Миссионерская православная газета. 2000 г. № 10. Октябрь.

5 СТАНОВИТСЯ КЛУБОМ Отец Аристарх: Казалось бы, что согласно заповеди Христа, данной Им в Нагорной пропо­ веди, где Сам Спаситель говорит: «Если кто ударит тебя в правую щеку, то обрати к нему и другую», - христианство должно было бы учить, прежде всего, смирению и непротивлению. С этой точки зрения проведение такого лагеря рядом с монастырем кажется вещью недухов­ ной. Тем не менее мы видим здесь немалый духовный смысл. Есть глубокие духовные при­ чины, которые привели к созданию лагеря. Прежде всего, нам необходимо уяснить, что сила и слабость в понимании Православия имеет иное смысловое значение, нежели у людей не­ верующих. Быть сильным - это значит обладать истиной, быть со Христом. Бог дарует нам силу. При этом мы можем быть очень сильны физи­ чески или духовно, но, любя другого человека, можем наступить на эту силу, принести ее в жертву нашей любви ради ближне­ го и смириться перед этим чело­ веком. Сильный человек ради люб­ ви готов на проявление жертвен­ ности. Братская жертвенность - это и есть его сила. Речь здесь не идет о людях сла­ бых. Их непротивление злу есть не что иное, как проявление сла­ бости. Итак, сильный человек обя­ зательно покажет свою любовь к другим людям. И вот таких силь­ ных физически и духовно людей и хотел бы воспитывать монастырь. Мы прекрасно помним слова свя­ тителя Московского Филарета, ко­ торый говорил о том, что нужно смиряться и любить своих личных врагов, нужно гнушаться врагов Христовых и нужно быть готовым защищать других людей от врагов Отечества. Татьяна Лазарева: Батюшка, кто помогал Вам в организации лагеря? Отец Аристарх: Было много сложностей с организацией: нужно было найти место для палаток, раздобыть эти самые палатки, крова­ ти, постельные принадлежности, наладить пита­ ние. При этом помощь поступила только от об­ ластного комитета по делам молодежи, от Ми­ хаила Оршеты. Никакой другой помощи не было. Было только понимание со стороны команди­ ров воинских частей, и вот в этих условиях первопроходцев, в условиях жуткого денежного дефицита в монастыре нам удалось все-таки провести этот лагерь, он состоялся. Татьяна Лазарева: Для ребят было, конеч­ но, много интересных экскурсий. Во-первых, они побывали на сторожевом корабле «Нептун». Там им даже удалось посидеть в кресле командира корабля (см. фото). Во-вторых, облазили атом­ ную подводную лодку «Краснодар» (такого же класса, что и погибший «Курск»), В-третьих, побывали за границей, то есть в храме свв. Бориса и Глеба. В-четвертых, настрелялись вдо­ воль на полигоне бригады морской пехоты «Спут­ ник». Облазили там все танки и орудия. Конеч­ но, впечатления у ребят на всю оставшуюся жизнь. Батюшка, было ли это специальной под­ готовкой к службе в армии? Отец Аристарх: Мы ни в коем случае не готовили из ребят боевиков. Но я считаю необ­ ходимым дать современному молодому парню определенную мотивацию его служения в ар­ мии. Сейчас кругом только и слышны крики о том, что служить Отечеству небезопасно, да и не нужно, пусть служит кто-то другой, только не мой сын. В наше время отсутствует нацио­ нальная идея, а страна, которую ты должен защищать, не готова воздать тебе чем-то суще­ ственным. Если ты пойдешь в бой и выйдешь оттуда раненым или калекой, еще неизвестно, как отнесется к тебе общество. Во всех этих условиях, когда любви к защите Родины не существует, когда в школах не воспитывается понимание того, что воинское служение - это, прежде всего, жертвенное служение, когда нужно на два года забыть про самого себя, два года посвятить изучению воинского искусства и от­ дать себя Родине, вот в таких условиях мона­ стырь взял на себя те функции, которые долж­ ны были бы принадлежать другим обществен­ ным и государственным организациям. Монастырь явился вовремя и сделал вели­ кое дело, по мнению военных, родителей и са­ мих детей. Монастырь открыл для них новые горизонты в познании самих себя и в познании другого человека. Научил их братству, дал «чув­ ство локтя». Это все очень важно. Думается, что теперь эти парни, если они пойдут в ар­ мию, уже не будут теми «желторотыми инфан­ тами» 18-ти лет, которых армейская дисципли­ на шокирует и даже при отсутствии «неустав­ ных отношений» кажется чересчур жестокой. Они будут знать, как образовать дружеское «ду­ ховное карэ», как встать спиной к спине, что­ бы защитить друга и себя. То чувство братства, которое возникло у подростков там, в лагере, - это очень важное чувство. Это редкое чувство в миру. И монастырь в этом смысле, конечно, сделал благое дело. Мы благодарны всем тем людям, которые так или иначе потрудились на этой стезе: тре­ нерам, практически бесплатно работавшими с ребятами, родителям, которые поняли нас и не испугались этого «страшного» слова «монас­ тырь», средствам массовой информации, прав­ диво и полно освещавшими жизнь монастыря. Надеемся, что в следующем году лагерь, полу­ чивший уже такую известность, сможет при­ нять еще большее количество детей и сможет жить более полнокровной жизнью. 45 суток продолжался лагерь. Уезжали дети со слезами на глазах. Им очень не хотелось уезжать. 45 дней оказались быстротечными. Но ребята и теперь вместе. Все мурманские приходят на подво­ рье монастыря, на богослужения и на тренировки клуба в 25 школе. Родился новый военно-патриотический клуб, ко­ торый еще не имеет названия, условное название пока «Русский рукопашный бой». Клуб насчитывает 45 человек. Там разнообразная тематика занятий, жесткий график работы. Клуб - это следствие и продолжение лагеря. В клубе преподаются история Православия на Руси и военная история, Закон Божий, альпинизм и туризм, русский рукопашный бой (школа Алексея Кадочникова). Занятия в клубе проводятся ежедневно. Монастырь арендует в 25 школе (остановка «Улица Беринга») два спортивных зала и два класса. Духовная жизнь в Мурманске и в области мило­ стью Божией оживляется. Все больше открывается воскресных школ. Только у Трифонов Печенгского монастыря в этом учебном году их стало три: одна - в Печенге и две - в Мурманске. Творческая моло­ дежь из МГПИ пополняет ряды православных учите­ лей, растет число желающих получить духовное об­ разование. И, может быть, уже недалек тот час, когда нам перестанут, наконец, «давать отпор» сред­ ние школы и Мурманск обретет давно желанную православную школу, совсем как в цивилизованном Питере и Москве. А чем мы хуж е? Уважаемый владыко! Не могли бы Вы разрешить мое недоумение? Видел по телевизору репор­ таж о поездке команды России на Олимпийские игры. Там гово­ рили, что Патриарх Алексий II дал бла­ гословение на эту поездку (хотя самого Патриарха, дающего благословение, не показывали). Потом показали православ­ ного священника, говорящего о том, что он будет вместе с командой в Австралии молиться о ее победе. Я сам не против физических упраж­ нений, поддерживающих здоровье тела, но занятия профессиональным спортом ведь основано на гордости, тщеславии, сребролюбии. И когда видишь на экране полуженщи- ну-полумужчину, поднимающую с неимо­ верным усилием тяжеленную штангу, возникает недоумение. Неужели за это надо молиться? С большой благодарностью, Алексей. Дорогой Алексей! Не здоровые, а больные больше нуж­ даются во враче. За всех нам должно молиться, но особенно за тех, кто про­ сит нас об этом, кто больше подверга­ ется опасностям и испытаниям, кто на­ ходится вдалеке от своих близких, род­ ных, от своего храма, своего духовного отца. Я не могу согласиться с Вами в том, что занятие профессиональным спортом основано только на гордости, тщеславии, сребролюбии. В основании есть и другие, глубоконравственные начала. Я знаю близко многих спорт- сменов-профессионалов очень высоко­ го ранга как людей самого высокого христианского достоинства. Конечно, есть и такие, о которых Вы говорите. Чтобы не соблазняться тем, что по­ казывают по телевизору, не смотрите его. Это мой Вам совет. И молиться | Вам не нужно, если Вы не испытывав- I те в этом потребности. Думаю, что, если I бы на Олимпийских играх выступал Ваш і друг или близкий Вам человек, Вы бы I вспомнили о нем в своих молитвах. 5 Почему на одной иконе ребе­ нок на правой руке, а на других иконах ребенок на левой руке. Верующая, j I Если Вы мать, то уверен, что ! держали своих детей и на правой руке, 1 и на левой. Спрашивается: почему Бо­ жией Матери это непозволительно?! Уважаемый владыко! Объясните, пожалуйста: не вменится ли мне во грех, если я во дни поста старенькому дедуш­ ке своему буду готовить живот­ ную пищу по причине того, что дедушка неверующий? Вам не вменится. Проявляйте забо­ ту во всем о своем дедушке. ^ .............

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz