, скауты - масоны, фашисты и так называемые со­ временные пионеры». Таким людям хочет­ ся ответить словами Спасителя: «...пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Цар­ ствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:14-15). Начальник «Православной дружины имени Государя Николая II» города Мурманска Суходолов Александр Сергеевич своего народа. Однако самая главная за-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz