Миссионерская православная газета. 2000 г. № 10. Октябрь.
3 ищите и Настройщик, приглашенный по поводу пиани но, удивился: «Надо же, я уже два года пою на «Зеленой», но только сейчас узнал, что тут есть еще храм». Эксцентричная дама, впервые попавшая на подворье, возбужденно кричит: «Голубушка! Что же вы делаете! Вам надо делать рекламу на вокзале! Ведь я вас еле разыскала! Вас невоз можно найти! Я спрашивала у людей на улицах города, где находится подворье, и никто (ник то!!!) не мог мне ответить». Я ничего не могла ей обещать насчет «рекламы на вокзале», но вот одна из первых попыток в газете. Желтый, как цыпленок, одноэтажный барак. На крыше - православный крест, который тща тельно замаскирован находящимися рядом ос танками печных труб. По соседству - два дере вянных здания, подлежащих уничтожению. Тре тье уже не существует. Экскаватор работал все лето, разламывая и растаскивая его по частям. Совсем недалеко - летняя резиденция бом жей: гаражи, сараи и просто кусты. Теперь по холодало, и жильцы снялись со своих насижен ных мест. При подходах с другой стороны обна руживается пивной ларек у проходной рыбного порта и группки подвыпивших мужчин. Вот наши основные ориентиры. И как же найти этот храм? А в трех шагах - центр горо да, магазин «Детский мир», мореходное учили ще. Более чем пол-Мурманска не знает о на шем существовании! А тот, кто знает и пытает ся найти, испытывает трудности. Но мы знаем твердо, что наша городская географическая «белизна» временна. Кто ищет Христа, всегда найдет Церковь, ибо Христос Сам приводит нас к Себе. Как я нашла дорогу сюда? Я долго молилась о монашеской келье, и вот она, моя «регентс кая». В ней - пианино от отца Никодима и внезапно пожертвованная мебель. Величествен ная красота огромных храмов, дивное церков ное убранство, пышность богослужений, огром ные хоры - это поражает, но почему-то души многих тянутся туда, где бедно, но тепло от единения в молитве. Весь храм помогал мне петь (ведь я была на клиросе вначале одна). Но не было ни капли сомнений в том, что хор будет (это одна из загадок преподобного Трифона). Вскоре прихо жане уже слушали стройное пение женского трио. Некоторые над нами посмеивались: «женс кое подворье мужского монастыря!» А мы спо койно отвечали: «Что ж, ведь наша заступница - Богородица, храм назван в честь ее иконы “Живоносный Источник”». Поначалу мне поне воле пришлось заняться пением с прихожана ми, чтобы исправить ошибки, но они проявили такую активность и желание учиться, что те перь у нас становится традицией обучение цер ковному пению каждую среду для людей, со всем не умеющих петь или умеющих чуть-чуть, но желающих приобщиться к сокровищнице пра вославных песнопений. С певчими получилось так: те, кого я позва ла с собой, отказались, но через месяц вместо них пришли другие, на которых и не рассчиты- оврящете вала, но какова была радость оттого, что не оставили без помощи, пошли за мной. Оно и понятно: прп. Трифон сам выбирает себе тех, кого считает нужным. Чудеса и с отцом Даниилом: год назад он был тенором в моем хоре. Я «плакала и рыда ла», когда он ушел в монахи, потому что такой голос в клиросном хоре очень-очень ценится. Теперь этот голос доносится из алтаря или поет на клиросе, когда служит наместник монастыря отец Аристарх. С отцом наместником мы встретились не совсем обычно: прошлым сентябрем поехали на природу с друзьями, ну и заехали посмот реть на монастырь в Печенге. Посмотрели. Заш ли, мои друзья купили там и подарили мне большой крест, который и теперь со мной в келье. Братия монастыря очень радушно нас при нимала, скормив нам всю колбасу, оставлен ную предыдущими гостями (ведь в монастыре мяса не едят), а мы в ответ насобирали им грибов в лесу. Вечером познакомились с ба тюшкой. Мне за помнилось, что за время бесе ды он трижды по интересовался, зачем же мы все-таки приеха ли. Но в ответ я пожимала плеча ми: сами не зна ем, просто так, посмотреть. По лучили в подарок книгу о церков ном этикете и благословение Трифонов Печен- гского мужского монастыря (фото монастыря и икону прп. Трифона). Утром впервые в жизни были на монастырской службе, которая начина ется в 6.30 утра, и пели Божественную литур гию (все четверо мы певчие). После богослуже ния батюшка тепло с нами попрощался. И вот не прошло и года, как стало ясно, что та поездка не была случайностью. В настоящее время жизнь подворья переведена на монас тырский уклад. Теперь прихожане и братия уже привыкли к новому режиму: подъем в 6.00, в 7.00 - начало утренних молитв, по- лунощница и часы, затем сразу ли тургия, которая заканчивается к 10.00. День занят хозяйственными работами, которых всегда достаточ но, В 18.00 - вечернее богослуже ние. К 20.00 должен быть готов ужин (общими усилиями, т.к. специально го трапезного нет). Сразу после ужи на - вечерние молитвы. Затем у каж дого - свои дела. У меня вечерами происходит подготовка к занятиям воскресной школы, которые прово дились для взрослых все лето каж дое воскресенье вечером, после ака фиста блаженной Матронушке. Те перь начало занятий перенесли на 12.30. Воскресная школа расширила сферу своей деятельности: появилась группа детей из 12 человек и пяте ро преподавателей - энтузиастов (все они являются студентами МГПИ). 15 лет назад и я тоже окончила тот самый институт. Теперь у меня целый педагогический отряд. «Регентс кая» преобразовалась в учебный класс. Дирек тором у нас, конечно, отец Аристарх. Пользуемся для подготовки к урокам литера турой, которая продается в нашей знаменитой книжной лавке: все приходы Мурманской и Мончегорской епархии приобретают на нашем оптовом складе литературу. Оптовый склад и розничная книжная лавка сосуществуют в од ном помещении. У оптового склада есть выход ные дни - суббота, воскресенье и двунадесятые праздники, а розничная продажа производится ежедневно с 10.00 до 19.00. Цель организации книжной торговли - поставка людям, верующим и ищущим Бога, православной литературы. «Ох уж это подворье! - говорит заезжий батюшка, выходя с кипой книг. - Приедешь к вам с день гами, а уйдешь без них, невозможно удержать ся от покупки». И действительно, здесь есть все: разнооб разные издания Св. Писания и Евангелия, кни ги для пастырей и богослужебная литература, церковные календари и жития святых, творения отцов Церкви и работы современных право славных богословов. В продаже множество бро шюр для новоначальных христиан, литература по истории Церкви и России, духовная поэзия и проза - творения С.Нилуса, Н.В.Гоголя и дру гих авторов. Детские издания житий святых, молитвословы и катехизис (ответы на вопросы детей о Боге, Церкви и вере в современном мире), для самых маленьких - Закон Божий. В лавке есть и литература, издаваемая самим монастырем: Псалтирь, очень популярная бро шюра «Что надо знать о православном церков ном этикете», автором которой является игумен монастыря, разнообразные молитвословы, кни ги о Пресвятой Богородице. Работники лавки постоянно собирают информацию о наиболее популярной литературе среди прихожан и пас тырей. Благодаря «ежовым рукавицам» отца Арис тарха жизнь подворья становится все более сосредоточенной и молитвенной. Прижиться здесь могут только те, кто способен презреть «волю свою» и идти узким путем спасения. Татьяна Лазарева
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz