Миссионерская православная газета. 2000 г. № 10. Октябрь.

4 Уважаемый Владыко! 111 Прочитал в «Православной книге», что человек, который не ***** (5 ы ; і на богослужении три вос­ кресных дня, тот находится вне ограды спасения и попадает под власть злых духов. А как же быть, например, мо­ рякам которые в море проводят полгода? Регулярное наше участие в богослу­ жениях (праздничных, воскресных, буд­ ничных) - это необходимое условие и потребность жизни христианина и его спасения, смысл которых - благодат­ ное, таинственное единение с Богом. Можно «быть» (т.е. присутствовать) на богослужении, но не участвовать в нем. Или даже участвовать, но не так, чтобы благодатное единение с Богом осуществилось. Препятствием служит всегда тут наша греховность. Если же мы, очистившись покаяни­ ем от греха и причастившись Тела и Крови Господа (именно это главная цель нашего участия в богослужении), бу­ дем блюсти себя в чистоте от греха, то злые силы не смогут властвовать над нами. Господь, с Которым мы соедини­ лись, защитит нас Своей благодатью. Даже тогда, когда мы не только полго­ да, но и год и больше не сможем участвовать в богослужении, независи­ мо от того, кто мы - моряки, геологи, космонавты. Очень важно перед ухо­ дом в море, командировкой и так да­ лее поисповедоваться и причаститься. Мир вам, добрые люди! Очень хочу спросить, когда женщине нельзя ходить в храм и брать в руки Библию и молит­ вослов и сколько дней. Нигде не могу най­ ти ответ, а женщины все разное гово­ рят. Одни говорят: нельзя девять дней, другие, что в конце нечистых дней мож­ но стоять у входа в храм. Пожалуйста, ответьте. И еще хочу спросить, что делать с пасхальным яичком, которое год лежит дома. С уважением и благодарностью, Иулитта. Относительно «женских» проблем от­ вечать Вам через газету не стану. Этот вопрос разрешается в индивидуальном порядке и на исповеди. Относительно пасхального яйца, ко­ торое год уже лежит у Вас дома. Здесь важно то, как оно сохранилось. Может быть, его нужно хранить как святыню и дальше дома. Может быть, его следует закопать в чистое и непопираемое но­ гами место. Можно его раздробить и отдать птичкам, чтобы они его покле­ вали, или бросить в реку рыбам. Ду­ маю, какой-то вариант из названных будет для Вас приемлем. ^ifllie. Ответьте, пожалуйста, на J 1 P вопрос: почему в нашем храме J jjf содержится магазин, когда по православным меркам он дол­ жен находиться отдельно? С у в а ж е н и е м , В а л е р а . Ни в одном из храмов вывески «Ма­ газин» ни я, ни кто-либо другой не встре­ тил. Неужели Вы ее видели? ПОДРОСТКОВЫЙ ЛАГЕРЬ Общеобразовательная школа выполняет сейчас в обществе функцию огромной детской колонии. Она направляет в положительное русло мощный поток подростковой энергии. Летом дети превращаются в «неорганизованных» и многие «болтаются» по шум­ ному, пыльному городу без цели и без присмотра, Это небезопасно для всех нас. К счастью , есть в нашем Мурманске люди, неравнодушные к детству. Но давайте по порядку. Начнем с истории. В Москве уже около десяти лет существуют подрост­ ковые православные клубы, в которых зимой прово­ дятся занятия по программам воскресных школ, а летом организуются лагеря и паломничества по свя ­ тым местам . С 1990 по 1995 годы в Мурманской области весьма популярной была «робинзонада». Воспитатели и инструкторы брали детей «с улицы», то есть тех, кому некуда и не на что ехать в отпуск. Находили спонсоров, которые помогали одеждой и провиантом, и вывозили детей в Хибины или на необитаемые острова Белого моря (отсюда и назва­ ние - робинзонада). Острова не более одного кило­ метра в диаметре. Такой лагерь продолжался две недели. Брали с собой «Кадеты» и «Оптимисты», чтобы ходить под парусом, ловили рыбу, собирали мидии (просто объедались этими деликатесными д а ­ рами моря, которые в магазине не по карману), собирали грибы и ягоды. Камбалу на отливе ловили руками. Один молодец поймал четырнадцать штук. Все это вместе называлось «школой выживания». Ребята четко ощущали разницу между жизнью «до того» и «после». Дома только яичницу умел готовить, а тут - сам поймал, сам сготовил и съел. В Хибинах были «холодные ночевки» (то есть у костра, без палатки), переходы через перевалы, переправы через реки, спортивные соревнования. Это все для тех детей, родители которых не могут заплатить ни копейки. Первый набор был по друзь­ ям и знакомым: «У кого на лето детей девать неку­ да ?» В 2000 году произошла решающая встреча тре­ неров-воспитателей с наместником Трифонов Пе- ченгского мужского монастыря игуменом Аристар­ хом. В результате этой встречи воспитатели пере­ ориентировались и главной задачей своих туристи­ ческих походов сделали не изучение природы род­ ного края, а духовное воспитание подростков. А летом при монастыре был впервые организо­ ван военно-спортивный патриотический подростко­ вый лагерь «Русский стиль». С 25 июня по 10 ав гу­ ста 26 мальчишек и девчонок находились в непос­ редственной близости от монастыря. Жили в палатках, которые им выделило коман­ дование бригады морской пехоты. Жили, деля на всех радости и обиды от комаров, от холода и дождя. Жили, учась много­ му, но прежде всего - пре­ одолению самих себя. Половина лагеря - дети прихожан из воцерковленных семей, вторая половина - .... крестились в Печенге, «яко ДІ!!ІІІ!І!Ж1:!:;#РЩ ■ г ; во Иордане», в их числе был и инструктор по альпинизму и туризму Александр Генна­ диевич. Только двоим ребя­ там пребывание в лагере оказалось не по силам, их отправили домой, 24 оста­ лись до конца. Из них пяте­ ро - девчонки. «Не пойдем кушать в мо­ настырь»! - так начинался день, потому что кушать у с ­ тали. На пропитание монас­ тырь не поскупился, корми­ ли «бойцов» четыре раза в день. Приехали домой все с округлившимися лицами и загорелые как не­ гры, потому что купались и загорали каждый день, если не было дождя. Купались и в Печенге, и в озерах, что в тридцати минутах ходу от лагеря. Из- за четырехразового питания даже не успевали д е ­ лать тренировки, ведь после еды один час нельзя тренироваться. В результате от полдника отказа­ лись, брали собой сухой паек в горы. Ежедневно у ребят были тренировки по руко­ пашному бою, по альпинизму и туризму, медицинс­ кая подготовка. По медицине инструктором была Светлана, медсестра скорой помощи. «Школа выжи­ вания»: как укрыться от дождя, как развести костер в любую погоду, как обойтись подручными сред­ ствами в любой ситуации. Один раз в неделю «ду­ ховную тренировку» осуществлял отец Аристарх. Р е ­ бята своими руками построили спортивные площад­ ки : футбольное и волейбольное поля, турник и туа­ лет, что немаловажно (а как же без негѵ?). У ста­ навливали огромные палатки, вокруг них благоуст­ раивали территорию. Хозработ ежедневно было «выше крыши». Девчонки делали все то же самое, что и мальчишки. Помощник инструктора Максим поведал кое-что по секрету из жизни лагеря. Ребята любят расска­ зывать друг другу «страшные истории». Вот одна из них, про «черного альпиниста»: - Два друга в одной связке. Срываются со ска­ лы . Один из них перерезает веревку и гибнет, что­ бы дать возможность спастись своему товарищу. Тень погибшего с тех пор бродит по горам и ищет своего спасенного друга. В затихшей палатке - напряженное внимание к рассказу. Информация запомнилась. И вдруг в ре­ альной тренировке по альпинизму перед взорами ребят и инструкторов, только что покоривших оче­ редную вершину, предстает черный силуэт в длин­ ной одежде. Он стоит, ярко вырисовываясь на фоне неба. Кто это ? Максим решил пошутить и проком­ ментировал явление так: смотрите, вот «черный альпинист». Что тут началось! Строили различные версии, кто же это. А то был отец Иоанн, созерца­ ющий суровую красоту северной природы. Монах сей напустил такого страху на ребят, что всю жизнь не забудут. Еще одна сценка из жизни лагеря: «Как Максим тушил пожар». Пожар был настоящий, в пятидесяти метрах от палаток загорелся торф, пламя почти по пояс. Максим тушит чем попало и кричит: «Помоги­ те, пожар», а все думают, что это очередная шутка, как в известном рассказе о мальчике и волке. Почти потушил. Весь черный, измученный, идет к палаткам , ему навстречу выходят ребята и говорят: «Действительно, пожар»; и бросаются, хотя и с опоз­ данием , но дружно, на помощь. Предлагаем вашему вниманию беседу на­ шего корреспондента Татаьяна Лазаревой с на­ местником Трифонов Печенгского монастыря отцом Аристархом. Отец Аристарх: Мы ни в коем случае не ставили своем задачей сделать из этих маль­ чишек и девчонок с 12 до 18 лет монахов или церковных людей, но они узнали, что такое монастырь, кто такой священник, что такое бла­ гословение священника. Кто из них желал, при­ ходил по воскресным дням на богослужение (приходили многие), а кто желал спать, тот ос- тавался спать в палатке. Очень важно в право­ славной педагогике, чтобы духовное окормле- ние детей и подростков было ненавязчивым. Тем более что мы брали в лагерь всех желаю­ щих, не было жестких принципов отбора. За исключением двух человек, которые отсеялись в самом начале, и еще одного, которого при­ шлось отправить домой, все выдержали это довольно жесткое даже для взрослого челове­ ка испытание: жить в палатке в наших запо­ лярных условиях. Режим, постоянное понужде­ ние самого себя - вот что было основой для «духовной тренировки». Татьяна Лазарева: Батюшка, а как же на­ счет смирения и непротивления злу: не полу­ чился ли у нас «новый Шао-Линь»?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz