Миссионерская православная газета. 2000 г. № 10. Октябрь.
4 Уважаемый Владыко! 111 Прочитал в «Православной книге», что человек, который не ***** (5 ы ; і на богослужении три вос кресных дня, тот находится вне ограды спасения и попадает под власть злых духов. А как же быть, например, мо рякам которые в море проводят полгода? Регулярное наше участие в богослу жениях (праздничных, воскресных, буд ничных) - это необходимое условие и потребность жизни христианина и его спасения, смысл которых - благодат ное, таинственное единение с Богом. Можно «быть» (т.е. присутствовать) на богослужении, но не участвовать в нем. Или даже участвовать, но не так, чтобы благодатное единение с Богом осуществилось. Препятствием служит всегда тут наша греховность. Если же мы, очистившись покаяни ем от греха и причастившись Тела и Крови Господа (именно это главная цель нашего участия в богослужении), бу дем блюсти себя в чистоте от греха, то злые силы не смогут властвовать над нами. Господь, с Которым мы соедини лись, защитит нас Своей благодатью. Даже тогда, когда мы не только полго да, но и год и больше не сможем участвовать в богослужении, независи мо от того, кто мы - моряки, геологи, космонавты. Очень важно перед ухо дом в море, командировкой и так да лее поисповедоваться и причаститься. Мир вам, добрые люди! Очень хочу спросить, когда женщине нельзя ходить в храм и брать в руки Библию и молит вослов и сколько дней. Нигде не могу най ти ответ, а женщины все разное гово рят. Одни говорят: нельзя девять дней, другие, что в конце нечистых дней мож но стоять у входа в храм. Пожалуйста, ответьте. И еще хочу спросить, что делать с пасхальным яичком, которое год лежит дома. С уважением и благодарностью, Иулитта. Относительно «женских» проблем от вечать Вам через газету не стану. Этот вопрос разрешается в индивидуальном порядке и на исповеди. Относительно пасхального яйца, ко торое год уже лежит у Вас дома. Здесь важно то, как оно сохранилось. Может быть, его нужно хранить как святыню и дальше дома. Может быть, его следует закопать в чистое и непопираемое но гами место. Можно его раздробить и отдать птичкам, чтобы они его покле вали, или бросить в реку рыбам. Ду маю, какой-то вариант из названных будет для Вас приемлем. ^ifllie. Ответьте, пожалуйста, на J 1 P вопрос: почему в нашем храме J jjf содержится магазин, когда по православным меркам он дол жен находиться отдельно? С у в а ж е н и е м , В а л е р а . Ни в одном из храмов вывески «Ма газин» ни я, ни кто-либо другой не встре тил. Неужели Вы ее видели? ПОДРОСТКОВЫЙ ЛАГЕРЬ Общеобразовательная школа выполняет сейчас в обществе функцию огромной детской колонии. Она направляет в положительное русло мощный поток подростковой энергии. Летом дети превращаются в «неорганизованных» и многие «болтаются» по шум ному, пыльному городу без цели и без присмотра, Это небезопасно для всех нас. К счастью , есть в нашем Мурманске люди, неравнодушные к детству. Но давайте по порядку. Начнем с истории. В Москве уже около десяти лет существуют подрост ковые православные клубы, в которых зимой прово дятся занятия по программам воскресных школ, а летом организуются лагеря и паломничества по свя тым местам . С 1990 по 1995 годы в Мурманской области весьма популярной была «робинзонада». Воспитатели и инструкторы брали детей «с улицы», то есть тех, кому некуда и не на что ехать в отпуск. Находили спонсоров, которые помогали одеждой и провиантом, и вывозили детей в Хибины или на необитаемые острова Белого моря (отсюда и назва ние - робинзонада). Острова не более одного кило метра в диаметре. Такой лагерь продолжался две недели. Брали с собой «Кадеты» и «Оптимисты», чтобы ходить под парусом, ловили рыбу, собирали мидии (просто объедались этими деликатесными д а рами моря, которые в магазине не по карману), собирали грибы и ягоды. Камбалу на отливе ловили руками. Один молодец поймал четырнадцать штук. Все это вместе называлось «школой выживания». Ребята четко ощущали разницу между жизнью «до того» и «после». Дома только яичницу умел готовить, а тут - сам поймал, сам сготовил и съел. В Хибинах были «холодные ночевки» (то есть у костра, без палатки), переходы через перевалы, переправы через реки, спортивные соревнования. Это все для тех детей, родители которых не могут заплатить ни копейки. Первый набор был по друзь ям и знакомым: «У кого на лето детей девать неку да ?» В 2000 году произошла решающая встреча тре неров-воспитателей с наместником Трифонов Пе- ченгского мужского монастыря игуменом Аристар хом. В результате этой встречи воспитатели пере ориентировались и главной задачей своих туристи ческих походов сделали не изучение природы род ного края, а духовное воспитание подростков. А летом при монастыре был впервые организо ван военно-спортивный патриотический подростко вый лагерь «Русский стиль». С 25 июня по 10 ав гу ста 26 мальчишек и девчонок находились в непос редственной близости от монастыря. Жили в палатках, которые им выделило коман дование бригады морской пехоты. Жили, деля на всех радости и обиды от комаров, от холода и дождя. Жили, учась много му, но прежде всего - пре одолению самих себя. Половина лагеря - дети прихожан из воцерковленных семей, вторая половина - .... крестились в Печенге, «яко ДІ!!ІІІ!І!Ж1:!:;#РЩ ■ г ; во Иордане», в их числе был и инструктор по альпинизму и туризму Александр Генна диевич. Только двоим ребя там пребывание в лагере оказалось не по силам, их отправили домой, 24 оста лись до конца. Из них пяте ро - девчонки. «Не пойдем кушать в мо настырь»! - так начинался день, потому что кушать у с тали. На пропитание монас тырь не поскупился, корми ли «бойцов» четыре раза в день. Приехали домой все с округлившимися лицами и загорелые как не гры, потому что купались и загорали каждый день, если не было дождя. Купались и в Печенге, и в озерах, что в тридцати минутах ходу от лагеря. Из- за четырехразового питания даже не успевали д е лать тренировки, ведь после еды один час нельзя тренироваться. В результате от полдника отказа лись, брали собой сухой паек в горы. Ежедневно у ребят были тренировки по руко пашному бою, по альпинизму и туризму, медицинс кая подготовка. По медицине инструктором была Светлана, медсестра скорой помощи. «Школа выжи вания»: как укрыться от дождя, как развести костер в любую погоду, как обойтись подручными сред ствами в любой ситуации. Один раз в неделю «ду ховную тренировку» осуществлял отец Аристарх. Р е бята своими руками построили спортивные площад ки : футбольное и волейбольное поля, турник и туа лет, что немаловажно (а как же без негѵ?). У ста навливали огромные палатки, вокруг них благоуст раивали территорию. Хозработ ежедневно было «выше крыши». Девчонки делали все то же самое, что и мальчишки. Помощник инструктора Максим поведал кое-что по секрету из жизни лагеря. Ребята любят расска зывать друг другу «страшные истории». Вот одна из них, про «черного альпиниста»: - Два друга в одной связке. Срываются со ска лы . Один из них перерезает веревку и гибнет, что бы дать возможность спастись своему товарищу. Тень погибшего с тех пор бродит по горам и ищет своего спасенного друга. В затихшей палатке - напряженное внимание к рассказу. Информация запомнилась. И вдруг в ре альной тренировке по альпинизму перед взорами ребят и инструкторов, только что покоривших оче редную вершину, предстает черный силуэт в длин ной одежде. Он стоит, ярко вырисовываясь на фоне неба. Кто это ? Максим решил пошутить и проком ментировал явление так: смотрите, вот «черный альпинист». Что тут началось! Строили различные версии, кто же это. А то был отец Иоанн, созерца ющий суровую красоту северной природы. Монах сей напустил такого страху на ребят, что всю жизнь не забудут. Еще одна сценка из жизни лагеря: «Как Максим тушил пожар». Пожар был настоящий, в пятидесяти метрах от палаток загорелся торф, пламя почти по пояс. Максим тушит чем попало и кричит: «Помоги те, пожар», а все думают, что это очередная шутка, как в известном рассказе о мальчике и волке. Почти потушил. Весь черный, измученный, идет к палаткам , ему навстречу выходят ребята и говорят: «Действительно, пожар»; и бросаются, хотя и с опоз данием , но дружно, на помощь. Предлагаем вашему вниманию беседу на шего корреспондента Татаьяна Лазаревой с на местником Трифонов Печенгского монастыря отцом Аристархом. Отец Аристарх: Мы ни в коем случае не ставили своем задачей сделать из этих маль чишек и девчонок с 12 до 18 лет монахов или церковных людей, но они узнали, что такое монастырь, кто такой священник, что такое бла гословение священника. Кто из них желал, при ходил по воскресным дням на богослужение (приходили многие), а кто желал спать, тот ос- тавался спать в палатке. Очень важно в право славной педагогике, чтобы духовное окормле- ние детей и подростков было ненавязчивым. Тем более что мы брали в лагерь всех желаю щих, не было жестких принципов отбора. За исключением двух человек, которые отсеялись в самом начале, и еще одного, которого при шлось отправить домой, все выдержали это довольно жесткое даже для взрослого челове ка испытание: жить в палатке в наших запо лярных условиях. Режим, постоянное понужде ние самого себя - вот что было основой для «духовной тренировки». Татьяна Лазарева: Батюшка, а как же на счет смирения и непротивления злу: не полу чился ли у нас «новый Шао-Линь»?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz