Миссионерская православная газета. 2000 г. № 10. Октябрь.
5 СТАНОВИТСЯ КЛУБОМ Отец Аристарх: Казалось бы, что согласно заповеди Христа, данной Им в Нагорной пропо веди, где Сам Спаситель говорит: «Если кто ударит тебя в правую щеку, то обрати к нему и другую», - христианство должно было бы учить, прежде всего, смирению и непротивлению. С этой точки зрения проведение такого лагеря рядом с монастырем кажется вещью недухов ной. Тем не менее мы видим здесь немалый духовный смысл. Есть глубокие духовные при чины, которые привели к созданию лагеря. Прежде всего, нам необходимо уяснить, что сила и слабость в понимании Православия имеет иное смысловое значение, нежели у людей не верующих. Быть сильным - это значит обладать истиной, быть со Христом. Бог дарует нам силу. При этом мы можем быть очень сильны физи чески или духовно, но, любя другого человека, можем наступить на эту силу, принести ее в жертву нашей любви ради ближне го и смириться перед этим чело веком. Сильный человек ради люб ви готов на проявление жертвен ности. Братская жертвенность - это и есть его сила. Речь здесь не идет о людях сла бых. Их непротивление злу есть не что иное, как проявление сла бости. Итак, сильный человек обя зательно покажет свою любовь к другим людям. И вот таких силь ных физически и духовно людей и хотел бы воспитывать монастырь. Мы прекрасно помним слова свя тителя Московского Филарета, ко торый говорил о том, что нужно смиряться и любить своих личных врагов, нужно гнушаться врагов Христовых и нужно быть готовым защищать других людей от врагов Отечества. Татьяна Лазарева: Батюшка, кто помогал Вам в организации лагеря? Отец Аристарх: Было много сложностей с организацией: нужно было найти место для палаток, раздобыть эти самые палатки, крова ти, постельные принадлежности, наладить пита ние. При этом помощь поступила только от об ластного комитета по делам молодежи, от Ми хаила Оршеты. Никакой другой помощи не было. Было только понимание со стороны команди ров воинских частей, и вот в этих условиях первопроходцев, в условиях жуткого денежного дефицита в монастыре нам удалось все-таки провести этот лагерь, он состоялся. Татьяна Лазарева: Для ребят было, конеч но, много интересных экскурсий. Во-первых, они побывали на сторожевом корабле «Нептун». Там им даже удалось посидеть в кресле командира корабля (см. фото). Во-вторых, облазили атом ную подводную лодку «Краснодар» (такого же класса, что и погибший «Курск»), В-третьих, побывали за границей, то есть в храме свв. Бориса и Глеба. В-четвертых, настрелялись вдо воль на полигоне бригады морской пехоты «Спут ник». Облазили там все танки и орудия. Конеч но, впечатления у ребят на всю оставшуюся жизнь. Батюшка, было ли это специальной под готовкой к службе в армии? Отец Аристарх: Мы ни в коем случае не готовили из ребят боевиков. Но я считаю необ ходимым дать современному молодому парню определенную мотивацию его служения в ар мии. Сейчас кругом только и слышны крики о том, что служить Отечеству небезопасно, да и не нужно, пусть служит кто-то другой, только не мой сын. В наше время отсутствует нацио нальная идея, а страна, которую ты должен защищать, не готова воздать тебе чем-то суще ственным. Если ты пойдешь в бой и выйдешь оттуда раненым или калекой, еще неизвестно, как отнесется к тебе общество. Во всех этих условиях, когда любви к защите Родины не существует, когда в школах не воспитывается понимание того, что воинское служение - это, прежде всего, жертвенное служение, когда нужно на два года забыть про самого себя, два года посвятить изучению воинского искусства и от дать себя Родине, вот в таких условиях мона стырь взял на себя те функции, которые долж ны были бы принадлежать другим обществен ным и государственным организациям. Монастырь явился вовремя и сделал вели кое дело, по мнению военных, родителей и са мих детей. Монастырь открыл для них новые горизонты в познании самих себя и в познании другого человека. Научил их братству, дал «чув ство локтя». Это все очень важно. Думается, что теперь эти парни, если они пойдут в ар мию, уже не будут теми «желторотыми инфан тами» 18-ти лет, которых армейская дисципли на шокирует и даже при отсутствии «неустав ных отношений» кажется чересчур жестокой. Они будут знать, как образовать дружеское «ду ховное карэ», как встать спиной к спине, что бы защитить друга и себя. То чувство братства, которое возникло у подростков там, в лагере, - это очень важное чувство. Это редкое чувство в миру. И монастырь в этом смысле, конечно, сделал благое дело. Мы благодарны всем тем людям, которые так или иначе потрудились на этой стезе: тре нерам, практически бесплатно работавшими с ребятами, родителям, которые поняли нас и не испугались этого «страшного» слова «монас тырь», средствам массовой информации, прав диво и полно освещавшими жизнь монастыря. Надеемся, что в следующем году лагерь, полу чивший уже такую известность, сможет при нять еще большее количество детей и сможет жить более полнокровной жизнью. 45 суток продолжался лагерь. Уезжали дети со слезами на глазах. Им очень не хотелось уезжать. 45 дней оказались быстротечными. Но ребята и теперь вместе. Все мурманские приходят на подво рье монастыря, на богослужения и на тренировки клуба в 25 школе. Родился новый военно-патриотический клуб, ко торый еще не имеет названия, условное название пока «Русский рукопашный бой». Клуб насчитывает 45 человек. Там разнообразная тематика занятий, жесткий график работы. Клуб - это следствие и продолжение лагеря. В клубе преподаются история Православия на Руси и военная история, Закон Божий, альпинизм и туризм, русский рукопашный бой (школа Алексея Кадочникова). Занятия в клубе проводятся ежедневно. Монастырь арендует в 25 школе (остановка «Улица Беринга») два спортивных зала и два класса. Духовная жизнь в Мурманске и в области мило стью Божией оживляется. Все больше открывается воскресных школ. Только у Трифонов Печенгского монастыря в этом учебном году их стало три: одна - в Печенге и две - в Мурманске. Творческая моло дежь из МГПИ пополняет ряды православных учите лей, растет число желающих получить духовное об разование. И, может быть, уже недалек тот час, когда нам перестанут, наконец, «давать отпор» сред ние школы и Мурманск обретет давно желанную православную школу, совсем как в цивилизованном Питере и Москве. А чем мы хуж е? Уважаемый владыко! Не могли бы Вы разрешить мое недоумение? Видел по телевизору репор таж о поездке команды России на Олимпийские игры. Там гово рили, что Патриарх Алексий II дал бла гословение на эту поездку (хотя самого Патриарха, дающего благословение, не показывали). Потом показали православ ного священника, говорящего о том, что он будет вместе с командой в Австралии молиться о ее победе. Я сам не против физических упраж нений, поддерживающих здоровье тела, но занятия профессиональным спортом ведь основано на гордости, тщеславии, сребролюбии. И когда видишь на экране полуженщи- ну-полумужчину, поднимающую с неимо верным усилием тяжеленную штангу, возникает недоумение. Неужели за это надо молиться? С большой благодарностью, Алексей. Дорогой Алексей! Не здоровые, а больные больше нуж даются во враче. За всех нам должно молиться, но особенно за тех, кто про сит нас об этом, кто больше подверга ется опасностям и испытаниям, кто на ходится вдалеке от своих близких, род ных, от своего храма, своего духовного отца. Я не могу согласиться с Вами в том, что занятие профессиональным спортом основано только на гордости, тщеславии, сребролюбии. В основании есть и другие, глубоконравственные начала. Я знаю близко многих спорт- сменов-профессионалов очень высоко го ранга как людей самого высокого христианского достоинства. Конечно, есть и такие, о которых Вы говорите. Чтобы не соблазняться тем, что по казывают по телевизору, не смотрите его. Это мой Вам совет. И молиться | Вам не нужно, если Вы не испытывав- I те в этом потребности. Думаю, что, если I бы на Олимпийских играх выступал Ваш і друг или близкий Вам человек, Вы бы I вспомнили о нем в своих молитвах. 5 Почему на одной иконе ребе нок на правой руке, а на других иконах ребенок на левой руке. Верующая, j I Если Вы мать, то уверен, что ! держали своих детей и на правой руке, 1 и на левой. Спрашивается: почему Бо жией Матери это непозволительно?! Уважаемый владыко! Объясните, пожалуйста: не вменится ли мне во грех, если я во дни поста старенькому дедуш ке своему буду готовить живот ную пищу по причине того, что дедушка неверующий? Вам не вменится. Проявляйте забо ту во всем о своем дедушке. ^ .............
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz